Решение по делу № 33-296/2020 от 05.03.2020

Судья Оляхинова Г.З. Дело № 33-296/2020

№ 2- 238/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Элиста 9 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Андреевой А.В.

судей Антакановой Е.В.

Гонеевой Б.П.

при секретаре Мучкаевой Р.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стоянова Вячеслава Александровича к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о назначении и взыскании пенсии за выслугу лет

по апелляционной жалобе истца Стоянова Вячеслава Александровича на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 января 2020 года.

Заслушав доклад председательствующего судьи Андреевой А.В., объяснения истца Стоянова В.А., его представителя Ильжиринова В.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Адьянова М.Н., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

установила:

Стоянов В.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия (далее – Министерство) о назначении и взыскании пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 6 ноября 2011 г. по решению Министерства № «…» получал пенсию за выслугу лет как лицо, замещавшее должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, выплаты прекращены в 2016 г.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г., Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (далее – Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З) признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. Закон Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. № 291-V-З «О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (далее – Закон Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. № 291-V-З) признан недействующим.

С 1 июля 2019 г. вступил в законную силу Закон Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (далее – Закон Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. № 51-VI-З).

30 августа 2019 г. обратился в Министерство за назначением пенсии за выслугу лет, в чем 17 сентября 2019 г. было отказано ввиду отсутствия стажа государственной гражданской службы Республики Калмыкия.

С данным отказом не согласен, считает, что стаж государственной гражданской службы составляет более 22 лет.

Просил суд взыскать пенсию на выслугу с 1 июля по ноябрь 2019 г. в размере 94340 руб. 62 коп.; обязать Министерство назначить пенсию за выслугу лет с 1 декабря 2019 г. в размере 18864 руб. 88 коп. до изменения страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Стоянов В.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Адьянов М.Н. возражал против удовлетворения иска.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 января 2020 г. в удовлетворении исковых требований Стоянова В.А. о назначении и взыскании пенсии за выслугу лет отказано.

В апелляционной жалобе истец Стоянов В.А. просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Указал, что вопреки выводам суда решение Министерства об отказе в назначении пенсии имеет промежуточный, а не правоустанавливающий характер, соответственно не может оспариваться в суде. Суд в решении не разрешил требования о наличии у него необходимого стажа и права на получение пенсии за выслугу лет.

В соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. № 51-VI-З и Порядком обращения за пенсией за выслугу лет, ее назначения и выплаты, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2019 г. № 187 (далее – Порядок), пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о назначении и взыскании пенсии за выслугу лет.

Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1, действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Аналогичное положение содержит часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с 1 января 2015 г.

К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих данного субъекта, в том числе определение условий, при которых лицо, замещавшее должность государственной гражданской службы субъекта, имеет право на получение ежемесячной пенсии за выслугу лет.

В Республике Калмыкия правоотношения по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия определены в Законе Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия».

Согласно части 2 статьи 1 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. № 51-VI-З пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим законом.

Лица, уволенные с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы, ликвидацией государственного органа, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году, установленного приложением 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с учетом особенностей, указанных в настоящей статье; лица, уволенные с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением; лица, уволенные с должностей государственной гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности государственной гражданской службы не менее 1 полного месяца непосредственно перед увольнением, при этом суммарная продолжительность замещения такой должности составляет не менее трех лет (части 1-3 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. № 51-VI-З).

В силу части 2 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. № 51-VI-З в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, засчитываются периоды работы на должностях федеральной государственной службы, государственной службы Республики Калмыкия, органов государственной власти и управления Калмыцкой АССР, и (или) Республики Калмыкия - Хальмг Тангч, и (или) Республики Калмыкия, муниципальной службы при суммарной продолжительности замещения должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия не менее 10 лет.

Статьей 9 Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. № 51-VI-З установлено, что в целях реализации положений настоящего закона Правительство Республики Калмыкия устанавливает: порядок определения ежемесячного денежного вознаграждения и среднемесячного денежного содержания для исчисления пенсии за выслугу лет; порядок обращения за пенсией за выслугу лет, ее назначения и выплаты.

В соответствии с пунктами 1, 2 раздела III Порядка прием документов для назначения пенсии за выслугу лет от органов осуществляется Министерством; рассмотрение документов осуществляется Комиссией по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы (далее – Комиссия); состав комиссии утверждается приказом Министерства. При рассмотрении документов, представленных для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы, комиссия: осуществляет проверку соответствия представленных документов и правильность подсчета стажа; принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении.

Исходя из указанных норм Министерство осуществляет прием документов для назначения пенсии, а комиссия, состав которой утверждается приказом Министерства, принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 30 августа 2019 г. Стоянов В.А. обратился в Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.

И.о. министра культуры и туризма Республики Калмыкия 13 сентября 2019 г. оформив представление № «…» о назначении пенсии за выслугу лет, направил его в Министерство.

Комиссия, рассмотрев документы Стоянова В.А., отказала в назначении пенсии за выслугу лет ввиду отсутствия суммарной продолжительности замещения должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия – не менее 10 лет; стаж истца государственной гражданской службы Республики Калмыкия по подсчетам ответчика составил – 7 лет 7 месяцев 24 дня (выписка из протокола от 13 сентября 2019 г. № «…»).

17 сентября 2019 г. ответчик письмом № «…» известил истца об отказе в назначении пенсии за выслугу лет.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что ответчик в пределах полномочий, осуществив подсчет стажа и установив суммарную продолжительность замещения истцом должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия – менее 10 лет, в назначении пенсии за выслугу лет обоснованно отказал, поскольку имеющий у истца стаж недостаточен для назначения пенсии по нормам Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. № 51-VI-З.

Стоянов В.А., обращаясь с настоящим иском, требование о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет не заявлял, просил взыскать задолженность по пенсии с 01 июля по ноябрь 2019 г. и с 1 декабря 2019 г. назначить её ежемесячную выплату.

Суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, учел положения подлежащих применению норм закона, принял решение в пределах заявленных исковых требований с отказом в их удовлетворении.

Доводы жалобы о том, что суд не разрешил требования и не дал оценки по вопросам о наличии у истца необходимого стажа и права на получение пенсии за выслугу лет, подлежат отклонению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (статьи 131, 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из приведенных выше норм права следует, что право определения предмета иска и способа защиты гражданских прав принадлежит истцу, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Как следует из искового заявления, Стояновым В.А. требования о включении в стаж государственной гражданской службы отдельных периодов работы, которые ответчик не засчитал, не заявлялось, как и о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, следовательно, решение суда обоснованно не содержит выводов относительно возможности включения в стаж периодов работы и наличия у истца права на получение пенсии за выслугу лет.

Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Вопреки доводам жалобы о промежуточном характере рассматриваемого решения Комиссии об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, данное решение в соответствии с разделом III Порядка носит правоустанавливающий характер и является необходимым элементом юридического состава, образующего основание возникновения права для назначения пенсии за выслугу лет.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 января 2020 года оставить без изменения.

Председательствующий А.В. Андреева

Судьи Е.В. Антаканова

Б.П. Гонеева

33-296/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Стоянов В.А.
Ответчики
Минсоцразвития, труда и занятости РК
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Андреева Ася Владимировна
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
06.03.2020Передача дела судье
21.04.2020Судебное заседание
28.05.2020Производство по делу возобновлено
09.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2020Передано в экспедицию
09.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее