16RS0...-47
дело ...
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 декабря 2022 года Нижнекамский городской суда Республики Татарстан Российской Федерации в составе: председательствующего судьи А.П.Окишева, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнекамского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Учреждению спортивный клуб «Нефтехимик», публичному акционерному обществу «Нижнекамскнефтехим», Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
у с т а н о в и л:
Нижнекамский городской прокурор, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к публичному акционерному обществу «Нижнекамскнефтехимик» к Учреждению спортивной клуб «Нефтехимик» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование заявления указано, что проверкой установлено, что в СОЛ «Олимпиец» УСК «Нефтехимик» ПАО «НКНХ» выявлены следующие нарушения законодательства о противодействии терроризму:
- необходимо оборудовать объект (территорию) системами видеонаблюдения 28 камер видеонаблюдения с архивацией записи на 30 суток (монитор) и охранной сигнализацией в местах размещения материальных ценностей;
- не осуществляется периодический обход (не реже 4 раз в сутки) и осмотр зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий) стационарного типа, стоянок автотранспорта в целях своевременного обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ);
- не проводится обучение работников и детей, находящихся на объекте (территории) стационарного типа, действиям при обнаружении на объектах (территориях) стационарного типа посторонних лиц и подозрительных предметов;
- необходимо разместить на объектах (территориях) стационарного типа наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, детей, находящихся на объекте (территории) стационарного типа, при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах отдыха детей и их оздоровления, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях) стационарного типа, а также схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно- спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Прокуратурой города ... в адрес руководителя УСК «Нефтехимик» ПАО «Нижнекамскнефтехим», являющегося учредителем СОЛ «Олимпиец», внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
... в прокуратуру города УСК «Нефтехимик» ПАО «Нижнекамскнефтехим» предоставлен ответ за ..., согласно которому выявленные в ходе проверки нарушения устранены, виновные лица привлечены к ответственности.
В ходе повторно проведенной проверки прокуратурой города совместно с сотрудником ОБО по ...-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по ...» установлено, что работа по устранению нарушений в СОЛ «Олимпиец» УСК «Нефтехимик» ПАО «НКНХ» проведена частично.
Истец просит обязать Учреждение спортивный клуб «Нефтехимик» Публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» в срок до ... устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму на объекте (территории), расположенной по адресу: ..., Корабельная роща, спортивный лагерь «Олимпиец», а именно:
- оборудовать объект 28 камерами видеонаблюдения и охранной сигнализацией в местах размещения материальных ценностей;
- оборудовать инженерно-техническими средствами охраны исходя из задач и особенностей обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территорий), а именно заборы по периметру территории, обеспечивающие защиту в полном объеме.
Протокольным определением к участию в деле привлечены в качестве соответчиков публичное акционерное общество «Нижнекамскнефтехим», Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно спора ГКУ "Нижнекамское лесничество".
Прокурор в судебном заседании поддержал исковое заявление по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать согласно представленному отзыву, указав, что работа по устранению нарушений в СОЛ «Олимпиец» УСК «Нефтехимик» ПАО «НКНХ» ведется.
Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать, согласно представленному отзыву, указав, что на арендуемом лесном участке не предусмотрено возведение объекта как ограждение.
Представитель третьего лица ГКУ "Нижнекамское лесничество" в судебное заседание не явился, правовую позицию не представил.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ... № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей принимаются меры по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления и по созданию условий для организации воспитания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.
В соответствии ч. 2 ст. 4 данного Федерального закона государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Статьей 2 Федерального закона от ... № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) определено, что основными принципами противодействия терроризму, является приоритет мер предупреждения терроризма, сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Из пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации ..., следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан, и антитеррористическая защищенность потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства РФ от ... ... утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления», ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, возлагается на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) стационарного типа и объектах (территориях) нестационарного типа (далее - Требования).
Пунктом 1 Требований установлено, что организационные, инженерно- технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха и их оздоровления, обязательны для выполнения.
Объекты (территории), предназначенные для организации отдыха детей и их оздоровления, подразделяются на объекты (территории), предназначенные для организации отдыха детей и их оздоровления стационарного типа (далее - объекты (территории) стационарного типа), и объекты (территории), предназначенные для организации отдыха детей и их оздоровления нестационарного типа (далее - объекты (территории) нестационарного типа).
Согласно п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов территорий) стационарного типа с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов территорий) стационарного типа.
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих эксплуатируемых) объектов (территорий) стационарного типа, при вводе объектов (территорий) стационарного типа в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий) стационарного типа, которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории.
Проверкой установлено, что по итогам обследования и категорирования 3 ОЛ «Олимпиец» УСК «Нефтехимик» ПАО «НКНХ» присвоена вторая категория опасности, таким образом прогнозируемое количество пострадавших в результате возможного совершения террористического акта может составлять от 300 до 800 человек.
Пунктами 19, 20, 21 Требований определены мероприятия обеспечивающие антитеррористическую защищенность объектов (территорий), отнесенных к второй категории опасности, в том числе:
организация и обеспечение пропускного и внутри объектового режимов, осуществление контроля за их функционированием (пп. «б» п. 19);
оснащение объектов (территорий) стационарного типа системой тревожной сигнализации с передачей сообщений о срабатывании в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, или в систему обеспечения вызова по единому номеру «112», или другие организации, обеспечивающие вызов и прибытие экстренных оперативных служб (пп. «в» п. 19);
периодический обход (не реже 4 раз в сутки) и осмотр зданий строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и
критических элементов объектов (территорий) стационарного типа, стоянок автотранспорта в целях своевременного обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ) (пп. «е» п. 19);
оснащение объектов (территорий) стационарного типа системами видеонаблюдения, системами охранной сигнализации (пп. «а» п. 20);
оснащение объектов (территорий) стационарного типа стационарными. ши ручными металлоискателями (пп. «б» п. 20);
оборудование объектов (территорий) стационарного типа контрольно-пропускными пунктами (п. 21).
На основании п. 24 Постановления система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий) стационарного типа, архивирование и хранение данных в течение 1 месяца.
Согласно информации Управления МВД России по ... ... от ... в ходе проверки СОЛ «Олимпиец» УСК «Нефтехимик» ПАО «НКНХ» выявлены следующие нарушения законодательства о противодействии терроризму:
- необходимо оборудовать объект (территорию) системами видеонаблюдения 28 камер видеонаблюдения с архивацией записи на 30 суток (монитор) и охранной сигнализацией в местах размещения материальных ценностей;
- не осуществляется периодический обход (не реже 4 раз в сутки) и осмотр зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий) стационарного типа, стоянок автотранспорта в целях своевременного обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ);
- не проводится обучение работников и детей, находящихся на объекте (территории) стационарного типа, действиям при обнаружении на объектах (территориях) стационарного типа посторонних лиц и подозрительных предметов;
- необходимо разместить на объектах (территориях) стационарного типа наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, детей, находящихся на объекте (территории) стационарного типа, при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах отдыха детей и их оздоровления, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях) стационарного типа, а также схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно- спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Прокуратурой города ... в адрес руководителя УСК «Нефтехимик» ПАО «Нижнекамскнефтехим», являющегося учредителем СОЛ «Олимпиец», внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
... в прокуратуру города УСК «Нефтехимик» ПАО «Нижнекамскнефтехим» предоставлен ответ за ..., согласно которому выявленные в ходе проверки нарушения устранены, виновные лица привлечены к ответственности.
В ходе повторно проведенной проверки прокуратурой города совместно с сотрудником ОБО по ...-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по ...» установлено, что работа по устранению нарушений в СОЛ «Олимпиец» УСК «Нефтехимик» ПАО «НКНХ» проведена частично.
Так, согласно информации ОВО по ...-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по ...» от ... ... в СОЛ «Олимпиец» имеются следующие нарушения:
объект (территория) не оборудован системами видеонаблюдения в количестве 28 камер видеонаблюдения с архивацией записи на 30 суток и охранной сигнализацией в местах размещения материальных ценностей;
часть периметрального ограждения выполнена из металлических столбов и металлической сетки-рабицы, что не позволяет в полном объеме обеспечить условия, при которых проникновение на территорию объекта невозможны.
Выявленные нарушения, выразившиеся в необеспечении надлежащей антитеррористической защиты СОЛ «Олимпиец» УСК «Нефтехимик» ПАО «НКНХ», препятствуют реализации требований законодательства, существенно нарушают права работников и несовершеннолетних, так как при наличии указанных нарушений, имеется реальная угроза их жизни и здоровью в случае совершения террористического акта и иных непредвиденных чрезвычайных ситуациях.
Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Нижнекамского городского прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению частично.
В удовлетворении требований к публичному акционерному обществу «Нижнекамскнефтехим» отказать в связи с тем, что требования к указанному ответчику не заявлены.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Нижнекамского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Учреждению спортивный клуб «Нефтехимик» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму - удовлетворить.
Обязать Учреждению спортивный клуб «Нефтехимик» (ИНН ...) в срок до ... устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму на объекте, расположенному по адресу: ..., Корабельная роща, спортивный лагерь «Олимпиец», а именно:
- оборудовать объект 28 камерами видеонаблюдения и охранной сигнализацией в местах размещения материальных ценностей;
- оборудовать инженерно-техническими средствами охраны исходя из задач и особенностей обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), а именно забор по периметру территории, обеспечивающий защиту объекта в полном объеме.
В удовлетворении требований к публичному акционерному обществу «Нижнекамскнефтехим», Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.
Полный текст решения изготовлен ....
Судья А.П.Окишев