Дело № 2а-508/2022 УИД: 47RS0007-01-2022-000159-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2022 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Башковой О.В.,
при секретаре Нечаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области к Казариной Наталье Валерьевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС N 3 по <адрес> обратилась в Кингисеппский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Казариной Н.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям в размере 87 871 рубля 17 копеек, а именно:
- по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 72 620 рублей 47 копеек, пени в размере 251 рубль 02 копейки;
- по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: за ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере 14 916 рублей 19 копеек, пени в размере 83 рубля 49 копеек.
В обоснование исковых требований указано, что административный ответчик имела статус индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на нее возложена действующим законодательством обязанность по уплате данных платежей.
Инспекция обратилась в адрес мирового судьи судебного участка № <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Казариной Н.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ по делу № с Казариной Н.В. взыскана недоимка в размере <данные изъяты>. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений на судебный приказ относительно его исполнения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 129 ГПК РФ, ст.45 НК РФ, п.3 ст.48 НК РФ, гл. 32 КАС РФ, ст.286 КАС РФ Межрайонная ИФНС России № 3 по Ленинградской области обратилась в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций к Казариной Н.В. (л.д. 2-4).
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, иск поддерживает, просит его удовлетворить в полном объеме (л.д. 65, 68,69).
Административный ответчик Казарина Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, заказной почтовой корреспонденцией по известным суду адресам (л.д. 61, материалы дела N № лист 52), почтовая корреспонденция вернулась в адрес суда невостребованная адресатом, а также телефонограммой, о причинах неявки ответчик не сообщила, возражений на иск не представила (л.д. 62,63,64,67).
Определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела № мирового судьи судебного участка N <адрес>, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3, п.п. 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование с 1 января 2017 года регулируются Главой 34 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно п.п. 2 п. 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик имел статус ИП в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, и была зарегистрирована в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в ПФ РФ в виде фиксированного платежа, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 419 НК РФ отнесена к категории плательщиков страховых взносов, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ гг. (л.д. 9-11).
Срок уплаты страховых взносов, которые ответчик обязана была исчислить самостоятельно, установлен действующим законодательством соответственно ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок страховые взносы ответчиком уплачены не были.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика МИФНС N 3 по Ленинградской области было направлено требование об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 30,35)
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика МИФНС N 3 по Ленинградской области было направлено требование об уплате страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22,37).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика МИФНС N 3 по Ленинградской области направила требование № о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ, а также остальной задолженности по страховым взносам в общей сумме <данные изъяты> (л.д. 13-14,39).
Данных о том, что требования были исполнено ответчиком в установленный срок, материалы дела не содержат.
Ввиду неисполнения ответчиком обязанности по уплате указанных денежных сумм ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к мировому судье судебного участка N <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Казариной Н.В. задолженности по взносам на общую сумму <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности, по заявлению Казариной Н.В. судебный приказ был отменен ДД.ММ.ГГГГ (материалы дела №, л.д. 1, 49, 59).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с настоящим иском в Кингисеппский городской суд (л.д. 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ был отменен ДД.ММ.ГГГГ, а в суд с настоящим иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть шестимесячный срок, установленный Законом для обращения в суд с административным иском, истцом не пропущен.
Ответчик, заявив мировому судье об отмене судебного приказа, сослался на то, что в силу требований статья 14 Федерального закона N 212-ФЗ она освобождена от уплаты страховых взносов, так как на у нее на иждивении находится ребенок-инвалид, при этом предпринимательскую деятельность она не вела с апреля 2018 года (материалы дела N №, л.д. 52).
Указанные доводы ответчика не могут являться основанием для отказа в административном иске о взыскании обязательных платежей и санкций ввиду следующего.
Положениями Федерального закона 212-ФЗ (действующего до 01.01.2017 года) и нормативными положениями статьи 430 НК РФ (действующей в настоящее время) действительно предусмотрено, что уход за ребенком-инвалидом и инвалидом 1 группы (применительно к данным обстоятельствам) дает право на освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов, за периоды, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1009-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1189-0-0).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12 апреля 2005 года N 164-О и в Определении от 12 мая 2005 года N 210-О, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Так, в соответствии с Федеральным законом от дата N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, которое может быть подано заявителем в регистрирующий орган непосредственно или направлено по почте (статьи 8, 9, 11 и 22.3).
В соответствии с пунктом 9 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Лишь исключительные обстоятельства, препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения данного статуса при фактическом прекращении деятельности, могут явиться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов (пункт 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, абз. 4 - 6 пункта 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года N 164-О, пункт 3.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года N 165-О). Причем указанные обстоятельства должны быть экстраординарными, не позволяющими предпринимателю произвести регистрацию прекращения своей деятельности.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о взыскании с обязанного лица задолженности по страховым взносам правовое значение имеет не только факт нарушения им обязательства по уплате взносов на обязательное социальное страхование, но обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Бремя доказывания таких обстоятельств лежит на лице, ссылающимся на их существование.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что ответчик не осуществляла предпринимательскую деятельность с апреля 2018 года, и, в частности, в спорный период, отсутствуют доказательства обращения ее в МИФНС с заявлением о прекращении деятельности в качестве ИП ранее ДД.ММ.ГГГГ, и доказательства наличия исключительных обстоятельств, препятствующих ответчику в установленном законом порядке своевременно прекратить регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в связи с фактическим прекращением такой деятельности.
Сам факт наличия задолженности по взносам и расчет взыскиваемых сумм ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривались, при этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие об уплате ответчиком взносов в заявленном истцом размере.
Таким образом, представленный истцом расчет задолженности по взносам признается судом правильным и обоснованным, с ответчика Казариной Н.В. в пользу МИФНС N 3 по Ленинградской области подлежат взысканию денежные средства в размере <данные изъяты> 17 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статьей 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Учитывая, что исковые требования административного истца удовлетворены в полном объеме, с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 8, 62, 84, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области к Казариной Наталье Валерьевне о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Казариной Натальи Валерьевны, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, зарегистрированной по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>, в пользу МИФНС N 3 по Ленинградской области задолженность:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): за ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере 72 620 рублей 47 копеек, пени в размере 251 рубль 02 копейки;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: за 2017ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере 14 916 рублей 19 копеек, пени в размере 83 рубля 49 копеек.
а всего взыскать 87 871 (восемьдесят семь тысяч восемьсот семьдесят один) рубль 17 копеек.
Взыскать с Казариной Натальи Валерьевны государственную пошлину в доход местного бюджета МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в размере 2836 (две тысячи восемьсот тридцать шесть) рублей 14 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Судья
Решение в окончательной форме принято 18 мая 2022 года.