Дело № 2-690/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 26 марта 2019 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Штея Н.А.,
помощника Енисейского межрайонного прокурора Колмаковой Т.Н.,
при секретаре Дидоха Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя Министерства обороны Российской Федерации – заместителя начальника отдела (по представлению интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах общей юрисдикции) ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Иванову В.В., Ивановой Т.А., Иванову Н.В., Ивановой С.В. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, сдаче жилого помещения, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель начальника отдела ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – Петренко В.В., действуя в интересах Министерства обороны Российской Федерации, обратился в суд с иском к Иванову В.В., Ивановой Т.А., Иванову Н.В., Ивановой С.В., в котором просил: прекратить право пользования ответчиков жилым помещением, расположенным по адресу <адрес> городок, <адрес>; выселить указанных ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> городок, <адрес>; обязать ответчиков сдать в установленном порядке данное жилое помещение по акту с передачей ключей от жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, снять ответчиков с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> городок, <адрес>.
Требования мотивировал тем, что на основании служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Иванов В.В. совместно с членами семьи, приобрёл право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> городок, <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено ему в связи с прохождением военной службы по контракту в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, относится к государственной собственности, включено в число служебных и закреплено за Министерством обороны РФ. В соответствии с решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Иванову В.В. и совместно проживающим с ним членам семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 7493904 рубля. Решением начальника ФКГУ «Центральное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Иванов В.В. и совместно проживающие с ним члены семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением военнослужащему- гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы, субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о сдаче жилого помещения, Иванов В.В. обязуется в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, освободить служебное жилое помещение, сняться с регистрационного учета со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> городок, <адрес>. Поскольку в настоящее время положения действующего законодательства в части реализации жилищных прав военнослужащего и членов его семьи на получение жилищной субсидии со стороны истца реализованы, а ответчики незаконно проживаю в служебном жилом помещении, расположенном по указанному адресу, и удерживают его, то они подлежат выселению.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований, отделение по вопросам миграции МО МВД России «Енисейский».
Представитель истца по доверенности заместитель начальника отдела ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – Петренко В.В., извещенный о рассмотрении дела, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, на удовлетворении иска настаивал.
Ответчики Иванов В.В., Иванова Т.А., Иванов Н.В., Иванова С.В., извещённые о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Третьи лица – ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО», Отделение (территориальное <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, войсковая часть 14058, Департамент жилищного обеспечения МО РФ, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в суд своих представителей не направили. Представители ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО», Отделения (территориальное г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, отделение по вопросам миграции МО МВД России «Енисейский» в представленных отзывах ходатайствовали о рассмотрении дела каждый в свое отсутствие, исковые требования полагали подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.233 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Принимая во внимание, что ответчики Иванов В.В., Иванова Т.А., Иванов Н.В., Иванова С.В., извещенные о заявленных к ним исковых требованиях, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей неявки суду лично не сообщали, с заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращались, а также с учетом позиции представителя истца, изложенной в иске, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд полагает возможным разрешить спор в порядке, предусмотренном главой 22 ГПК РФ (заочное производство).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Колмаковой Т.Н., действующей по поручению военного прокурора Военной прокуратуры ракетных войск стратегического назначения, полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку в настоящее время требования истца исполнены в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с этим основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
В соответствии с п.12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
Реализация права на обеспечение жилым помещением носит заявительный характер, при этом лицо по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие ему жилищные права, в том числе распоряжается ими (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
В силу положений п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 настоящего Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 3).
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей (абз.4).
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз.12).
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абз.14).
В силу положений п. 16 ст. 15 настоящего Закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством РФ.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 Закона).
Таким образом, законодательством предусмотрены различные формы и порядок предоставления военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений с установлением дифференцированных гарантий в зависимости от категорий военнослужащих и выбора ими конкретного способа реализации жилищных прав.
Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт и назначенные после окончания военно-учебного заведения на воинские должности до 01.01.1998, подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих основаниях по месту военной службы.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение - <адрес>, расположенная в <адрес> городок <адрес>-4 (военный городок №) является собственностью Российской Федерации, поскольку постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ весь жилищный фонд закрытого военного городка № (<адрес>) был признан служебным. Данное постановление является действующим и в настоящее время не отменено.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок № в <адрес> края. До издания распоряжения Правительства Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ этот военный городок был признан закрытым Приказом командующего войсками Сибирского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р в указанное постановление были внесены изменения, которым военный городок № в <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков.
На основании передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором находится спорная квартира, был передан Федеральным государственным учреждением «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» в Федеральное государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления.
Таким образом, данное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям на основании приказа Министра обороны РФ.
Ответчик Иванов В.В. по контракту, заключенному с ДД.ММ.ГГГГ, проходит военную службу в войсковой части 14058, дислоцированной на территории <адрес>-4. Дата окончания контракта ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему Иванову В.В. в связи с прохождением военной службы выдан служебный ордер № на семью из 3 человек на право вселения в служебное жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 52,6 кв. м, расположенную по адресу <адрес>-4, военный городок, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Иванов В.В. зарегистрирован в данном жилом помещении, его супруга Иванова Т.А. – ДД.ММ.ГГГГ, сын Иванов Н.В. – с ДД.ММ.ГГГГ, дочь Иванова С.В. – с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно адресным справкам от ДД.ММ.ГГГГ Иванов В.В. и члены его семьи: Иванова Т.А., Иванов Н.В., Иванова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
В соответствии со справкой ООО «ГУЖФ» от ДД.ММ.ГГГГ Иванов В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживал по адресу: <адрес>-4, ДОС 14 <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Квартира сдана квартирным органам МО РФ.
Из содержания акта о проживании (не проживании), составленным УУП ОУУПиПДН ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>-4, ДОС 14 <адрес>, проживают ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ Соседи пояснили, что Ивановы по вышеуказанному адресу не проживают с декабря 2018 г.
Согласно заявлению Иванова В.В., адресованному начальнику ЖЭУ «Красноярское» ОП «Центральное» ООО «ГУЖФ» ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, Иванов В.В. просит закрыть финансово-лицевой счет на жилое помещение в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>-4, ДОС 14 <адрес>.
Таким образом, судом достоверно установлено, что ответчики Иванов В.В., Иванова Т.А., Иванов Н.В., Иванова С.В. в указанном выше помещение не проживают с декабря 2018 г., снялись с регистрационного учета, погасив задолженность, закрыв финансово-лицевой счет, сдав квартиру в установленном порядке. В спорной квартире в настоящее время проживают иные лица, в связи с чем требования представителя Министерства обороны Российской Федерации – заместителя начальника отдела (по представлению интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах общей юрисдикции) ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежат в полном объеме, поскольку добровольно исполнены требования истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований представителя Министерства обороны Российской Федерации – заместителя начальника отдела (по представлению интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах общей юрисдикции) ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Иванову В.В., Ивановой Т.А. Иванову Н.В., Ивановой С.В. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, сдаче жилого помещения, снятии с регистрационного учета отказать в полном объеме.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Н.А.Штей
Мотивированное решение составлено «15» апреля 2019 г.
Судья Н.А. Штей