Дело № 12-748/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобам на постановления об административном правонарушении
424028
г. Йошкар-Ола 01 ноября 2016 года
ул. Баумана д. 91-А
Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием защитника Васютина М.З. - Волкова В.Н., действующего на основании доверенности от 02 сентября 2014 года,
представителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Боева О.Л., действующего на основании доверенности от 28 апреля 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по жалобе Васютина М.З. на постановление о назначении административного наказания № руководителя УФК по Республике Марий Эл от 15 сентября 2016 года, которым
Васютин М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, являющийся министром культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшийся,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя УФК по Республике Марий Эл от 15 сентября 2016 года Васютин М.З. привлечен к административной ответственности по статье 15.15.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением Васютин М.З. обратился в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл просило Министерство финансов Республики Марий Эл об изменении бюджетного ассигнования и лимиты бюджетных обязательств целях обеспечения софинансирования расходных обязательств по развитию учреждений культуры, но получило отказ. Отчеты об использовании перечисленной субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на проведение мероприятий по развитию учреждений культуры за январь-декабрь 2015 год и о достижений показателей результативности использования субсидии за январь-декабрь 2015 года. Департаментом управления делами Министерства культуры Российской Федерации были приняты без замечаний. Протокол об административном правонарушении составлен без его участия. В материалах дела имеются его ходатайства о допуске защитника от 14 сентября 2016 года. Об отложении рассмотрения дела от 15 сентября 2016 года, об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения от 15 сентября 2016 года, которые не были рассмотрены в ходе вынесения постановления и не были приняты соответствующие процессуальные документы ни устно, ни письменно. Не дана оценка его письменному объяснению от 15 сентября 2016 года. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Резолютивная часть не была объявлена, только сказано, что налагается штраф в размере 10000 рублей. При указанных обстоятельствах вынесенное постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене ввиду существенного нарушения норм процессуального права, поскольку вынесено вне процессуальных сроков, отведенных КоАП РФ. Также не согласен с выводом административного органа о не установлении обстоятельств, позволяющих судить о совершенном им правонарушении, как о малозначительным, так как малозначительность имеется, либо от его действий никакие вредные последствия для общества и государства не наступили.
Поскольку в судебное заседание Васютин М.З., надлежаще извещенный не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Защитник Волков В.Н. поддержал доводы жалобы, пояснил аналогично изложенному в жалобе.
Представитель УФК по Республике Марий Эл Боев О.Л., полагает, что оснований для отмены постановления не имеется, постановление является законным и обоснованным.
Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, проверив доводы жалоб, законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
В силу ст. 6 БК РФ межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ, цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Условия предоставления субсидии определены подпунктом «б» пункта 10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства (Приложение № 4 к федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы»)), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 186 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 186), предусматривающим наличие в законе (решениях) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение принятых расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с реализацией мероприятий, с учетом установленного уровня софинансирования.
Согласно пункта 4 статьи 154 БК РФ, органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные вышеуказанным Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы в 2015 году, в Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее - Минкультуры Республики Марий Эл), выявлено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 1080-р «О распределении субсидий на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства, в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» Республике Марий Эл выделены на 2015 год субсидии из федерального бюджета на оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием в размере 329817 рублей.
В 2015 году между Министерством культуры Российской Федерации, в лице заместителя министра культуры Российской Федерации М.Н. и Правительством Республики Марий Эл, в лице Председателя Правительства Республики Марий Эл М.Л., заключено Соглашение от 12.08.2015 № о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на софинансирование расходных обязательств по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства (далее - Соглашение от 12.08.2015 №), на сумму 329817 рублей.
Согласно пункта 1.1 Соглашения от 12.08.2015 №, Министерство культуры Российской Федерации предоставляет в 2015 году Республике Марий Эл субсидию из федерального бюджета на оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием в размере 329817 рублей; субъект Российской Федерации обязуется обеспечить финансирование указанного расходного обязательства за счет бюджета субъекта Российской Федерации в размере 140000 рублей.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2012 № 427 утверждена Государственная программа Республики Марий Эл «Культура Марий Эл на 2013-2020 годы»; распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 28.01.2013 № 33-р утвержден План мероприятий, направленных на повышение эффективности сферы культуры («дорожная карта»); постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.03.2014 № 102 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Марий Эл на софинансирование мероприятий по развитию учреждений культуры, относящихся к муниципальной собственности (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.03.2014 № 102).
Согласно п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.03.2014 № 102, главным распорядителем субсидий является Минкультуры Республики Марий Эл.
Министерство культуры Российской Федерации уведомлением по расчетам между бюджетами от 19.06.2015 № довело средства субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2015 год до Минкультуры Республики Марий Эл по коду: № в сумме 474790 рублей, из них 329817 рублей на оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием.
В 2015 году Министерство культуры Российской Федерации перечислило средства субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл в сумме 329817 рублей по платежному поручению от 15.09.2015 № по главе 054 «Министерство культуры Российской Федерации», разделу, подразделу 0801 «Культура», по целевой статье 115 0000 «Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» по направлению расходов 5014 «Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», подстатье классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
Законом Республики Марий Эл от 28.11.2014 № 54-3 «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в ред. от 30.12.2015 № 58-3) не были предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства из республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», фактически финансирование из республиканского бюджета Республики Марий Эл в 2015 году в сумме 140000 рублей не осуществлялось.
Таким образом, главным распорядителем, получателем средств, главным администратором доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл Минкультуры Республики Марий Эл, которому предоставлены в 2015 году субсидии из федерального бюджета на оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, не соблюдены условия их предоставления.
Минкультуры Республики Марий Эл в 2015 году не соблюдено условие предоставления субсидии на реализацию федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» в сумме 329 817 рублей, в части обеспечения финансирования расходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства из республиканского бюджета Республики Марий Эл не были предусмотрены.
Субсидии из федерального бюджета в сумме 329817 рублей перечислены Минкультуры Республики Марий Эл на счет государственного бюджетного учреждения культуры «<данные изъяты>» на основании заявки на кассовый расход от 14.09.2015 №, по платежному поручению от 15.09.2015 №.
Согласно Отчету об использовании перечисленной субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на проведение мероприятий по развитию учреждений культуры за январь-декабрь 2015 г. кассовый расход средств на оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием составил 329817 рублей из федерального бюджета, что составило 70,2% от предусмотренного объема средств (329817 : 469817 х 100%), за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы расходы в 2015 году не производились.
При таких обстоятельствах, административный орган обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях Васютина М.З., как министра культуры, печати и по делам национальностей, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.3 КоАП РФ.
В соответствие со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 11.03.2014 №, контроль за исполнением настоящего постановления возложен на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
Указом Президента Республики Марий Эл от 15.01.2010 № Васютин М.З. министром культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
В соответствии с Указом № главы Республики Марий Эл от 22 сентября 2015 года Васютин М.З. назначен Заместителем Председателя Правительства Республики Марий Эл, министром культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
В соответствии с п. 12 Положения о Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15.11.2012 № «Об утверждении Положения о Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл», министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл осуществляет руководство деятельностью Минкультуры Республики Марий Эл на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минкультуры Республики Марий Эл задач и осуществление им своих функций.
Факт совершения Васютиным М.З. административного правонарушения подтверждается: Соглашением от 12.08.2015 № о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на софинансирование расходных обязательств по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства; уведомлением от 19 июня 2015 года; платежным поручением № от 15 сентября 2015 года; соглашением № от 11 июня 2015 года между Министерством культуры, печати и по делам национальностей ГБУ культуры <данные изъяты>; заявкой на кассовый расход № от 14 сентября 2015 года; платежным поручением № от 15 сентября 2015 года; отчетом об использовании перечисленной субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету РМЭ от 15 января 2016 года; Указом Президента Республики Марий Эл от 15.01.2010 №; Указом № главы Республики Марий Эл от 22 сентября 2015 года; протоколом об административном правонарушении № от 31 августа 2016 года; соглашением № от 23 сентября 2015 года; платежным поручением № от 25 сентября 2015 года; отчетом о выполнении условий Соглашения; Законом Республики Марий Эл от 28 ноября 2014 года № 54-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»; Законом Республики Марий Эл от 28 ноября 2014 года № 54-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с изменениями и дополнениями от 27 февраля, 17 июня, 25 сентября, 17. 30 декабря 2015 года; отчетом об исполнении бюджета; письмом Министерства финансов Республики Марий Эл № от 28 декабря 2015 года министру финансов РФ; постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 декабря 2015 года № «О перераспределении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл»; Указом Главы Республики Марий Эл от 22 сентября 2015 года № «О заместителе Председателя Правительства Республики Марий Эл, министре финансов Республики Марий Эл, Положением о Министерстве финансов Республики Марий Эл.
Доводы жалобы о том, что ходатайства о допуске защитника, об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения не были рассмотрены в ходе вынесения постановления, признаются не состоятельными.
Так, согласно части 2 статьи 24.4 КоАП РФ, ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения. Исходя из данной нормы, вынесение решения по заявленному ходатайству предусмотрено только при отказе в удовлетворении ходатайства.
Согласно материалам дела, защитник участвовал при рассмотрении дела, т.е. ходатайство о допуске защитника было удовлетворено; доводы о малозначительности административного правонарушения были исследованы при вынесении решения и отражены в постановлении.
Довод заявителя о не рассмотрении ходатайства об отложении рассмотрения дела отклоняются, поскольку в материалах дела имеется мотивированное определение об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела с указанием причин отказа.
Вместе с этим, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, и ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
Из объяснении свидетеля ФИО7 видно, что ими 20 ноября 2015 года было подготовлено письмо в министерство финансов Республики Марий Эл, об изменении бюджетных ассигновании и лимиты бюджетных обязательств с одновременным выделением денежных средств недостающей суммы с республиканского бюджета 140000 рублей, но им было отказано.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушений не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов, поскольку нецелевого расходования бюджетных средств не допущено, при этом принимались меры по предоставлению недостающей суммы с республиканского бюджета в сумме 140000 рублей.
Указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление о назначении административного наказания № руководителя УФК по Республике Марий Эл от 15 сентября 2016 года о признании министра культуры, печати и по делам национальностей Васютина М.З. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей – отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ, объявив Васютину М.З. - устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья- Р.Я. Сабирьянов