Решение по делу № 2а-1504/2021 от 14.07.2021

                                                                                                             Дело № 2а-1504/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вязьма                                                   4 октября 2021 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Титовой Е.В.,

при секретаре Захаровой Е.Н.,

с участием представителя административных ответчиков Вяземской межрайонной прокуратуры Смоленской области и прокуратуры Смоленской области – заместитель Вяземского межрайонного прокурора Якубовской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Эколос-ПроектСтрой» к Вяземской межрайонной прокуратуре Смоленской области, прокуратуре Смоленской области о признании незаконным представления Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления Вяземской межрайонной прокуратуры Смоленской области. В обоснование своих требований указал, что в адрес ООО «Эколос-ПроектСтрой» поступило представление Вяземской межрайонной прокуратуры Смоленской области об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд за № ХХХ от 28 апреля 2021 года. Указанное представление нарушает законные права и создает непреодолимые препятствия в реализации законных интересов, при исполнении своих обязательств.

28 мая 2020 года ООО «Эколос-ПроектСтрой» заключен муниципальный контракт ХХХ. Проектная документация по объекту «Строительство очистных сооружений с сетями канализации в селе Новый Вяземского района Смоленской области» получила положительное заключение экспертизы в областном государственном автономном учреждении «Управление государственной экспертизы по Смоленской области» ХХХ от 20 декабря 2018 года. В информационной карте электронного аукциона «Строительство очистных сооружений с сетями канализации в селе Новый Вяземского района Смоленской области», отраженной в документации об электронном аукционе, размещенном на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru, не указано, что описание и количество объекта закупки должно соответствовать проектно-сметной документации. Согласно проектно-сметной документации, размещенной так же на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru, указаны только основные технико-экономические показатели линейного объекта, что соответствует требованиям Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В Приложении 1 к информационной карте Технического задания на выполнение работ по объекту: «Строительство очистных сооружений к сетям канализации в селе Новый Вяземского района Смоленской области» закреплено, что допускается поставка товара, эквивалентного установленному в проектной документации. Замена оборудования на эквивалент не несет изменений проектной документации в части технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Письмом № 385 от 2 июня 2020 года ООО «Эколос-ПроектСтрой» уведомило главу муниципального образования Степаниковского сельского поселения «Вяземского района» Смоленской области о необходимости замены следующего оборудования:

- противопожарных горизонтальных резервуаров цилиндрической формы, изготовленных из стеклопластика 2х50м3 HELYX на горизонтальные накопительные резервуары из стеклопластика типа ЛОС-ЕМ-М/2,4- 10,99/2х50м3 с идентичными техническими характеристиками производства ООО ТД «Эколос» г. Самара соответствующие техническим характеристикам проекта (приложение № 4, 5 Паспорт, Декларация о соответствии) без изменения сметной стоимости.

- установки «Векса-М-Н» производительностью 10 л/с на Систему дождевой канализации комбинированный песко-нефтеуловитель с дополнительным сорбционным блоком типа ЛОС-КПН-С/2,0-5,24/1,42 с идентичными техническими характеристиками производства ООО ТД «Эколос» г. Самара соответствующие техническим характеристикам проекта (приложение № 6,7 Паспорт, Декларация о соответствии) без изменения сметной стоимости. Данные изменения не затрагивают габариты и конструктив несущих конструкций фундаментов.

Возражений на письмо № 385 от 2 июня 2020 года о замене оборудования не поступало. В целях устранения неблагоприятных последствий ООО «Эколос-ПроектСтрой» был заключен Договор ХХХ от 25 декабря 2020 года на корректировку проектной документации с ООО «Эколос плюс». 15 апреля 2021 года было получено положительное заключение повторной государственной экспертизы ХХХ. Таким образом, ООО «Эколос-ПроектСтрой» действовало в рамках закона и заключенного муниципального контракта ХХХ от 28 мая 2020 года.

В судебное заседание представить административного истца не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков: Вяземской межрайонной прокуратуры Смоленской области и прокуратуры Смоленской области, привлеченной протокольно судом в качестве административного ответчика – заместитель Вяземского межрайонного прокурора Якубовская О.В. возражала против административного иска, поддержала доводы возражения на административное исковое заявление, в котором указано, что 28 мая 2020 года между администрацией Степаниковского сельского поселения и ООО «Эколос-ПроектСтрой» заключен муниципальный контракт ХХХ на выполнение работ по строительству объекта «Строительство очистных сооружений с сетями канализации в селе Новый Вяземского района Смоленской области». Проектная документация по данному объекту получила положительное заключение экспертизы в ОГАУ «Управление государственной экспертизы по Смоленской области» ХХХ от 20 декабря 2018 года, в котором указана в качестве станции очистки бытовых сточных вод – станция биологической очистки бытовых сточных вод СБО-200 серии СБО-5/10000-345МЗ, производительностью 180м3/сутки. Однако в акте приемки от 22 декабря 2020 года вместо названной выше, станции биологической очистки сточных вод, осуществлен монтаж установки полной биологической очистки сточных вод типа ЛОС-Р-180М/9,9-9,76-5,60, не предусмотренной проектной документацией и условиям муниципального контракта, не прошедшей государственную экспертизу. Поскольку при исполнении муниципального контракта корректировалась проектная документация в части предмета контракта, при этом изменения в контракт по замене оборудования не внесены, дополнительное соглашение к контракту не оформлено, установка полной биологической очистки сточных вод смонтирована подрядчиком до проведения повторной экспертизы проектной документации, подрядной организацией ООО «Эколос-ПроектСтрой» допущены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 33-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со статьей 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45, 46 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судом установлено, что 28 мая 2020 года между администрацией Степаниковского сельского поселения и ООО «Эколос-ПроектСтрой» заключен муниципальный контракт ХХХ на выполнение работ по строительству объекта «Строительство очистных сооружений с сетями канализации в селе Новый Вяземского района Смоленской области» (приложение № 2 к настоящему контракту) с проектной документацией, прошедшей экспертизу в установленном законодательством РФ и Смоленской области порядке. Цена контракта составляет 54 687 319 руб. 95 коп. (л.д. 12-19).

В положительном заключении ОГАУ «Управление государственной экспертизы по Смоленской области» указана в качестве станции очистки бытовых сточных вод – станция биологической очистки бытовых сточных вод СБО-200 серии СБО-5/10000-345МЗ, производительностью 180м3/сутки (л.д. 119-130).

Согласно акту приемки выполненных работ от 22 декабря 2020 года вместо заложенной в проектное решение станции биологической очистки бытовых сточных вод СБО-200 серии СБО-5/10000-345МЗ, производительностью 180м3/сутки подрядчик ООО «Эколос-ПроектСтрой» смонтировал установку полной биологической очистки сточных вод типа ЛОС-Р-180М/9,9-9,76-5,60, не предусмотренную проектной документацией (л.д. 131-132).

В результате проведенной Вяземской межрайонной прокуратурой по обращению М.В. проверкой выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности, требований ст.ст. 94, 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 33-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 452 ГК РФ, так как при исполнении контракта корректировалась проектная документация в части предмета контракта, при этом изменения в контракт по замене оборудования не внесены, дополнительное соглашение к контракту не оформлено. Генподрядчиком ООО «Эколос-ПроектСтрой» незаконно изменены существенные условия контракта. Кроме того, ООО «Эколос-ПроектСтрой» смонтировал установку полной биологической очистки сточных вод типа ЛОС-Р-180М/9,9-9,76-5,60 до проведения повторной экспертизы проектной документации. Исполняющим обязанности Вяземского межрайонного прокурора Е.А. 28 апреля 2021 года за ХХХ внесено представление в адрес генерального директора ООО «Эколос-ПроектСтрой» об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (л.д. 8).

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6).

В силу ст. 24 Федерального закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Таким образом, представление прокурора содержит властное волеизъявление, его неисполнение порождает для граждан и юридических лиц правовые последствия, в силу чего представления прокурора является предметом обжалования в порядке административного судопроизводства.

Срок обращения с заявлением в суд, установленный ст. 219 КАС РФ, заявителем соблюден.

Статьей 1 Федерального закона № 2202-1 определено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В силу ст. 21 Федерального закона № 2202-1 проверка исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Основанием для внесения представления служат установленные факты нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1.

ООО «Эколос-ПроектСтрой», оспаривая представление Вяземского межрайонного прокурора, указывает на то обстоятельство, что замена оборудования на эквивалент не несет изменений проектной документации в части технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Письмом от 2 июня 2020 года № 385 ООО «Эколос-ПроектСтрой» уведомило главу Степаниковского сельского поселения Вяземского района о необходимости замены оборудования: противопожарных горизонтальных резервуаров цилиндрической формы, изготовленных из стеклопластика 2х50м3 HELYX на горизонтальные накопительные резервуары из стеклопластика типа ЛОС-ЕМ-М/2,4- 10,99/2х50м3 с идентичными техническими характеристиками; установки «Векса-М-Н» производительностью 10 л/с на Систему дождевой канализации комбинированный песко-нефтеуловитель с дополнительным сорбционным блоком типа ЛОС-КПН-С/2,0-5,24/1,42 с идентичными техническими характеристиками. Возражений на письмо из администрации Степаниковского сельского поселения не поступало.

Между тем, данные доводы являются несостоятельными и противоречат действующему законодательству.

В соответствии со ст. 34 БК РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Согласно ч. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

На основании ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Исходя из подп. 8 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ) муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени муниципального образования (муниципальный контракт) муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно с. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствие с ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В силу требований подп. 9 п. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, в том числе, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

Нормы Федерального закона № 44-ФЗ не содержат определения существенных условий муниципального контракта. Тем не менее, наличие специального правового регулирования отношений в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд не исключает применение к указанным правоотношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенным признаются условия о предмере договора, условиях, которые названы в законе и или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон достигнуто соглашение.

В нарушение данных требований закона подрядчик ООО «Эколос-ПроектСтрой» вместо заложенной в проектное решение станции биологической очистки бытовых сточных вод СБО-200 серии СБО-5/10000-345МЗ, производительностью 180м3/сутки смонтировал установку полной биологической очистки сточных вод типа ЛОС-Р-180М/9,9-9,76-5,60, не предусмотренную проектной документацией. Работы по строительству очистных сооружении с сетями канализации в селе Новый приняты 22 декабря 2020 года, тогда как лишь 10 февраля 2021 года подрядчик совместно с муниципальным заказчиком направили проектную документацию по строительству указанного объекта с внесенными изменениями на повторную экспертизу в ОГАУ «Управление государственной экспертизы по Смоленской области». Положительное заключение экспертизы получено 15 апреля 2021 года (л.д. 30-42).

Таким образом, представление Вяземского межрайонного прокурора от 28 апреля 2021 года за ХХХ, внесенное в адрес генерального директора ООО «Эколос-ПроектСтрой» М.Ю., правомерно указывает на выявленные нарушения законодательства.

При этом суд полагает необходимым указать, что представление прокурора не носит нормативного или властно-распорядительного характера и само по себе не влечет никаких негативных последствий.

По смыслу приведенных выше взаимосвязанных положений Федерального закона № 2202-1, а также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.02.2005 № 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительной исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Заявленные требования в настоящем деле не влекут восстановления прав, которые административный истец считает нарушенными, поскольку действия Вяземского межрайонного прокурора не привели к нарушению законных интересов административного истца, соответствовали и отвечали задачам нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность административного ответчика.

Каких-либо негативных последствий, как для административного истца, так и для заинтересованных лиц, не наступило.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ООО «Эколос-ПроектСтрой» к Вяземской межрайонной прокуратуре Смоленской области и к прокуратуре Смоленской области о признании незаконным и отмене представления об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, необоснованно, а потому суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ООО «Эколос-ПроектСтрой» к Вяземской межрайонной прокуратуре Смоленской области, прокуратуре Смоленской области о признании незаконным представления Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                         Е.В. Титова

04.10.2021 – резолютивная часть решения

08.10.2021 – мотивированное решение

09.11.2021 – вступает в законную силу

2а-1504/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Эколос-ПроектСтрой"
Ответчики
Вяземская межрайонная прокуратура Смоленской области
Прокуратура Смоленской области
Другие
Администрация Степаниковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Титова Елена Владимировна
Дело на странице суда
vyazma.sml.sudrf.ru
14.07.2021Регистрация административного искового заявления
14.07.2021Передача материалов судье
16.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2021Рассмотрение дела начато с начала
16.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Судебное заседание
04.10.2021Судебное заседание
08.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее