Решение по делу № 2-456/2022 (2-2278/2021;) от 17.12.2021

Дело №2-456/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2022 года                                                 город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Казацкого В.В.,

при секретаре Окуневой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верещагиной Н. А. в лице ее представителя Плеско А. В. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Дикаревой Е. А., третье лицо: Правительство города Севастополя об установлении границ земельного участка, -

установил:

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам, третье лицо: Правительство города Севастополя об установлении границ земельного участка. Свои требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв. м., с кадастровым номером , а ответчик Дикарева Е. А. является смежным землепользователем земельного участка с кадастровым номером . Также истец является собственником земельных участков и смежных со спорным земельным участком. В то же время, согласно сведений ЕГРН, границы земельного участка истца не установлены в соответствии с законодательством РФ. Истцом был подготовлен межевой план и представлен в регистрирующий орган, однако уведомлением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя кадастровый учет был приостановлен в связи с не включением в межевой план документа, содержащего сведения о местоположении границ уточняемого земельного участка, не предоставлением сведений о наличии (отсутствии) объектов капитального строительства на уточняемом земельном участке, сведений о согласовании с собственниками смежных земельных участков. Поскольку документ, содержащий координаты земельного участка истца, отсутствует, и иным образом устранить нарушение прав истца невозможно, за защитой своих прав истец обратилась в суд.

Истец, ее представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, от представителя истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просит заявленные исковые требования удовлетворить.

Ответчик Дикарева Е.А. в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения иска не возражает.

Представитель ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.

Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Судом установлено, что истец Верещагина Н. А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером , вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», однако границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указанный земельный участок принадлежит истцу на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Кайбулаевым А. М. и Верещагиной Н. А., удостоверенного Мулик М. В., временно исполняющей обязанности нотариуса города Севастополя Прекрасновой И. ВалентИ., зарегистрировано в реестре . Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем ему был присвоен кадастровый .

Следовательно, право собственности истца на земельный участок возникло после введения в действие на территории города Севастополя законодательства Российской Федерации и на сегодняшний день является юридически действительным.

Как усматривается из межевого плана, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Халиловым А.Р., были уточнены границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу, в координатах характерных точек:

Обозначение характерных точек границы Уточненные координаты, м
X У

Как усматривается из Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ , государственный кадастровый учет земельного участка был приостановлен в связи с необходимостью предоставления документа, подтверждающего местоположение земельного участка в указанных в межевом плане границах.

Согласно ответа Государственного казенного учреждения «Архив города Севастополя», в документах архивного фонда «Орлиновский сельский Совет, г. Севастополь» за ДД.ММ.ГГГГ, переданных на хранение в ГКУ «Архив города Севастополя», имеются решения исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка и разрешении строительства индивидуального дома гр. Кайбулаевой Кадырпике», и от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче гражданам Украины в частную собственность земельных участков, ранее предоставленных для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек /приусадебных участков/», в котором имеются сведения в отношении земельного участка, расположенного по адресу:, <адрес>, но в документах, послуживших основанием для издания указанных решений технической документации в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, не имеется.

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Для определения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером кадастровым инженером был произведен выезд на данный земельный участок с целью проведения геодезических измерений границ земельного участка. Результаты работы кадастрового инженера отражены в составленном им межевом плане.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, что предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещения (часть 2 статьи 8 Закона).

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (часть 1 статьи 11.10 ЗК РФ).

В силу положений статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочего являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с образование объекта недвижимости.

В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (п.5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером , вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», имеют статус «актуальные, ранее учтенные». При этом установлено, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ.

Частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 (заинтересованные лица), в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

    Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

    Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исходя из смысла п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, сооружения, если они принадлежат одному лицу, за исключением случаев, указанных в данном пункте. В силу ч. 36 ст. 34 ФЗ №171-ФЗ собственники строений приобретают земельные участки, на которых расположены принадлежащие им строения, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ (в редакции указанного Закона).

Согласно с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.

Как уже указывалось выше, согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу положений подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании оценки и анализа представленных сторонами доказательства в их совокупности, при указанных обстоятельствах, в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что отсутствие местоположения характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу, в ЕГРН, нарушает его права и не может быть исправлено иным образом, кроме как путем установления границ земельного участка в судебном порядке, поскольку в архиве отсутствуют необходимые истцу документы – графическая часть с каталогом координат.

Таким образом, суд полагает, что нарушенное право истца будет восстановлено путем установления границ земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в координатах границ характерных (поворотных) точек:

Обозначение характерных точек границы Уточненные координаты, м
X У

При этом суд также учитывает, что в ходе судебного разбирательства сторонами вышеуказанные результаты межевания и определенные кадастровым инженером координаты не оспаривались, возражений против них суду не предоставлялось, проведение судебной землеустроительной экспертизы стороны не требовали.

На основании изложенного суд приходит к убеждению, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В то же время суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя и считает необходимым в удовлетворении исковых требований к данному ответчику отказать, поскольку суду не представлено доказательств нарушения правы истца со стороны данного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

решил:

Иск удовлетворить.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв. м., принадлежащего Верещагиной Н. А., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> в координатах границ характерных (поворотных) точек:

Обозначение характерных точек границы Уточненные координаты, м
X У

В удовлетворении исковых требований к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя – отказать.

Данное решение является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                     В.В. Казацкий

2-456/2022 (2-2278/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Верещагина Надежда Анатольевна
Ответчики
Дикарева Елена Аркадьевна
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Другие
Плеско Александр Владимирович
Департамент управления делами Губернатора и правительства Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
17.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2021Передача материалов судье
17.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2022Судебное заседание
22.03.2022Судебное заседание
08.04.2022Судебное заседание
15.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее