Решение по делу № 2-2007/2020 от 28.07.2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2020 года                                                                           город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Рыбиной Н.Н.,

при секретаре Мишкиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2007/2020 по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО3 к Министерству Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тульской области, администрации г. Тулы о возмещении убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов,

установил:

ИП ФИО6 обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к Министерству Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тульской области, администрации г. Тулы о возмещении убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указала, что должностным лицом главным управлением администрации г. Тулы по Привокзальному территориальному округу было возбуждено дело об административном правонарушении ст. 5.3 Закона Тульской области от 09.06.2003 года № 388-310 «Об административных правонарушениях в Тульской области» и составлен протокол.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка Привокзального судебного района <адрес> производство по делу прекращено за отсутствием события административного правонарушения.

При рассмотрении дела в суде истцу требовалась юридическая помощь, в связи с чем был заключен договор на оказание юридических услуг с ФИО7 В рамках вышеуказанного договора ФИО7 оказал ИП ФИО3 юридические услуги, а ИП ФИО3 оплатил оказанные юридические услуги в размере 30 000 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате.

Таким образом, ИП ФИО3 были понесены убытки на оплату юридических услуг в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении и последующей подачей искового заявления о взыскании убытков.

Кроме того, ИП ФИО3 были причинены моральные страдания, он испытывал чувство бесправия и произвола, связанное с привлечением его к административной ответственности и необходимостью участия в судебных заседаниях. Причиненный моральный вред ИП ФИО3 оценивает в размере 50 000 рублей.

На основании вышеизложенного, с учетом уточнения, истец просит взыскать с администрации <адрес> в пользу ИП ФИО6 в счет возмещения убытков расходы на оплату юридических услуг в размере 30 000 рублей, моральный вред в размере 50 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Управление Роспотребнадзора по ФИО2 <адрес>.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Финансовое управление администрации <адрес>.

Истец ИП ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.

Представитель истца ИП ФИО3 по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.

Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Финансового управления администрации г.Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.

Согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

На основании ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии со ст. 117 Гражданского процессуального кодекса РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.06.2008 года № 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

Уклонение ответчика от получения уведомления о месте и времени рассмотрения дела, расценивается судом как отказ от получения уведомления. О причине неявки ответчик не сообщил, не просил рассмотреть дело без его участия.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Частями 1 и 2 ст. 25.5 КоАП РФ предусмотрено, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему -представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Согласно ч. 1 ст. 24.7 КоАП расходы на оплату услуг адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника, не относятся к издержкам по делу об административном правонарушении. Следовательно, эти суммы не могут быть взысканы по нормам данной статьи Кодекса.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом главного управления администрации <адрес> по Привокзальному территориальному округу в отношении директора ООО «Лидер» ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.3 Закона Тульской области от 09.06.2003 года № 388-310 «Об административных правонарушениях в Тульской области», согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 20 минут директор ООО «Лидер» ФИО3, в нарушение п. 1.3 ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории ФИО2 <адрес>», временно приостановившего работу торговых, торгово-развлекательных центров и иных объектов розничной торговли с 00.00 часов ДД.ММ.ГГГГ по 24.00 ДД.ММ.ГГГГ, осуществлял торговлю в магазине «Чешский Старовар», расположенном по адресу: <адрес>.

Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка Привокзального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО3 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В п. 1 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно ст. 24.7 КоАП издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных) (п. 1 ч. 1).

Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 2).

Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ч. 4).

При этом нормами КоАП РФ не предусмотрен порядок возмещения подобных расходов, понесенных лицом, в отношении которого возбуждено административное дело.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава, события административного правонарушения, свидетельствует о необоснованности привлечения к административной ответственности, и в силу вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, является достаточным основанием для возложения обязанности по возмещению вреда, выразившегося в расходах на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 4 д. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).

Указанные правовые нормы в их системной взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", прямо предусматривают возможность удовлетворения требований лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, о возмещении имущественного и морального вреда.

В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 57 Устава муниципального образования город Тула в ред. от 23.09.2020) органами администрации города муниципального образования являются созданные в соответствии со схемой управления муниципальным образованием самостоятельные структурные подразделения администрации города, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления муниципальным образованием.

Органы администрации города состоят на городском бюджете, могут обладать правами юридического лица, иметь смету расходов, открывать счета в банках. Обособленное имущество органов администрации города закрепляется за ними распоряжениями главы администрации города на праве оперативного управления (ч. 2 ст. 57 Устава).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением администрации города Тулы от 20.12.2010 N 3971 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений", на основании Устава муниципального образования город Тула администрация города Тулы утвердила Устав муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия администрации города Тулы".

Пунктом 1.9. Постановления администрации г. Тулы от 04.02.2016 N 310 "Об утверждении Устава муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия администрации города Тулы", функции и полномочия Учредителя МКУ "ЦБ администрации г. Тулы" осуществляет администрация муниципального образования город Тула.

Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении МКУ "ЦБ администрации г. Тулы" осуществляет финансовое управление администрации города Тулы (п.1.10 Устава).

Согласно п.1.12. Устава, учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать с полным наименованием Учреждения на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием, может иметь собственную символику.

В силу п. 1.1 Положения "О финансовом управлении администрации города Тулы", утвержденное решением Тульской городской Думы от 23.10.2013 N 66/1498, финансовое управление администрации города Тулы (далее - управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Тула, ее финансовым органом, осуществляющим единую финансовую и бюджетную политику в муниципальном образовании город Тула, обеспечивающим составление проекта бюджета муниципального образования город Тула, исполнение бюджета муниципального образования город Тула (далее - бюджет муниципального образования) и контроль за его исполнением, составление бюджетной отчетности муниципального образования город Тула, организацию работы по проведению политики муниципальных заимствований муниципального образования город Тула и осуществление контроля за долговыми обязательствами муниципального образования город Тула.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства финансов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Тульской области, указами и распоряжениями Губернатора Тульской области, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, приказами министерства финансов Тульской области, Уставом муниципального образования город Тула, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования город Тула, настоящим Положением (п.1.3 положения).

Установив, что производство по делу об административном правонарушении в отношении истца прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что в соответствии со статьями 15, 1069 ГК РФ расходы, понесенные истцом в связи с оплатой услуг представителя, оказавшего ему юридическую помощь по делу об административном правонарушении, являются убытками, подлежащими возмещению с администрации г. Тулы в лице финансового управления администрации города Тулы.

Судом установлено, что для защиты своего нарушенного права истец ДД.ММ.ГГГГ заключил договор с ФИО7 на представление и защиту интересов по вопросу представления интересов по делу об административном правонарушении, размер вознаграждения составил 30 000 руб., указанная сумма оплачена истцом в полном объеме, что подтверждается актом об оказании услуг к договору на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя суд принимает во внимание объем выполненной представителями работы (устной консультации и составления письменной позиции), продолжительность рассмотрения и сложность дела, признает разумными данные расходы в размере 5 000 руб., поскольку основание прекращения производства по делу об административном правонарушении свидетельствует о необоснованности привлечения истца к административной ответственности и является достаточным основанием для возложения обязанности по возмещению ущерба.

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП Российской Федерации", требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания компенсации гражданину морального вреда определяются ст. 151 ГК РФ.

В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Перечень нематериальных благ закреплен в ст. 150 ГК РФ. В соответствии с данной нормой права к нематериальным благам относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или- в силу закона., неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Руководствуясь положениями статей 151, 1101 ГК РФ, суд принимает во внимание факт несения ИП ФИО3 нравственных страданий, в связи с неправомерным возбуждением в отношении него дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Администрации г. Тулы в лице Финансового управления администрации г.Тулы компенсации морального вреда.

Исходя из фактических обстоятельств дела, индивидуальных особенностей потерпевшего, вины причинителя вреда, характера нарушений прав истца и степени перенесенных страданий, суд находит разумной и справедливой сумму компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей.

Принимая во внимание, что истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., с Администрации г. Тулы в лице Финансового управления администрации г.Тулы в его пользу должна быть взыскана государственная пошлина в размере 300 руб., оплата которых подтверждается имеющейся в деле квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Индивидуального предпринимателя ФИО3 (ИНН ) к Министерству Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тульской области, администрации г. Тулы о возмещении убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов – удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации г. Тулы в лице Финансового управления администрации г.Тулы в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО3 расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Индивидуального предпринимателя ФИО3 отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в ФИО2 областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий:

2-2007/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кириллов Андрей Николаевич
Ответчики
Минфин РФ в лице УФК по ТО
Администрация г.Тулы
Другие
Болдырев А.А.
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Судья
Рыбина Н.Н.
Дело на странице суда
centralny.tula.sudrf.ru
28.07.2020Передача материалов судье
31.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2020Судебное заседание
15.09.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Судебное заседание
15.12.2020Судебное заседание
15.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее