79RS0002-01-2021-003299-35
Дело № 2а-1277/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Шелепановой И.Г.
при секретаре Чернышовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане административное дело по административному иску Махусаева Анатолия Апполинаровича к Управлению Федеральной налоговой службы по ЕАО, заместителю руководителя Управления Федеральной налоговой службы по ЕАО Годяйкиной Светлане Александровне о признании недействительными решения о регистрации от 01.07.2004, решение о присвоении КФХ ИНН от 29.09.2003 и обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Махусаев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по ЕАО о признании недействительным решения и обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивировал тем, что 01.07.2004 в ЕГРИП внесена регистрационная запись о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до 01 января 2004 года, Администрацией муниципального образования 'Ленинский район' ДД.ММ.ГГГГ под регистрационным номером №. Основание записи: поступившее в Межрайонную инспекцию Министерства по налогам и сборам РФ №1 по Еврейской автономной области, Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до 1 января 2004 г. от 01.07.2004 № с приложением Свидетельства о регистрации КФХ, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРИП внесена запись о присвоении КФХ ОГРНИП № (п.6, раздела Сведения о регистрации крестьянского (фермерского)хозяйства), 26.09.2003 г. КФХ поставлено на налоговый учет и присвоен ИНН №, о чем внесена запись в ЕГРИП за ГРН № от 18.04.2012 (п. 17, П. 20, раздела Сведения об учете в налоговом органе). 01.07.2004 г. в ЕГРИП, внесена запись о индивидуальном предпринимателе - Махусаев Анатолий Апполинарович, за ГРН № от 01.07.2004 (п.1, п.2, раздела Фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) Между тем, соответствующего заявления о регистрации главы КФХ, в качестве индивидуального предпринимателя, Махусаев А.А. в регистрирующий орган не подавал, следовательно сведения ЕГРИП о зарегистрированном предпринимателе Махусаев А.А. внесены неправомерно, в нарушении Федерального закона и являются недостоверными, так как внесены ФНС самостоятельно. Кроме этого, зарегистрированному КФХ незаконно присвоен ИНН №, который ранее 21.11.2000 присвоен физическому лицу Маахусаев Анатолий Апполинарович, о чем выдано свидетельство серии №. Согласно Налогового кодекса РФ ИНН- индивидуальный налоговый номер присваивается конкретному налогоплательщику один раз и не повторяется никогда, Таким образом, ИНН № у КФХ не может быть, в силу прямого указания Налогового кодекса, так как присвоен другому лицу, следовательно сведения о ИНН КФХ внесены в ЕГРИП неправомерно, в нарушении Федерального закона и являются недостоверными. 03.12.2020 Махусаев А.А. направил в УФНС по ЕАО интернет-обращение, в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», направил в УФНС по ЕАО интернет-обращение по вопросу исправления технической ошибки в ЕГРИП. УФНС ЕАО, отказалась исключать из ЕГРИП, указанные недостоверные сведения, указав, что, содержащиеся в ЕГРИП сведения об ИНН, в отношении главы КФХ Махусаева Анатолия Апполинаровича технической ошибкой не является, доводы о недостоверности записей в ЕГРИП не подтверждаются. Эти выводы УФНС ЕАО основаны на неверном толковании Закона и применении нормы права, следовательно, являются неверными, что явилось основанием обратиться в суд с административным иском. Таким образом, Решение УФНС РАО о регистрации Махусаева Л.Л. индивидуальным предпринимателем и присвоение ОГРНИН № от 01 07.2004 и Решение УФНС НЛО КФХ о присвоении КФХ ИНН №, противоречат Федеральному закону, необоснованно налагаю! на Махусаева Л.Л. дополнительные обязательства, нарушают законные права гражданина на свободу личного волеизъявления, в сфере публичных и административных правоотношений, гарантированные Конституцией РФ и иными Федеральными законами, следовательно признаны законными и обоснованными быть не могут. Просит суд признать недействительным решением УФНС ЕАО о регистрации Махусаева А.А. индивидуальным предпринимателем и присвоение ОГРНИП № от 01.07.2004. Признать недействительным решение УФНС ЕАО КФХ о присвоении КФХ ИНН № от 29.09.2003. Обязать УФНС ЕАО устранить допущенные нарушения закона, путем внесения соответствующих изменений в ЕГРИП.
Определением суда от 14.04.2021, привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика, должностное лицо - заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по ЕАО, вынесшее оспариваемое решение – Годяйкина С. А.
В судебное заседание административный истец Махусев А. А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Жуков В. И., действующий на основании доверенности, требования и доводы административного иска поддержал.
В судебном заседании представитель административного ответчика Бунаков М. В., действующий на основании доверенности, требования административного иска не признал.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с ч, 1,5 ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Как, следует из административного иска, административный истец не согласен со сведениями, внесенные УФНС по ЕАО в п. п. 1,2,5,17 Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и просит обязать внести соответствующие изменения в ЕГРИП.
Пункты 1, 2, 5 ЕГРИП содержат сведения о Махусаеве А. А, которому 01.07.2004 присвоен ОГРНИП №, пункт 17 реестра указывает сведения о постановке на учет в налоговый орган 26.09.2003 и присвоения ИИН №.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования «Ленинский район» 18.01.2020 было зарегистрировано крестьянское хозяйство.
Статья 5 ФЗ № 74-ФЗ указывает, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Статья 5 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, предусматривает содержание государственных реестров.
В судебном заседании установлено, что на основании, поступивших в МИНФС № 1 заявления Махусаева А. А. о внесении в ЕГРИП записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до 1 января 2004 года, свидетельства о регистрации КФХ, в ЕГРИП 01.07.2004 внесена регистрационная запись о КФХ зарегистрированным до 01.07.2004.
В ЕГРИП 18.04.2018 внесены сведения о прекращении КФХ, в связи с признанием его несостоятельным (банкротом) ГРН №.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Согласно Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 28.01.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей...".
Правила, утвержденные указанным Постановлением, применяются органами, осуществляющими государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, со дня введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», то есть с 1 января 2004 года.
В судебном заседании установлено, что сведения в отношении Махусаева А. А. ИНН № в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - ИП в ЕГРИП не вносились, заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от Махусаева А. А. в налоговые органы не поступало.
Махусаев А. А., как физическое лицо имел в ЕГРИП только один статус - главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Статус индивидуального предпринимателя в ЕГРИП, то есть физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, Махусаеву А. А. до настоящего времени регистрирующим (налоговым) органом не присваивался.
Таким образом, доводы о недостоверности записей в ЕГРИП сведений, содержащих в п. 1,2,5,17 являются несостоятельными.
Кроме того, Федеральным законом от 08 января 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", определен порядок внесения записи о недостоверности содержащихся в ЕГРИП.
Данный порядок стороной административного истца не соблюден.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Аналогичный срок для обращения в суд был предусмотрен и нормами главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент вынесения оспариваемого решения.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании административный истец Мухасаев А. А. на момент вынесения в сведений в ЕГРИП с 2004 году знал о наличии данных сведений в ЕГРИП, о несогласии с указанными данными административный истец Мухасаев А. А. обращался в ИФНС с заявлением от 20.11.2018 (дан ответ № от 03.12.2018). Таким образом, ему было известно о нарушении своих прав, однако в суд с административным иском он обратился только 09.04.2021 года.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска, в обоснование которого указано на действовавшие ограничения, введенные в связи с пандемией коронавируса и предотвращения распространения короновируса.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие лицу своевременно обратиться в суд (например, болезнь административного истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Суд считает, что с 2018 года у Махусаева А. А. имелась возможность обращения в суд за защитой нарушенного права.
Кроме того, почтовые отделения на период введенных ограничений не приостанавливали свою работу, Махусаев А. А. имел возможность направления административного иска почтовым отправлением.
Таким образом, доказательства, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока истцом суду предоставлено не было, суд приходит к выводу о том, что Мухасаевым А. А. значительно пропущен срок на обращение в суд, заявленное ходатайство о восстановлении срока не подлежало удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд, -
Р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 01.07.2004, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░ 29.09.2003 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░