Дело № 2а-1310/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 25 мая 2018 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Сухановой М.С.,
с участием представителя административного истца Лядовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Пирожкова Д. А. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Пирожков Д.А. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее Департамент) о признании отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от (дата) №... на №... от (дата) в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка расположенного в г. Перми площадью 1000 кв.м, в аренду, сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства, без проведения торгов; возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления в аренду земельного участка, расположенного в приделах муниципального образования г. Пермь, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов сроком на 10 лет, площадью не менее 1000 кв.м.
Требование мотивировано тем, что он является инвалидом <.....>, инвалидность установлена бессрочно. (дата) он обратился с заявлением в Департамент с просьбой предоставить в аренду, земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС>, сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пп. 14. п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. (дата) Департаментом был дан ответ №... о возврате заявления. (дата) для восстановления нарушенных прав он обратился в суд с административным исковым заявлением о предоставлении земельного участка, возложении обязанности, по устранению допущенных нарушений прав путем предоставления земельного участка в аренду. Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата) постановлено: «Административный иск Пирожкова Д.А. к Департаменту о признании незаконными действий, выразившихся в возврате заявления о предоставлении земельного участка, возложении обязанности, по устранению допущенных нарушений прав путем предоставления земельного участка в аренду - удовлетворить частично. Признать незаконным действия Департамента, выразившиеся в возврате заявления Пирожкова Д.А. от (дата) №... о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов. Возложить на Департамент обязанность принять меры по рассмотрению заявления Пирожкова Д.А. о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов. В удовлетворении остальной части административного иска Пирожкова Д.А. к Департаменту - отказать». Рассмотрев повторно представленное заявление о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС>, на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», во исполнение решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата), Департамент принял решение об отказе в предоставлении земельного участка. Причинами, послужившими основанием для отказа, явилось то, что первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства зависит от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, Пирожков Д.А. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, решением нуждаемость Пирожкова Д.А. на первоочередное право получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства не установлена, следовательно, он не имеет право на первоочередное приобретение земельного участка без проведения торгов. Данный отказ Департамента является незаконным, нарушающим право заявителя на получение земельного участка в аренду.
В судебное заседание административный истец Пирожков Д.А. не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивает.
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске доводам.
Представитель административного ответчика Департамент в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве представитель в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснение представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту Закон), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 14 ст. 17 этого же Закона, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пп. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Пунктом 1 Решения Пермской городской Думы от 30 мая 2006 года № 103 утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В судебном заседании установлено, что по решению Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата) действия Департамента, выразившиеся в возврате заявления Пирожкова Д.А. от (дата) №... о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов признаны незаконными. На Департамент возложена обязанность принять меры по рассмотрению заявления Пирожкова Д.А. о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов. В удовлетворении остальной части административного иска Пирожкова Д.А. к Департаменту отказано (л.д. 8-10).
Решением от (дата) №... Департамент отказал в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован тем, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодательством с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. Пирожков Д.А. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, решением его нуждаемость на право получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства не установлена, следовательно, он не имеет право на первоочередное приобретение земельного участка без проведения торгов (л.д. 7).
Как следует из представленных в материалы дела документов, Пирожков Д.А., (дата) года рождения, является инвалидом II группы с детства, инвалидность установлена бессрочно (л.д. 14).
Согласно справам о составе семьи от (дата) и (дата), Пирожков Д.А. зарегистрирован по месту жительства в квартире <АДРЕС> с (дата) (л.д. 11, 12). Совместно с истцом в данном жилом помещении зарегистрированы – ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4. Общая площадь квартиры составляет 50,3 кв.м., в том числе жилая – 30,5 кв.м.
Как следует из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от (дата), не зарегистрированы права Пирожкова Д.А. на объекты недвижимого имущества (л.д. 15).
С (дата) по (дата) ФИО1 на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в общежитии в собственность от (дата) принадлежало жилое помещение №... в <АДРЕС> (л.д. 17-18).
ФИО2 и ФИО1 на праве общей совместной собственности принадлежит квартира <АДРЕС> (л.д. 13, 17-18).
ФИО2 и ФИО3 на основании договора безвозмездной передачи квартир от (дата) с (дата) по (дата) принадлежала квартира по адресу: <АДРЕС> (л.д. 19-20, 21-22).
Как следует из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от (дата), не зарегистрированы права ФИО4 на объекты недвижимого имущества (л.д. 16).
По сведениям ГБУ «ЦТИ ПК» от (дата) ФИО1, ФИО4, Пирожков Д.А. не имеют в г. Перми недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности. В приватизации жилья в г. Перми не участвовали (л.д. 23).
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что Пирожков Д.А. является инвалидом <.....>, бессрочно, жилого помещения в собственности на территории г. Перми не имеет, проживает в квартире, принадлежащей ФИО2 и ФИО1, фактически приходящаяся на истца площадь составляет менее 12 кв.м., что является менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной Решением Пермской городской Думы № 103 от 30 мая 2006 года, то есть в силу ст. 51 ЖК РФ истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, по смыслу ч. 1 и 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Пирожков Д.А. имеет право на предоставление ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Доказательств наличия у административного истца иных жилых помещений либо прав на иные жилые помещения ответчиком не представлено.
Таким образом, решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от (дата) №... в части отказа в предоставлении земельного участка Пирожкову Д.А. в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов, следует признать незаконным.
Доводы представителя ответчика о том, что заявитель не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут быть положены в обоснование отказа в требованиях административного истца. Данное обстоятельство не имеет юридического значения для разрешения заявленных требований, поскольку учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ведется в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, а в настоящем случае вопрос связан с предоставлением земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Частью 5 ст. 19 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2).
В соответствие с положениями ст. 39.1 ЗК РФ, основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности являются (в том числе) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о заключении договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Учитывая, что положения п. 14 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не предполагает обязанности органов местного самоуправления предоставить по требованию инвалида любой произвольно выбранный им земельный участок в собственность, в удовлетворении требований в части признания отказа по предоставлению конкретного земельного участка следует отказать.
В силу п.п. 8 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Как установлено статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельный участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает возможным возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца от (дата) о предоставлении земельного участка на праве аренды, поэтому в остальной части требований истца следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175 -179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пирожкова Д. А. удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от (дата) №... в части отказа в предоставлении земельного участка Пирожкову Д. А..
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Пирожкова Д. А. от (дата) о предоставлении земельного участка на праве аренды.
В удовлетворении остальной части требований Пирожкова Данилы Александровича к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 04 июня 2018 года)
<.....>
<.....> Судья Катаев О.Б.