УИД 91RS0002-01-2022-003280-02
Дело в суде первой инстанции № 2-2524/2022 судья Пронин Е.С.
Дело в суде апелляционной инстанции № 33-662/2023
Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 18.01.2023
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25.01.2023
Апелляционное определение
18 января 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В.,
судей Балемы Т.Г., Хмарук Н.С.,
при секретаре судебного заседания Сенокосовой А.С.,
с участием ответчика Безрук Л.А.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Безрук А.И.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП РК «Вода Крыма» - Михайлова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.
гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городского округа Симферополя Республики Крым «Центральный Жилсервис» к Безрук Людмиле Анатольевне о возложении обязанности предоставления доступа к общему имуществу многоквартирного дома,
по апелляционной жалобе Безрук Людмилы Анатольевны на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 октября 2022 года, которым постановлено:
«Исковое заявление МУП «Центральный Жилсервис» к Безрук Людмиле Анатольевне, третьи лица Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, ГУП РК «Вода Крыма», ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», Безрук Александра Ивановна, действующая в своих интересах и интересах ФИО3 и ФИО4, Царькова Любовь Владиславовна, действующая в интересах ФИО6 и ФИО7, Царьков Игорь Николаевич, Невзорова Лина Сергеевна о возложении обязанности предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома - удовлетворить.
Возложить на Безрук Людмилу Анатольевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, собственника квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, обязанность предоставить должностным лицам МУП «Центральный Жилсервис» свободный доступ к стоякам системы отопления, скрытым в стенах квартиры, являющимся общим имуществом жильцов МКД, для проведения осмотра, обследования и выполнения ремонтных работ по устранению причин отсутствия отопления в квартире №, расположенной по адресу: <адрес>.
Взыскать с Безрук Людмилы Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан ФМС ДД.ММ.ГГГГ, в пользу МУП «Центральный Жилсервис» (ОГРН 1149102181403) государственную пошлину в размере 6000 рублей»,
установила:
МУП «Центральный Жилсервис» обратилось в суд с иском к Безрук Л.А., в котором просило возложить на ответчика обязанность предоставить сотрудникам МУП «Центральный Жилсервис» беспрепятственный доступ к общему имуществу МКД, находящемуся в жилых помещениях квартиры <адрес>, а именно, к стоякам системы отопления самовольно скрытым в стенах квартиры для проведения осмотра, обследования элементов системы отопления.
В обоснование иска истец указал, что МУП «Центральный Жилсервис» на основании договора № 77/15 от 09.07.2020 является управляющей организацией по обслуживанию многоквартирного дома <адрес> В адрес Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от ФИО9, проживающей по адресу: <адрес>, поступило обращение об отсутствии отопления в ее квартире. 02.11.2021 управляющей организацией был проведен внеплановый осмотр системы отопления по стояку в подъезде № 5, а также внутри жилых помещений. При обследовании элементов системы отопления в квартире № было установлено, что владельцем квартиры (Безрук Л.А.) самовольно перекрыт стояк отопления, доступ к стоякам системы отопления не предоставляется, в подтверждение чего составлен Акт от 02.11.2021. 03.11.2021 собственнику квартиры № выписано предписание о необходимости обеспечения доступа к стоякам отопления, самовольно скрытым в стенах квартиры 14.03.2022. Выходом на место по адресу: <адрес>, в присутствии собственника кв. №, составлен Акт об отсутствии отопления в квартире №, расположенной над квартирой №. 16.03.2022 собственнику квартиры № выписано предписание о необходимости обеспечения доступа к стоякам отопления, самовольно скрытым в стенах квартиры. Однако, доступ сотрудникам МУП «Центральный Жилсервис» к скрытым стоякам отопления в квартире № не предоставлен. Для устранения причин неисправности в работе системы отопления в квартире №, необходимо провести обследование элементов стояка отопления в квартире № и выполнить последующие ремонтные работы.
В судебное заседание суда первой инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, ответчик подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
В частности апеллянт ссылается на то, что истец не представил доказательств, подтверждающих заявленные им требования.
Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, вывод суда о том, что центральная труба отопления скрыта в ее квартире, не соответствует действительности, поскольку она представила документы, подтверждающие отсутствие в ее квартире централизованного отопления. Также апеллянт указывает на то, что судом не было принято во внимание, наличие у нее соответствующего разрешения на перепланировку и переоборудование квартиры, в связи с чем доводы истца о незаконности монтажа стояка центрального отопления в стену, безосновательны.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик просила апелляционную жалобу удовлетворить, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Третье лицо Безрук А.И. также поддержала доводы апелляционной жалобы Безрук Л.А.
Представитель третьего лица ГУП РК «Вода Крыма» просил принять решение на усмотрение суда.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, третьих лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Безрук Людмиле Анатольевне принадлежит на праве собственности квартира №, расположенная по адресу: <адрес>.
МУП «Центральный Жилсервис» является управляющей организацией обслуживающей многоквартирный дом <адрес>.
Согласно п. 2.2 Договора № 77/15 от 09.07.2020 управляющая организация за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг и т.д.
В адрес Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от ФИО9, проживающей по адресу: <адрес>, поступило обращение об отсутствии отопления в квартире.
02.11.2021 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, управляющей организацией был проведен внеплановый осмотр системы отопления по стояку в подъезде № 5, а также осмотр элементов системы отопления, проходящих внутри жилых помещений.
При обследовании элементов системы отопления в квартире № установлено, что владельцем квартиры (Безрук Л.А.) самовольно перекрыт стояк отопления, доступ к стоякам системы отопления не предоставляется, в подтверждение чего составлен акт от 02.11.2021.
03.11.2021 собственнику квартиры № № выдано предписание № 23 о необходимости обеспечения доступа к стоякам отопления, самовольно скрытым в стенах квартиры.
14.03.2022 выходом на место по адресу: <адрес>, в присутствии собственника квартиры №, составлен акт об отсутствии отопления в квартире №, расположенной над квартирой №.
16.03.2022 собственнику квартиры № выдано предписание № 23 о необходимости обеспечения доступа к стоякам отопления, самовольно скрытым в стенах квартиры.
Копии вышеуказанных предписаний были направлены собственнику квартиры №, что подтверждается соответствующими почтовыми квитанциями.
Однако, доступ сотрудникам МУП «Центральный Жилсервис» к скрытым стоякам отопления в квартире № не предоставлен, что подтверждается Актом от 28.03.2022.
МУП «Центральный Жилсервис» указывает, что для устранения причины неисправности в работе системы отопления в квартире №, необходимо провести обследование элементов стояка отопления в квартире № и выполнить последующие ремонтные работы.
В ходе рассмотрения гражданского дела, после ознакомления с материалами дела, в том числе и с вышеуказанными предписаниями, Безрук Л.А. были допущены должностные лица МУП «Центральный Жилсервис» в квартиру №, которые указали конкретные места прохождения центральной трубы отопления, скрытой в стене квартиры №, что подтверждается фототаблицами. Однако, несмотря на это, Безрук Л.А. не были исполнены требования предписаний и должностным лицам МУП «Центральный Жилсервис» не был обеспечен доступ к стоякам отопления, скрытым в стенах квартиры.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что невозможность проведения управляющей компанией осмотра стояка теплоснабжения в квартире ответчика по причине того, что он скрыт в стене квартиры №, принадлежащей на праве собственности Безрук Л.А., влечет нарушение прав собственника квартиры №, который фактически не получает тепловую энергию для обогрева указанной своей квартиры, а также невозможность истцом выполнения его обязательств по осуществлению эксплуатационного контроля за техническим состоянием внутриквартирного оборудования, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, путем осуществления периодических осмотров.Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные отношения.
Придя к такому выводу, судебная коллегия исходит из того, что согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 (действовавших до 01.03.2022), Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными приказом Минстроя России от 14.05.2021 N 292/пр (вступившими в действие с 01.03.2022), (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ.
Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме ч. 4 ст. 30 ЖК РФ возложена на собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. 1, 2, 4 ч. 1.1 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно ч. 6, 7, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (ч. 10 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно подп. "а", "б" и "г" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 приведенных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пп. 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подп. "б" п. 32 Правил N 354 исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой п. 2 данных правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подп. "е" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 данных правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подп. "е" п. 3 Правил N 354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец имеет право требовать в силу прямого указания в законе и в не зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем, обеспечения от ответчика свободного доступа к относящемуся к общему имуществу многоквартирного дома - стоякам системы отопления.
Доводы апеллянта, о том, что ею было получено разрешение на перепланировку и переоборудование в квартире № и работы были приняты, судебная коллегия отклоняет, поскольку наличие разрешения на проведение перепланировки и переоборудования не является основанием для их осуществления таким образом, результатом которого является исключение доступа к внутриквартирному общему имуществу многоквартирного дома - стоякам системы отопления.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности доводов апеллянта, а также о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным по делу доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, основания для признания результата оценки доказательств неправильным отсутствуют, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Безрук Людмилы Анатольевны без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: