Решение по делу № 2-972/2024 от 04.09.2024

№ 2-972/2024

УИД 77RS0002-02-2024-009042-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2024 года                                                                                    г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В. при секретаре Жалсановой А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Байкальского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании исполнить положения законодательства о транспортной безопасности

УСТАНОВИЛ:

    Байкальский транспортный прокурор обратился в с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в обосновании указывая, что прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта, в ходе которой выявлены нарушения законодательства.

    В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О транспортный безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» установлены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

    В силу п. 1 требований настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в т.ч. требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта.

    В соответствии с п. 2 Требований настоящий документ применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесённых в соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры не подлежащих категорированию: железнодорожные вокзалы и станции; железнодорожные тоннели, мосты, эстакады; участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части железнодорожного транспорта здания, сооружения и помещения для хранения грузов повышенной опасности и/или опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, определяемыми Правительством РФ в соответствии с Законом о транспортной безопасности.

    В собственности ОАО «РЖД» имеется объект транспортной инфраструктуры – железнодорожный металлический мост ( длина 130,39 м.) через реку Тыя на <адрес> Вышеуказанный объект включен в реестр категорированных объектов (реестровый номер ) ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, обязанность привлечь (образовать) для защиты данного объекта подразделения транспортной безопасности возникло у ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ.

План обеспечения транспортной безопасности на указанном объекте разработан и утвержден, мероприятия, утвержденные указанным планом, не исполнены.

Просит суд обязать ОАО «РЖД» исполнить положения законодательства о транспортной безопасности а именно образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры – железнодорожном металлическом мосту ( длина 130,39 м.) через реку Тыя на <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора Стефанков С.Д. исковые требования подержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить, вопрос по сроку исполнения оставил на усмотрение суда.

Представитель ОАО «РЖД» Малыгин А.В. с требованиями не согласился, полагал, что иск заявлен преждевременно до момента реального нарушения закона, поскольку срок для оснащения моста техническими средствами обеспечении транспортной безопасности еще не наступил. Привлечение подразделений транспортной безопасности осуществляется в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Правительством утверждено распоряжение от 21.04.2022 г. № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законом основании». Исходя из указанного распоряжения, указанный в иске мост подлежит оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности на пятом этапе, начиная с ДД.ММ.ГГГГ г. Привлечение подразделений транспортной безопасности на необорудованный объект транспортной инфраструктуры не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности. Кроме того, представитель ответчика просил в случае удовлетворениях исковых требований прокурора установить срок для исполнения судебного решения до одного года.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. «в» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе тоннели, эстакады, мосты.

В соответствии со ст. 2 Федеральный закон № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).

В силу пункта 4 ст. 2 названного закона предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии с пунктами 3, 4 и 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является принцип непрерывности обеспечения транспортной безопасности, т.е. деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» установлены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В силу приведенных норм, ОАО «РЖД» обязано обеспечивать антитеррористическую защищенность в сфере транспортного комплекса.

В соответствии с пп. «в» п. 5 Постановления Правительства № 1633 от 08.10.2020, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры

- образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:

- работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);

- специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

Как установлено из материалов дела, спорный объект транспортной инфраструктуры железнодорожный металлический мост (длина 130,39 м) через реку Тыя на <адрес> внесен в реестр категорированных объектов ДД.ММ.ГГГГ с установлением 2 категории (реестровый номер ), оценка уязвимости объекта утверждена ДД.ММ.ГГГГ (дата утверждения дополнительной оценки ДД.ММ.ГГГГ), план транспортной безопасности утвержден ДД.ММ.ГГГГ.

В последующем ДД.ММ.ГГГГ по указанному объекту были внесены изменения в реестр с присвоением ему 1 категории, между тем, в установленные законом сроки в нарушение п.п. «в» п. 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства № 1633 до настоящего времени ОАО «РЖД» как субъектом транспортной инфраструктуры для защиты указанного объекта не образовано ( не сформировано) и (или) не привлечено для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности подразделение (подразделения) транспортной безопасности, что стороной ответчика не оспаривается.

При этом суд учитывает, что правовое регулирование спорных правоотношений в связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 495 и принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 г. N 1633, не изменилось.

Так, согласно п. 5 ранее действовавшего Постановления правительства №495, Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде;

на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).

реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки:

для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

Исходя из подпункта "с" пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года N 1633, в связи с изменением присвоенной объекту транспортной инфраструктуры обязано обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утвердить в установленном порядке результаты дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры. В данном случае днем получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры является ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок для выполнения приведенных требований истек ДД.ММ.ГГГГ после чего, ОАО "РЖД" следовало сформировать и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки Байкальской транспортной прокуратурой по поручению Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ по исполнению законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта, установлено, что объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный металлический мост ( длина 130,39 м.) через реку Тыя на <адрес> включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры (реестровый номер ) с ДД.ММ.ГГГГ.

В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ Байкальским транспортным прокурором начальнику Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры внесено представление, которое рассмотрено, выявленные нарушения не устранены, в связи с поэтапным выполнением мероприятий по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Доводы представителя ответчика о том, что Правительством Российской Федерации предусмотрен поэтапный план выполнения обязательств обеспечения транспортной безопасности, в силу чего представитель ответчика считает иск прокурора заявлен преждевременно, суд считает не обоснованными.

Распоряжением Правительства от 21.04.2022 № 974-р утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании. Срок по оснащению железнодорожного металлического моста установлен на 5 этапе, начиная с 2025 г. в связи с чем, поэтапная реализация требований может затянуться на неопределенный срок. Однако как установлено из материалов дела, требования установленные Федерального закона № 16-ФЗ в отношении железнодорожного металлического моста ответчиком долгое время не предпринимались, что создавало и создает на настоящее время угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц и явилось основанием для обращения прокурора в суд. До настоящего времени требования в полном объеме не выполнены, доказательств подтверждающих выполнение требований законодательства не представлено.

Доводы ответчика со ссылкой на заключение договора на оказание услуг по охране и защите объектов с ФГП ВО ЖДТ России доводы иска не опровергают и не свидетельствуют об исполнении ответчиком требований действующего законодательства. Поэтапное выполнение мероприятий по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры также не является условием, освобождающим от возложенной обязанности по соблюдению мер по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), т.к. согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 16-ФЗ одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является принцип непрерывности.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ОАО «РЖД» обязанности образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожный металлический мост ( длина 130,39 м.) через реку Тыя на 1045 км. перегона Тыя (рзд.) – Северобайкальск Восточно-Сибирской железной дороги от актов незаконного вмешательства.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон (неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился транспортный прокурор, и ответчика), необходимых подготовительных мероприятий, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ данный срок суд считает разумным. При этом суд учитывает, что объект транспортной инфраструктуры, являющийся предметом иска, с учетом установленной категории, развитием в настоящее время транспортных перевозок в зоне БАМ, нуждается в обеспечении транспортной безопасности в первоочередном порядке.

С учетом установленных обстоятельства предоставляемый срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для принятия организационных мер по исполнению требований законодательства, установление более длительного срока повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до ДД.ММ.ГГГГ образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожный металлический мост ( длина 130,39 м.) через реку <адрес> (реестровый номер ), подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход муниципального бюджета госпошлину в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в мотивированной форме 02 октября 2024 года

Судья                                     В.В. Атрашкевич

2-972/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Байкальская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Атрашкевич Владимир Валерьевич
Дело на странице суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
04.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.09.2024Передача материалов судье
06.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2024Подготовка дела (собеседование)
16.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2024Судебное заседание
02.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее