Дело № 2-23/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2017 года г.Емва Республики Коми
Княжпогостский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Петровой М.В.
при секретаре Сенюковой О.В.,
с участием представителя ответчика - директора МБУ «Центр хозяйственно-технического обслуживания» Максарова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мановой О.А. к муниципальному бюджетному учреждению «Центр хозяйственно-технического обеспечения учреждений Княжпогостского района» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании установить ежемесячную заработную плату в размере не менее минимального размера оплаты труда без учета северных и районных надбавок,
УСТАНОВИЛ:
Манова О.А. обратилась в суд с заявлением к МБУ «Центр хозяйственно-технического обеспечения учреждений Княжпогостского района» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании установить ежемесячную заработную плату в размере не менее минимального размера оплаты труда без учета северных и районных надбавок. В обоснование иска указала, что работает в должности уборщика служебных помещений в МБУ «Центр хозяйственно-технического обеспечения учреждений Княжпогостского района» с 01 марта 2014 года. Размер её заработной платы, начисляемой без учета районного коэффициента и надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 376-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Вместе с тем, согласно требованиям трудового законодательства, районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям должны исчисляться в совокупной заработной плате работников, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на всей территории Российской Федерации. За период с августа по октябрь 2016 года ответчик не начислил и не выплатил ей заработную плату в размере 17 278,36 рубля.
В судебном заседании истица Манова О.А. не участвует, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Директор МБУ «Центр хозяйственно-технического обслуживания учреждений Княжпогостского района» Максаров В.В. в судебном заседании иск Мановой О.А. признал частично, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, ходатайствовал об освобождении от уплаты госпошлины.
Представитель администрации МР «Княжпогостский» в судебном заседании не участвует, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Постановлением администрации МР «Княжпогостский» № 24 от 20.01.2017 изменен тип муниципального автономного учреждения «Центр хозяйственно-технического обслуживания учреждений Княжпогостского района» на муниципальное бюджетное учреждение «Центр хозяйственно-технического обслуживания» учреждений Княжпогостского района».
Выпиской из ЕГРЮЛ от 31.01.2017 подтверждается изменения организационно-правовой формы ответчика.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.07.2016 составляет 7500 рублей.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Из трудового договора от 01.03.2014, заключенного между МАУ «Центр хозяйственно-технического обслуживания» и Мановой О.А., следует, что Манова О.А. принята на должность <данные изъяты> с 01.03.2014 с выплатой должностного оклада в сумме 3 305 руб., компенсационных и стимулирующих выплат (л.д.6-8).
Дополнительным соглашением <№> к трудовому договору <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> должностной оклад Мановой О.А. установлен в размере 3 475 рублей, что составляет 100% от должностного оклада в месяц, установленный штатным расписанием для сторожа с полной нормой рабочего времени (л.д.9).
Из представленных расчетных листов заработной платы Мановой О.А., следует, что с учетом районного коэффициента и северной надбавки начисленная её заработная плата за август, сентябрь, октябрь 2016 года при фактически отработанном рабочем времени ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации (л.д.5).
Истицей предоставлен расчет недоначисленной заработной платы за спорный период в сумме 17 278,36 рубля.
Данный расчет истицы судом не может быть принят в силу следующего.
Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу части 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно части 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года оставляет 7 500 рублей в месяц.
Из представленных материалов следует, что установленный размер оклада по занимаемой истицей Мановой О.А. должности составляет 3 475 рублей, что с учётом районного коэффициента и северной надбавки меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным федеральным законом.
Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
Ссылка истицы Мановой О.А. о том, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку из материалов дела следует, что в состав её ежемесячной заработной платы истцов включена выплата районного коэффициента (20%) и северной надбавки (50%). Таким образом, право истицы на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.
Вместе с тем, суд учитывает, что установленный истице в спорный период оклад с начислением на него районного коэффициента и северной надбавки с полной выработкой нормы рабочего времени был меньше минимального размера оплаты, в связи с чем считает необходимым взыскать с ответчика недоначисленную заработную за спорный период и принять расчет, представленный ответчиком, который является математически верным и соответствует вышеназванным нормам права.
Так, за август 2016 года истице не начислена и не выплачена заработная плата в размере 706,37 руб. (7500 - 6793,63); за сентябрь 2016 года - 706,37 руб. ( 7500 - 6793,63);за октябрь 2016 года - 115,62 руб (7 500 - 7384,38).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца недоначисленной заработной платы за период с августа по октябрь 2016 года в сумме 1528,36 руб.
На основании вышеназванных норм права суд также приходит к выводу об удовлетворении требований Мановой О.А. о возложении на ответчика-работодателя обязанности выплачивать ей заработную плату не менее минимального размера оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством.
Так, статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Республике Коми (заключено в г. Сыктывкаре 28.12.2016 № 149с) установлена минимальная заработная плата, размер которой с 1 января 2017 года по южной природно-климатической зоне Республики Коми составил 8100 рублей в месяц.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости обязания ответчика с января 2017 года начислять Мановой О.А. ежемесячную заработную плату в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной названным Региональным соглашением, при условии, что работником полностью отработана за расчетный период норма рабочего времени, и минимальная заработная плата в Республике Коми превышает минимальный размер заработной платы, установленный федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку иск инициирован работником, который в силу п.1 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, вытекающим из трудовых правоотношений, она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст. 333-19 НК РФ, абзацем 8 ч. 2 ст. 61.1 БК РФ и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет МО МР «Княжпогостский» государственная пошлина в размере 400 рублей.
Учитывая, что ответчик по отношению к данному спору финансируется из муниципального бюджета при этом госпошлина подлежит взысканию в бюджет МО МР «Княжпогостский», в силу ст.333.20 НК РФ, суд считает возможным освободить МБУ «Центр хозяйственно-технического обеспечения учреждений Княжпогостского района» от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мановой О.А. удовлетворить.
Взыскать с МБУ «Центр хозяйственно-технического обеспечения учреждений Княжпогостского района» в пользу Мановой О.А. недоначисленную заработную плату без вычета НДФЛ за август 2016 года в размере 706,37 руб.; за сентябрь 2016 года - 706,37 руб.; за октябрь 2016 года - 115,62 руб., всего 1528,36 руб.
Обязать МБУ «Центр хозяйственно-технического обеспечения учреждений Княжпогостского района» начислить Мановой О.А. ежемесячную заработную плату за период с 01 ноября 2016 года по 31 декабря 2016 года в размере не менее минимального размера оплаты труда в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и выплатить недоначисленную заработную плату за указанный период.
Обязать МБУ «Центр хозяйственно-технического обеспечения учреждений Княжпогостского района» с января 2017 года начислять Мановой О.А. ежемесячную заработную плату в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением от 28.12.2016 № 149 «О минимальной заработной плате в Республике Коми», при условии, что работником за расчетный период полностью отработана норма рабочего времени и минимальная заработная плата в Республике Коми превышает минимальный размер заработной платы, установленный федеральным законом.
От уплаты государственной пошлины в бюджет МО МР «Княжпогостский» МБУ «Центр хозяйственно-технического обеспечения учреждений Княжпогостского района» освободить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья М.В. Петрова