УИД 10RS0010-01-2022-001632-48
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-17257/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 30 августа 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г.
судей Сенчуковой Е.В., Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Григорьевой О.А., Григорьева В.Н. на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 апреля 2023 года по гражданскому делу № 2-71/2023 по иску Григорьевой О.А., Григорьева В.Н. к администрации Олонецкого национального муниципального района о признании незаконным решения об исключении семьи из состава участников программы, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, возложении обязанности восстановить семью на учете.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григорьева О.А., Григорьев В.Н. обратились в суд с иском к администрации Олонецкого национального муниципального района, указав в обоснование, что с августа 2011 г. их семья из трех человек Григорьевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ, Григорьева В.Н., ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Однако письмом от 05.09.2022 г. ответчик исключил их семью из состава участников подпрограммы в связи с достижением Григорьевым В.Н. предельного возраста, предусмотренного условиями программы, а именно 35 лет. Истцы просили признать незаконным указанное решение и возложить на ответчика обязанность восстановить семью в списке участников указанной подпрограммы.
Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23 января 20232 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 апреля 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных актов как постановленных при неправильно установленных обстоятельствах, с нарушением норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы заявителей не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением главы Олонецкого городского поселения от 09.06.2011 г. № 172-р семья Григорьева В.Н. в составе 3 человек, признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Распоряжением главы Олонецкого городского поселения от 20.05.2015 г. № 166-р внесены изменения в распоряжение главы Олонецкого городского поселения от 09.06.2011г. № 172-р в части признания семьи Григорьева В.Н. в составе 4 человек.
На основании заявления Григорьева В.Н. от 28.07.2011 г. семья Григорьева В.Н. в составе супруги Григорьевой О.А., сына ФИО признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Впоследствии Григорьев В.Н. подтверждал желание получить социальную выплату на строительство или приобретение жилья в рамках участия в подпрограмме в 2013 г. заявлением от 09.04.2012 г.; в 2016 г. заявлением от 21.05.2015 г.; в 2019 г. заявлением от 07.02.2017 г.; в 2020 г. заявлением от 13.03.2019 г.; в 2022 г. заявлением от 29.01.2021 г.
Решением комиссии по реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы от 11.03.2022 г., оформленного соответствующим протоколом, администрация исключила семью Григорьева В.Н. из состава участников подпрограммы в связи с достижением Григорьевым В.Н. и Григорьевой О.А. предельного возраста участия в подпрограмме - 35 лет.
Об исключении семьи Григорьева В.Н. из состава участников подпрограммы он уведомлен администрацией письмом от 05.09.2022 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался пунктами 6, 18, 19, 22, 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут привести к изменению содержания судебных актов.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Конституционной обязанностью Российской Федерации является обязанность способствовать реализации права на жилище.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года N 738-О-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2015 г. N 3-О)
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, предусмотренные пунктами 18, 19 вышеуказанных Правил.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (п. 21 Правил).
В силу пункта 22 указанных Правил основанием для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы является, помимо прочего, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.
Учитывая, что семья Григорьевых перестала отвечать требованиям указанных Правил, ввиду достижения Григорьевой О.А. и Григорьевым В.Н. возраста 35 лет, нижестоящие суды правомерно отказали в удовлетворении предъявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы не предусмотрена Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 105, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании приведенного нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 22 указанных Правил сам факт достижения супругами Григорьевыми 35-летнего возраста является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей ведомственной целевой программы по предоставлению субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
При рассмотрении дела нижестоящими судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, фактические обстоятельства установлены на основании оценки представленных по делу доказательств, в соответствии с требованиями процессуального закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьей 390, статьей 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Григорьевой О.А., Григорьева В.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи