Дело № 2а-342/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2017 г. с.Кыштовка
Судья Венгеровского районного суда Новосибирской области Климова М.А.,
при секретаре Филоненко К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным решения Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить субсидию на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома, предусмотренную Положением о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в сельских поселениях <адрес>, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратился с административным иском к Министерству строительства <адрес>, указав, что он является участником программы государственной поддержки застройщиков, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов в сельских поселениях <адрес> в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке застройщиков, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ он был включен в реестр участников указанной программы поддержки граждан.
ДД.ММ.ГГГГ ему была перечислена первая половина субсидии в размере 200 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ получил кадастровый паспорт на жилой дом со всеми необходимыми документами, в том числе подтверждающими произведенные расходы на строительство, обратился в администрацию для получения субсидии на компенсацию расходов по строительству.
Однако ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление об отказе в предоставлении субсидии в связи с несоблюдением подпункта 6 пункта 7 Положения о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах <адрес>, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов, утвержденного постановлением <адрес> №.
С основанием отказа он не согласен, поскольку на дату обращения за компенсацией в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения и данная компенсация предоставляется при условии завершения строительства индивидуального жилого дома в течение 2-х лет с момента перечисления целевой субсидии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Строительство жилого дома завершено ДД.ММ.ГГГГ, до истечения двух лет с момента получения первой половины субсидии, и, соответственно, он вправе претендовать на получение компенсации расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома.
Просит признать незаконным решение Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Министерство строительства <адрес> предоставить субсидию на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома, предусмотренную Положением о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в сельских поселениях <адрес>, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.5-6).
Административный истец ФИО в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие (41).
Представитель административного ответчика Министерства строительства <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в отзыве на административное исковое заявление указал, что по результатам рассмотрения заявления ФИО к <адрес> о предоставлении целевой субсидии на строительство индивидуального жилого дома и субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома, Министерство включило заявителя в реестр № застройщиков - физических лиц, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах <адрес>, имеющих право на получение субсидий на строительство индивидуальных жилых домов.
Реестр № был утвержден <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в период действия Положения в редакции с последними изменениями постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Право административного истца на целевую, так и на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома, подпадает под регулирование условий Положения в редакции до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данной редакцией предоставление компенсации расходов на строительство осуществляется в течение двух лет с момента выдачи разрешения на строительство. Разрешение на строительство ФИО было выдано ДД.ММ.ГГГГ, завершить строительство индивидуального жилого дома он должен был в течение двух лет с даты разрешения на строительство, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Однако кадастровый паспорт был получен ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении предусмотренного Положением срока.
Просит в удовлетворении заявленных требований ФИО отказать (л.д.28-31).
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В целях реализации приоритетных задач жилищной политики <адрес>, стимулирования индивидуального жилищного строительства в муниципальных районах <адрес> Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах <адрес>, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов (далее –Положение).
В силу положений вышеназванного Постановления застройщики (физические лица), осуществляющие строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах <адрес>, имеют право на получение за счет средств областного бюджета <адрес> субсидий на строительство индивидуальных жилых домов (п. 1 Положения).
Согласно п. 3 Положения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление субсидий носит заявительный характер и осуществляется в пределах средств, утвержденных на эти цели законом <адрес> об областном бюджете <адрес> на соответствующий финансовый год.
Пунктом 5 Положения установлено, что застройщикам предоставляются субсидии следующих видов: 1) целевая субсидия на строительство индивидуального жилого дома (далее - целевая субсидия); 2) субсидия на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома (далее - компенсация).
Согласно п.6 Положения размер целевой субсидии составляет 200 000 рублей.
Размер компенсации составляет 200 000 рублей.
Сумма субсидий не может превышать сметную стоимость строительства индивидуального жилого дома. Величина предоставляемой компенсации определяется с учетом подтвержденных фактических затрат по строительству индивидуального жилого дома (не более сметной стоимости строительства) за вычетом предоставленной целевой субсидии.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО получил разрешение на строительство RU № индивидуального жилого дома по адресу: 632270, <адрес>, кадастровый номер земельного участка – 54:16:160101:965 (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО обратился с заявлением о предоставлении ему целевой субсидии на строительство индивидуального жилого дома, предоставил необходимый пакет документов (л.д.42-43).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец был внесен в реестр № застройщиков, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах <адрес>, имеющих право на получение субсидий на строительство индивидуальных жилых домов, о чем был письменно уведомлен ответчиком (л.д.12,13).
Согласно платёжному поручению ДД.ММ.ГГГГ ФИО была перечислена целевая субсидия на строительство жилого дома в сумме 200 000 рублей (л.д.25).
Кадастровый паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, получен административным истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-23).
Согласно уведомлению Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО отказано в предоставлении субсидии в связи с несоблюдением подпункта 6 пункта 7 Положения о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах <адрес>, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов, утвержденного постановлением № «субсидия на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома предоставляется при условии завершения строительства индивидуального жилого дома, подтвержденного кадастровым паспортом на созданный (построенный) объект индивидуального жилищного строительства в течение 2 (двух) лет с даты разрешения на строительство индивидуального жилого дома». Разрешение на строительство индивидуального жилого дома выдано ДД.ММ.ГГГГ, согласно кадастровому паспорту здания на построенный объект по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ срок строительства индивидуального жилого дома составил более 2 лет (л.д.11).
Пунктом 7 Положения (в редакции на момент обращения за получением субсидии) было предусмотрено, что застройщики имеют право на получение субсидий при соблюдении следующих условий: 1) наличие действующего разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выданного застройщику после ДД.ММ.ГГГГ; 2) строительство индивидуальных жилых домов осуществляется на территории муниципальных районов <адрес>; 3) на строительство одного индивидуального жилого дома предоставляются субсидии только одному застройщику; 4) каждый застройщик имеет право на получение субсидий на строительство только одного индивидуального жилого дома; 5) соблюдение в проекте индивидуального жилого дома условий, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, где осуществляется строительство индивидуального жилого дома; 6) субсидия на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома предоставляется при условии завершения строительства индивидуального жилого дома, подтвержденного кадастровым паспортом на созданный (построенный) объект индивидуального жилищного строительства, в течение 2 лет с даты разрешения на строительство индивидуального жилого дома; 7) общая площадь индивидуального жилого дома - не более 150 кв. м. При составе семьи заявителя более 8 человек предельная площадь строящегося индивидуального жилого дома рассчитывается исходя из 18 квадратных метров на члена семьи; 8) строительство индивидуального жилого дома осуществляется на земельном участке, относящемся к землям поселений с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление <адрес> № от 01.04.2011» в п.п. 6 п. 7 были внесены изменения, согласно которым субсидия на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома предоставляется при условии завершения строительства индивидуального жилого дома, подтвержденного кадастровым паспортом на созданный (построенный) объект индивидуального жилищного строительства, в течение 2 лет с даты перечисления целевой субсидии, для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, в течение 3 лет с даты перечисления целевой субсидии.
Пунктом 10 Положения определено, что субсидии предоставляются застройщику - физическому лицу при условии, что он и (или) его супруг (супруга) ранее не улучшали свои жилищные условия с помощью бюджетных средств (за исключением средств материнского (семейного) капитала). Получателем субсидий является только один из супругов, имеющих право на получение субсидий.
Пунктами 11 и 11.1 Положения предусмотрен порядок получения целевой субсидии и компенсации расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома, а именно, для получения компенсации застройщик дополнительно к документам, указанным в п. 11 Положения, представляет копию кадастрового паспорта на созданный (построенный) объект индивидуального жилищного строительства с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы на строительство индивидуального жилого дома на сумму не менее разницы между суммой субсидий и суммой подтвержденного целевого использования целевой субсидии.
Из анализа норм положения следует, что субсидия на строительство индивидуальных жилых домов состоит из двух частей, и для получения компенсации расходов застройщика следует произвести последовательные действия для получения целевой субсидии.
Соответственно правоотношения между ФИО и Министерством строительства возникли при подаче заявления на предоставление целевой субсидии и рассмотрения представленных документов, включения в реестр застройщиков индивидуальных жилых домов.
В данном рассматриваемом случае, предоставляя необходимые документы на получение компенсации застройщика на строительство жилого дома, ФИО следовало руководствоваться нормами Положения, действовавшими на момент предоставления субсидии, а именно завершить строительство индивидуального жилого дома, подтвержденного кадастровым паспортом, в течение 2 лет с даты разрешения на строительство индивидуального жилого дома, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако кадастровый паспорт на индивидуальный жилой дом был получен ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении предусмотренного Положением срока.
Суд не принимает доводы ФИО об изменении норм Положения на момент окончания строительства жилого дома, поскольку, как уже указывалось судом, получение субсидии на строительство жилого дома это последовательность действий, состоящих из двух частей.
Нормативные акт не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Однако Постановление <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ не придает нормативному акту обратную силу, а правоотношения в данном случае возникли до вступления в силу указанных изменений.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что ФИО было обоснованно отказано в предоставлении компенсации расходов застройщика на строительство индивидуального жилого дома.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Об отказе в предоставлении вышеуказанной субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома административный истец уведомлен в январе 2017 г. (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ). В суд с рассматриваемым иском ФИО обратился ДД.ММ.ГГГГ. Даже с учетом первоначального ошибочного обращения с аналогичным требованием в исковом порядке с нарушением нормы ч.2 статьи 22 КАС РФ о подсудности (определение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на л.д.9) вышеуказанный трехмесячный срок для подачи административного иска в суд истек. Наличие каких-либо иных уважительные причины пропуска данного срока в судебном заседании не установлено.
Учитывая изложенное, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░