Решение по делу № 2-1672/2018 от 18.04.2018

Дело №2-1672/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2018 года                                город Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Благодатной Е.Ю.,

при секретаре Василюк Э.М.,

представителя истца – старшего помощника прокурора Кушнеровой О.А.,

представителя ответчика – Зелинского Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района города Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Мрамор Шайн», третье лицо Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Железнодорожного района города Симферополя Кардаш Л.И. обратился в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Мрамор Шайн», третье лицо Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым в котором просит обязать ответчика провести инвентаризацию отходов, образующихся в результате производственной деятельности, по результатам которой разработать паспорт отходов и направить копии в Минэкологии, а также обеспечить профессиональную подготовку с последующим получением свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности сотрудников, допущенных к работе с указанными отходами, а также обеспечить ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, при этом просит также обязать ответчика издать приказ об определении мест складирования отходов на территории подконтрольного ему предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также о назначении должностных лиц, ответственных за их эксплуатацию.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Железнодорожного районо была проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления I-IV классов опасности. В деятельности ответчика выявлены нарушения, которые выражаются в отсутствии разработанных и утверждённых на каждый вид отходов, экологических паспортов, а также в ином бездействии, которому корреспондируют заявленные истцом требования.

В судебном заседании представитель истца Кушнерова О.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

    Представитель ответчика Зелинский Я.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, просил в иске отказать в полном объеме в связи с тем, что ответчиком основной и дополнительный виды деятельности не используются, площадка, расположенная по <адрес> истцом также не используется для осуществления предпринимательской деятельности, так как это противоречит п. 1.4 договора субаренды нежилого помещения от 01.08.2017 года, заключенном с ООО «Бытовая Химия». Справку Минэкологии о видах образуемых ответчиком в результате хозяйственной деятельности отходов, считает ненадлежащим доказательством по делу, поскольку содержащиеся в ней сведения основаны не на осмотре площадки ответчика.

Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно.

С учетом положений части 3 статьи 167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

В соответствии со ст. 1 Закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

По смыслу положений ст. ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду (постановления от 14.05.2009 г. № 8-П и от 05.03.2013 г. № 5-П).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Железнодорожного района города Симферополя Республики Крым проведена проверка исполнения федерального законодательства области обращения с отходами производства и потребления субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами I-IV классов опасности, расположенных на поднадзорной прокуратуре района территории.

Выявлено, что ответчик осуществляет экономическую деятельность, связанную с резкой, обработкой и отделкой камня, производством прочих изделий из гипса, цемента, бетона. Выявлено, что ответчик использует площадку, площадью 127 кв.м., расположенную по <адрес>, в городе Симферополе Республики Крым, согласно заключенного с ООО «Бытовая Химия» договора субаренды нежилого помещения от 01.08.2017 года №68/17.

Согласно справки Минэкологии РК в процессе хозяйственной деятельности ответчика, образуются следующие виды отходов: отходы резки, обработки и отделки камня ФККО 34700000000; лампы люминесцентные, утратившие потребительские свойства ФККО 47110101521; отходы упаковочного картона незагрязненные ВККО 40518301605; смет от уборки территории предприятий, организаций ФККО 73330000000.

Ответчиком инвентаризация отходов не проводится, образующиеся в процессе деятельности отходы к конкретному классу опасности не отнесены, паспорта на каждый вид отходов не разработаны, в уполномоченный орган в сфере охраны окружающей среды не предоставлены.

Однако, в соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Определение отходов производства содержится и в п.3.11 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, из которого следует, что отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Из требований ст.4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов.

Инвентаризация отходов заключается в определении количества, состава образующихся отходов в процессе производства и потребления.

При этом, в соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В силу ст.1 указанного Федерального закона, документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, в котором содержатся сведения об их составе, является паспорт отходов.

Требование о необходимости составления паспортов на отходы I - IV класса опасности закреплено в ч.3 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п.4 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712 (далее по тексту - Правила), паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Согласно п.7 Правил, копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Уполномоченным органом на проведение работ по паспортизации отходов I - IV на территории Республики Крым, в силу дополнительного соглашения № 1между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Советом Министров Республики Крым, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.08.15 №1511 -р. является Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.

С учетом указанных требований закона проведение инвентаризации отходов, оформление паспортов отходов, предоставление их в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым является правовой обязанностью индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

Факт нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства подтверждается материалами проверки прокуратуры, Министерства экологии и природных ресурсов, объяснениями самого индивидуального предпринимателя относительно образующихся отходов, отсутствия инвентаризации, паспортов на каждый вид отходов.

Отсутствие учета, контроля за образовавшимися в процессе производственной деятельности отходами влечет за собой нарушение Правил обращения с отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан работающих на предприятии и оказывающих услуги в сфере общественного питания.

Более того, безучетное обращение ответчика с отходами влечет за собой нарушение норм ст. 16.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части подтверждения платежей базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также влечет недопоступление в бюджет средств, которые в последующем расходуются на природоохранные мероприятия.

Исковые требования прокурором заявлены на основании ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», предусматривающей обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды.

При невыполнении обязанностей индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, предусмотренных Федеральным законом, понуждение к их исполнению возможно путем привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде возложения на них исполнения этих обязанностей в силу ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации. И понуждение ответчика к осуществлению определённых действий связано с необходимостью защиты конституционных прав и законных интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности иска, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом, суд отвергает доводы ответчика об отсутствии с его стороны нарушения законодательства, поскольку им не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств в ходе проверки в подтверждение того, что в процессе хозяйственной деятельности, на производственной территории, где проводилась проверка, образуются отходы 5 класса опасности, которые не подлежат паспортизации.

При принятии решения, суд также учитывает, что согласно постановления о назначении административного наказания № 15-2018/0328-2018/1 от 15.02.2018 года, должностное лицо – директор ООО «Мрамор-Шайн» Дачковский В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Данное постановление никем не оспорено и вступило в законную силу.

В порядке ст. 101 ГПК РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и от уплаты которых в виде государственной пошлины истец при подаче иска освобожден, подлежат взысканию с ответчика. В связи с чем, с ответчика в доход государства подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании вышеизложенного, ст.ст. 18, 45, 46 Конституции Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 6, 9, 35, 39, 56, 61, 68, 167, 173, 194–199 ГПК Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Железнодорожного района города Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Мрамор Шайн», третье лицо Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Мрамор Шайн» (ОГРН 1149102044343, ИНН/КПП 9102026808/910201001) в течении трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, осуществить следующие действия:

провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе производственной деятельности по адресу: <адрес>, по результатам которой разработать в установленном законом порядке паспорта отходов, которые образуются в процессе производственной деятельности предприятия и направить копии паспортов в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, подтвердив факт получения копий паспортов указанным государственным органом;

обеспечить профессиональную подготовку с последующим получением свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности сотрудников, допущенных к работе с отходами указанных классов опасности;

обеспечить ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

издать приказ об определении мест складирования отходов, на территории предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также о назначении должностных лиц, ответственных за их эксплуатацию.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Мрамор Шайн» в доход государства, государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд Республики Крым в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                         Е.Ю. Благодатная

Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.2018 года.

2-1672/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г. Симферополя
Ответчики
ООО Мрамор Шайн
Другие
Министерство экологии и природных ресурсов РК
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Благодатная Елена Юрьевна
Дело на странице суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
18.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2018Передача материалов судье
23.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2018Судебное заседание
08.06.2018Судебное заседание
14.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее