Решение по делу № 33-662/2023 (33-11389/2022;) от 06.12.2022

УИД 91RS0002-01-2022-003280-02

Дело в суде первой инстанции № 2-2524/2022 судья Пронин Е.С.

Дело в суде апелляционной инстанции № 33-662/2023

Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 18.01.2023

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25.01.2023

Апелляционное определение

18 января 2023 года                         г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лозового С.В.,

судей Балемы Т.Г., Хмарук Н.С.,

при секретаре судебного заседания Сенокосовой А.С.,

с участием ответчика Безрук Л.А.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Безрук А.И.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП РК «Вода Крыма» - Михайлова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.

гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городского округа Симферополя Республики Крым «Центральный Жилсервис» к Безрук Людмиле Анатольевне о возложении обязанности предоставления доступа к общему имуществу многоквартирного дома,

по апелляционной жалобе Безрук Людмилы Анатольевны на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 октября 2022 года, которым постановлено:

«Исковое заявление МУП «Центральный Жилсервис» к Безрук Людмиле Анатольевне, третьи лица Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, ГУП РК «Вода Крыма», ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», Безрук Александра Ивановна, действующая в своих интересах и интересах ФИО3 и ФИО4, Царькова Любовь Владиславовна, действующая в интересах ФИО6 и ФИО7, Царьков Игорь Николаевич, Невзорова Лина Сергеевна о возложении обязанности предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома - удовлетворить.

Возложить на Безрук Людмилу Анатольевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, собственника квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, обязанность предоставить должностным лицам МУП «Центральный Жилсервис» свободный доступ к стоякам системы отопления, скрытым в стенах квартиры, являющимся общим имуществом жильцов МКД, для проведения осмотра, обследования и выполнения ремонтных работ по устранению причин отсутствия отопления в квартире , расположенной по адресу: <адрес>.

Взыскать с Безрук Людмилы Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , выдан ФМС ДД.ММ.ГГГГ, в пользу МУП «Центральный Жилсервис» (ОГРН 1149102181403) государственную пошлину в размере 6000 рублей»,

установила:

МУП «Центральный Жилсервис» обратилось в суд с иском к Безрук Л.А., в котором просило возложить на ответчика обязанность предоставить сотрудникам МУП «Центральный Жилсервис» беспрепятственный доступ к общему имуществу МКД, находящемуся в жилых помещениях квартиры <адрес>, а именно, к стоякам системы отопления самовольно скрытым в стенах квартиры для проведения осмотра, обследования элементов системы отопления.

В обоснование иска истец указал, что МУП «Центральный Жилсервис» на основании договора № 77/15 от 09.07.2020 является управляющей организацией по обслуживанию многоквартирного дома <адрес> В адрес Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от ФИО9, проживающей по адресу: <адрес>, поступило обращение об отсутствии отопления в ее квартире. 02.11.2021 управляющей организацией был проведен внеплановый осмотр системы отопления по стояку в подъезде № 5, а также внутри жилых помещений. При обследовании элементов системы отопления в квартире было установлено, что владельцем квартиры (Безрук Л.А.) самовольно перекрыт стояк отопления, доступ к стоякам системы отопления не предоставляется, в подтверждение чего составлен Акт от 02.11.2021. 03.11.2021 собственнику квартиры выписано предписание о необходимости обеспечения доступа к стоякам отопления, самовольно скрытым в стенах квартиры 14.03.2022. Выходом на место по адресу: <адрес>, в присутствии собственника кв. , составлен Акт об отсутствии отопления в квартире , расположенной над квартирой . 16.03.2022 собственнику квартиры выписано предписание о необходимости обеспечения доступа к стоякам отопления, самовольно скрытым в стенах квартиры. Однако, доступ сотрудникам МУП «Центральный Жилсервис» к скрытым стоякам отопления в квартире не предоставлен. Для устранения причин неисправности в работе системы отопления в квартире , необходимо провести обследование элементов стояка отопления в квартире и выполнить последующие ремонтные работы.

В судебное заседание суда первой инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, ответчик подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.

В частности апеллянт ссылается на то, что истец не представил доказательств, подтверждающих заявленные им требования.

Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, вывод суда о том, что центральная труба отопления скрыта в ее квартире, не соответствует действительности, поскольку она представила документы, подтверждающие отсутствие в ее квартире централизованного отопления. Также апеллянт указывает на то, что судом не было принято во внимание, наличие у нее соответствующего разрешения на перепланировку и переоборудование квартиры, в связи с чем доводы истца о незаконности монтажа стояка центрального отопления в стену, безосновательны.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик просила апелляционную жалобу удовлетворить, ссылаясь на изложенные в ней доводы.

Третье лицо Безрук А.И. также поддержала доводы апелляционной жалобы Безрук Л.А.

Представитель третьего лица ГУП РК «Вода Крыма» просил принять решение на усмотрение суда.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, третьих лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Безрук Людмиле Анатольевне принадлежит на праве собственности квартира , расположенная по адресу: <адрес>.

МУП «Центральный Жилсервис» является управляющей организацией обслуживающей многоквартирный дом <адрес>.

Согласно п. 2.2 Договора № 77/15 от 09.07.2020 управляющая организация за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг и т.д.

В адрес Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от ФИО9, проживающей по адресу: <адрес>, поступило обращение об отсутствии отопления в квартире.

02.11.2021 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, управляющей организацией был проведен внеплановый осмотр системы отопления по стояку в подъезде № 5, а также осмотр элементов системы отопления, проходящих внутри жилых помещений.

При обследовании элементов системы отопления в квартире установлено, что владельцем квартиры (Безрук Л.А.) самовольно перекрыт стояк отопления, доступ к стоякам системы отопления не предоставляется, в подтверждение чего составлен акт от 02.11.2021.

03.11.2021 собственнику квартиры № выдано предписание № 23 о необходимости обеспечения доступа к стоякам отопления, самовольно скрытым в стенах квартиры.

14.03.2022 выходом на место по адресу: <адрес>, в присутствии собственника квартиры , составлен акт об отсутствии отопления в квартире , расположенной над квартирой .

16.03.2022 собственнику квартиры выдано предписание № 23 о необходимости обеспечения доступа к стоякам отопления, самовольно скрытым в стенах квартиры.

Копии вышеуказанных предписаний были направлены собственнику квартиры , что подтверждается соответствующими почтовыми квитанциями.

Однако, доступ сотрудникам МУП «Центральный Жилсервис» к скрытым стоякам отопления в квартире не предоставлен, что подтверждается Актом от 28.03.2022.

МУП «Центральный Жилсервис» указывает, что для устранения причины неисправности в работе системы отопления в квартире , необходимо провести обследование элементов стояка отопления в квартире и выполнить последующие ремонтные работы.

В ходе рассмотрения гражданского дела, после ознакомления с материалами дела, в том числе и с вышеуказанными предписаниями, Безрук Л.А. были допущены должностные лица МУП «Центральный Жилсервис» в квартиру , которые указали конкретные места прохождения центральной трубы отопления, скрытой в стене квартиры , что подтверждается фототаблицами. Однако, несмотря на это, Безрук Л.А. не были исполнены требования предписаний и должностным лицам МУП «Центральный Жилсервис» не был обеспечен доступ к стоякам отопления, скрытым в стенах квартиры.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что невозможность проведения управляющей компанией осмотра стояка теплоснабжения в квартире ответчика по причине того, что он скрыт в стене квартиры , принадлежащей на праве собственности Безрук Л.А., влечет нарушение прав собственника квартиры , который фактически не получает тепловую энергию для обогрева указанной своей квартиры, а также невозможность истцом выполнения его обязательств по осуществлению эксплуатационного контроля за техническим состоянием внутриквартирного оборудования, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, путем осуществления периодических осмотров.Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные отношения.

Придя к такому выводу, судебная коллегия исходит из того, что согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 (действовавших до 01.03.2022), Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными приказом Минстроя России от 14.05.2021 N 292/пр (вступившими в действие с 01.03.2022), (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ.

Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме ч. 4 ст. 30 ЖК РФ возложена на собственника жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пп. 1, 2, 4 ч. 1.1 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать:

соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Согласно ч. 6, 7, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (ч. 10 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).

Согласно подп. "а", "б" и "г" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 приведенных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пп. 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В соответствии с подп. "б" п. 32 Правил N 354 исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой п. 2 данных правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

В силу подп. "е" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 данных правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

По смыслу приведенных норм требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подп. "е" п. 3 Правил N 354).

Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец имеет право требовать в силу прямого указания в законе и в не зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем, обеспечения от ответчика свободного доступа к относящемуся к общему имуществу многоквартирного дома - стоякам системы отопления.

Доводы апеллянта, о том, что ею было получено разрешение на перепланировку и переоборудование в квартире и работы были приняты, судебная коллегия отклоняет, поскольку наличие разрешения на проведение перепланировки и переоборудования не является основанием для их осуществления таким образом, результатом которого является исключение доступа к внутриквартирному общему имуществу многоквартирного дома - стоякам системы отопления.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности доводов апеллянта, а также о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным по делу доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, основания для признания результата оценки доказательств неправильным отсутствуют, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Безрук Людмилы Анатольевны без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-662/2023 (33-11389/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
МУП "Центральный Жилсервис"
Ответчики
Безрук Людмила Анатольевна
Другие
ГУП РК «Вода Крыма»
Царьков Игорь Николаевич
Царькова Любовь Владиславовна, действующая в интересах Царькова Романа Игоревича, Царькова Алексея Игоревича
Невзорова Лина Сергеевна
Безрук Александра Ивановна, действующая в своих интересах и интересах Четверикова Тихона Дмитриевич, Четвериковой Виолетты Дмитриевны
Инспекция по Жилищному Надзору Республики Крым
ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго»
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Лозовой Сергей Васильевич
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
06.12.2022Передача дела судье
18.01.2023Судебное заседание
09.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2023Передано в экспедицию
18.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее