Судья Сидорович Е.В. |
Дело № 2-787/2020 № 33-982/2020 |
15 декабря 2020 года |
город Магадан |
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Баюры Л.Н.,
судей Бирючковой О.А., Филенко М.А.,
при секретаре Ермолаевой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в режиме видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Соломоненко В.Б. к Магаданской таможне о признании незаконным приказа в части, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении
по апелляционной жалобе Сахалинской таможни (правопреемника Магаданской таможни) на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Баюры Л.Н., выслушав пояснения представителя ответчика Сахалинской таможни и третьего лица Дальневосточного таможенного управления Чипиковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения истца Соломоненко В.Б. и его представителя Соловьевой А.В., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Соломоненко В.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Магаданской таможне о признании незаконным приказа в части, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении.
В обоснование заявленных требований указал, что с 1 апреля 1997 года по 14 марта 2000 года работал в Управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Магаданской области (далее – УФК МФ РФ по Магаданской области), с 29 июня 2000 года по 12 сентября 2002 года, с 16 сентября 2011 года по 31 января 2020 года проходил службу в Магаданской таможне. Приказом Магаданской таможни от 29 января 2020 года № 28-КС он уволен по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии.
При увольнении ему произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении, в который не включен период его работы в УФК МФ РФ по Магаданской области с 1 апреля 1997 года по 14 марта 2000 года, засчитанный в стаж службы (выслуги лет) при его поступлении на службу в таможенные органы 29 июня 2000 года.
Полагал, что данный расчет произведен ответчиком неверно, поскольку в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 103, в выслугу лет для назначения пенсии должен быть засчитан период его работы в УФК МФ РФ по Магаданской области продолжительностью 2 года 11 месяцев 14 дней.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд признать незаконным пункт 1 приказа Магаданской таможни от 29 января 2020 года № 28-КС в части расчета на 31 января 2020 года выслуги лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении, возложить на Магаданскую таможню обязанность произвести перерасчет выслуги лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении, включив в них период работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области с 1 апреля 1997 года по 14 марта 2000 года продолжительностью 2 года 11 месяцев 14 дней.
Определением Магаданского городского суда от 12 августа 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Дальневосточное таможенное управление.
Решением Магаданского городского суда от 17 сентября 2020 года исковые требования Соломоненко В.Б. удовлетворены.
Пункт 1 приказа Магаданской таможни от 29 января 2020 года № 28-КС в части расчета на 31 января 2020 года выслуги лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении признан незаконным.
На Магаданскую таможню возложена обязанность произвести перерасчет выслуги лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении, включив в них период работы Соломоненко В.Б. в УФК МФ РФ по Магаданской области с 1 апреля 1997 года по 14 марта 2000 года продолжительностью 2 года 11 месяцев 14 дней.
Не согласившись с постановленным решением, Сахалинская таможня (правопреемник Магаданской таможни с 1 октября 2020 года, приказ Федеральной таможенной службы от 27 марта 2020 года № 329) подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права и просит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным Дальневосточным таможенным управлением и Магаданской таможней в письменных пояснениях и возражениях относительно искового заявления.
Настаивает, что невключение периода работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области, не являющемся органом Министерства финансов Российской Федерации, входящим в его структуру, в расчет выслуги лет для назначения пенсии и общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении является законным и обоснованным, поскольку зачет указанного периода противоречил бы подпункту «в» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 103.
Дополнительно отмечает, что периоды, подлежащие включению в выслугу лет для назначения пенсии, засчитываются в общую продолжительность службы в календарном исчислении, в связи с чем общая продолжительность службы истца на 31 января 2020 года для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет 22 года 3 месяца 14 дней и соответствует календарной выслуге для назначения пенсии.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» закреплено, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 103, которым утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 данного Положения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время работы в органах и центральном аппарате Министерства финансов Российской Федерации в качестве руководителей и специалистов по профилю деятельности данного федерального органа исполнительной власти.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Соломоненко В.Б. 1 апреля 1997 года на основании приказа от 2 апреля 1997 года № 38-к принят в Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Магаданской области в отдел кредитов, инвестиций, внебюджетных фондов и ценных бумаг на должность старшего казначея на время отсутствия основного работника; уволен 14 марта 2000 года на основании приказа от 13 марта 2000 года № 53к.
В период с 29 июня 2000 года по 12 сентября 2002 года включительно и с 16 сентября 2011 года по 31 января 2020 года включительно Соломоненко В.Б. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации Магаданской области (Магаданская таможня), с 13 сентября 2002 года по 15 сентября 2011 года включительно – федеральную государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации (Магаданская таможня) (л.д. 8-9).
На основании приказа Магаданской таможни от 29 января 2002 года № 28-КС Соломоненко В.Б. 31 января 2020 года уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).Согласно пункту 1 данного приказа выслуга лет Соломоненко В.Б. в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии на 31 января 2020 года составила: календарная – 22 года 3 месяца 14 дней; в льготном исчислении – 19 лет 7 месяцев 3 дня; общая – 41 год 10 месяцев 17 дней.
Общая продолжительность службы на 31 января 2020 года для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет 22 года 3 месяца 14 дней.
Стаж службы (выслуги лет) для установления ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) на 31 января 2020 года составил 25 лет 2 месяца 28 дней.
Согласно расчетам стажа службы (выслуги лет) для установления ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет), выслуги лет для назначения пенсии, общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении и оклада к специальному званию, утвержденным начальником Магаданской таможни 27 и 28 января 2020 года, в срок выслуги для назначения пенсии, а также в срок общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении и оклада к специальному званию не зачтено время работы Соломоненко В.Б. в УФК МФ РФ по Магаданской области в период с 1 апреля 1997 года по 14 марта 2000 года общей продолжительностью 2 года 11 месяцев 14 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности пункта 1 приказа Магаданской таможни от 29 января 2020 года № 28-КС в части невключения периода работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области в выслугу лет для назначения и выплаты пенсии, а также вобщую продолжительность службы для выплаты единовременного пособия при увольнении.
При этом суд исходил из того, что данный период работы Соломоненко В.Б. в УФК МФ РФ по Магаданской области в силу подпункта «в» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии и в общую продолжительность службы для выплаты единовременного пособия при увольнении, поскольку УФК МФ РФ по Магаданской области с момента своего образования - 16 марта 1995 года и до 1 января 2005 года являлось органом Министерства финансов Российской Федерации.
Также суд пришел к выводу о нарушении ответчиком порядка, установленного пунктом 8 Инструкции об организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС от 6 августа 2013 года № 1473, согласно которому расчет выслуги лет для назначения пенсии до утверждения руководителем соответствующего таможенного органа в обязательном порядке согласовывается с соответствующим подразделением пенсионной службы ФТС России до даты увольнения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, и на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, в том числе письменными, которым судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
В статье 71 Конституции Российской Федерации закреплено, что в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» (действовавшим в период работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области) в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177 «О структуре исполнительной власти» (в редакции, действовавшей в период работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области) в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входит Министерство финансов Российской Федерации, которое
При этом органы казначейства данным Указом не отнесены к самостоятельным федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации.
Такой правовой статус федеральным органам казначейства был присвоен 12 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти Российской Федерации».
Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года № 984 (действовавшим в период работы истца в УФК МФ РФ по Магаданской области), Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране (пункт 1).
Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации (пункт 2).
Также согласно ранее действовавшему Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 273, Министерство финансов Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы (пункта 2).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 «О Федеральном казначействе», Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства (далее именуется - казначейство) состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт - Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
Главное управление федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации и подчиняется Министру финансов Российской Федерации.
Таким образом, территориальные органы федерального казначейства по областям, подчиненные Главному управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, входили в единую централизованную систему органов федерального казначейства, которые, в свою очередь, были включены в единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации, то есть являлись территориальными финансовыми органами Министерства финансов Российской Федерации, через которые министерство осуществляло возложенные на него правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что УФК МФ РФ по Магаданской области в период работы истца являлось органом Министерства финансов Российской Федерации, судебная коллегия признает правильным, а доводы апелляционной жалобы об обратном основанными на ошибочном толковании норм права.
Приведенные ответчиком доводы в апелляционной жалобе фактически воспроизводят его правовую позицию по настоящему спору, являлись предметом исследования и проверки суда первой инстанций и свидетельствуют о несогласии заявителя с выводами нижестоящего суда, что в силу статьи 330 ГПК РФ не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта, заявителем не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанций правильно, а процессуальных нарушений не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сахалинской таможни - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий
Судьи