РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург |
07 февраля 2018 года |
Дело № 3а-120/2018
Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Кузнецове М. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 3а-120/2018
по административному исковому заявлению Лазарева Владимира Викторовича
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, Администрации ГО Богданович
об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, равной их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
-представителя административного истца Думенковой М.В., действующего на основании доверенности от 21 декабря 2017 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области неявился;
- представитель Администрации ГО Богданович неявился;
-свидетеля П.,
установил:
Лазарев Владимир Викторович (далее – административный истец) обратился с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, с просьбой установить по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость для земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 26795912 руб.; для земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 6504420 руб., для земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 8203725 руб.
В обоснование административного искового заявления административный истец сослался на отчеты об оценке от 11 декабря 2017 года № 974-17/З-1, № 974-17/З-2, № 974-17/З-3 (далее – отчеты), составленные оценщиком ООО «Областной центр оценки» Петренко К.В.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, являющегося собственником земельных участков, поскольку расчет земельного налога производится, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный ответчик – Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в письменных возражениях подтвердил дату определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: № и их размер.
Сообщил о внесении 25 сентября 2015 года в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков.
Иные лица, участвующие в деле, своего отношения к рассматриваемому спору, не высказали.
В судебном заседании принял участие представитель административного истца Думенкова М.В., который требование о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрации ГО Богданович - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле.
Заслушав пояснения представителя административного истца, свидетеля П., исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из обстоятельств дела, административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: №, которые расположены в ....
В частности, земельный участок с кадастровым номером №, расположен по ..., имеет площадь 93692 кв. м.; земельный участок с кадастровым номером №, расположен по ..., имеет площадь 25017 кв. м., земельный участок с кадастровым номером №, расположен по ..., имеет площадь 28785 кв.м.
Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области сформирован по состоянию на 01января2015года и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29сентября2015№2588.
По состоянию на 01января2015года утверждена кадастровая стоимость:
- для земельного участка с кадастровым номером № в размере 59741766, 88 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером № в размере 14700739, 71 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером № в размере 14136601, 35 руб.
25 октября 2015 года сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: № внесены в ЕГРН.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в Комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, распространяющей свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости и иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: №, существенно превышает их рыночную стоимость, административный истец представил в обоснование своих требований отчеты об оценке, составленные оценщиком ООО «Областной центр оценки» П.
Согласно отчету от 11 декабря 2017 года № 974-17/З-3 по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость определена оценщиком для земельного участка с кадастровым номером № в размере 26795912 руб.
Согласно отчету от 11 декабря 2017 года № 974-17/З-2 по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость определена оценщиком для земельного участка с кадастровым номером № в размере 6504420 руб.
Согласно отчету от 11 декабря 2017 года № 974-17/З-1 по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость определена оценщиком для земельного участка с кадастровым номером № в размере 8203725 руб.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами по существу не оспаривается рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: №.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона № 135-ФЗ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в целях устранения неясности положений отчета об оценке суд разрешает вопрос о вызове в качестве свидетеля оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку и (или) составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также эксперта саморегулируемой организации оценщиков, давшего положительное заключение на соответствующий отчет.
В связи с возникшими у суда вопросами о соответствии представленных отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также достоверности определенной в нем величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, судом по настоящему делу был допрошен в качестве свидетеля - оценщик П., который сообщил суду в устной форме об известных ему обстоятельствах, касающихся оценки земельных участков и выводов, положенных в основу составленных им отчетов об оценке.
Из пояснений свидетеля следует, что он провел оценку земельного участка в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) от 20.05.2015 № 297; Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденным приказом Минэкономразвития от 20.05.2015 № 298; Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утвержденным приказом Минэкономразвития от 20.05.2015 № 299; Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО № 4), утвержденным приказом Минэкономразвития от 22.10.2010 № 508; Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утвержденным приказом Минэкономразвития от 25.09.2014 № 611.
Оцениваемые земельные участки с кадастровыми номерами: №, имеют категорию земель: земли населенных пунктов, расположены в ...).
Разрешенное использование у земельного участка с кадастровым номером № – под производственной территорией.
Разрешенное использование у земельного участка с кадастровым номером № под производственной территорией.
Разрешенное использование у земельного участка с кадастровым номером № – под объект промышленности (производственная база, нежилые здания литер К, Ж, Ж1, 1, 11, О).
Приняв во внимание количественные и качественные характеристики земельных участков с кадастровыми номерами: №, а также их расположение на карте градостроительного зонирования территории ГО Богданович в зоне П-3 (производственная зона III класса), оценщиком сделан вывод о том, что оцениваемые земельные участки относятся к сегменту рынка земель, предназначенных для размещения объектов производственного назначения.
На дату оценки – 01 января 2015 года, исходя из сегмента рынка, к которому относятся земельные участки с кадастровыми номерами: №, оценщик произвел выборку предложений по продаже незастроенных земельных участков, предназначенных для размещения объектов производственного назначения.
При проведении оценки свидетель пояснил, что им использовался сравнительный подход, в рамках которого применен метод сравнения продаж.
По мнению свидетеля, отобранные по правилам отбора объекты-аналоги в количестве четырех штук отвечают требованиям пункта 10 ФСО № 1.
Свидетель пояснил, что все четыре объекта-аналога были им идентифицированы по Публичной кадастровой карте, все объекты-аналоги находятся в одном сегменте рынка с объектами оценки.
Исходя из ретроспективности оценки, оценщик применил корректировки.
Оценив показания свидетеля наряду с иными представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в правильности и обоснованности показаний свидетеля П. не имеется, на основании следующего.
Общие требования к содержанию отчета об оценке установлены статьей 11 Федерального Закона № 135-ФЗ, а критерии оценки закреплены в ФСО № 1 и ФСО № 3.
По общему правилу, отчет составляется на бумажном носителе и в форме электронного документа в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом № 135-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности; отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.
В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки земельного участка, используемые стандарты оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.
Вопрос об оценке соответствия кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, требует специальных познаний в области оценочной деятельности, в связи с чем, предъявляются особые требования к квалификации лица, производящего оценку.
Из содержания отчетов судом установлено, что оценку земельных участков с кадастровыми номерами: №, проводил оценщик П., имеющий специальное образование в области оценочной деятельности.
В соответствии с требованиями п. 6 ФСО № 3 отчеты об оценке пронумерованы постранично, прошиты, подписаны оценщиком и скреплены печатью юридического лица и подписью руководителя ООО «Областной центр оценки».
Выводы, изложенные в отчетах, соответствуют предмету исследования: в отчетах указана информация о количественных и качественных характеристиках земельных участков с кадастровыми номерами: № (о площади, о виде разрешенного использования; о текущем использовании объектов оценки, о наиболее эффективном использовании), присутствует точное описание локального местоположения объектов оценки.
Представленные в материалы административного дела отчеты составлены на дату оценки – 01 января 2015 года.
Оценщиком исследовано социально-географическое положение Свердловской области и произведен анализ рынка земельных участков на дату оценки – 01 января 2015 года.
Выводы оценщика предельно ясны, обоснованы и не содержат противоречий.
В отчетах приведены пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
По итогу введенных оценщиком корректировок, последним был установлен диапазон скорректированной стоимости каждого объекта-аналога.
При исследовании отчетов судом установлено, что проверка выборки объектов-аналогов на однородность сделана оценщиком через коэффициент вариации, который не превысил 33 %.
В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения для обоснования размера корректировок.
Кроме того, в отчетах приведены пояснения к расчетам корректировок, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Проверяя в судебном заседании правильность математического расчета итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, суд не нашел математических ошибок.
Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив представленные в дело отчеты, суд, признает их соответствующими требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки.
Конструктивных доводов о том, что отчеты составлены с нарушениями действующего законодательства об оценочной деятельности и обязательных стандартов оценки, поскольку при его составлении использовались неправильные исходные данные, применялись неверные методики и некорректно производилась рыночная оценка земельных участков с кадастровыми номерами: №, ни одним из лиц участвующих в деле, в отзыве на административный иск не заявлено.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями Федерального закона № 135-ФЗ, федеральными стандартами оценки, статьей 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признает представленные в дело отчеты надлежащими доказательствами, подтверждающими размер рыночной стоимости для земельных участков с кадастровыми номерами: №.
Таким образом, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость, равную их рыночной стоимости, для земельного участка с кадастровым номером № в размере 26795912 руб.; для земельного участка с кадастровым номером № в размере 6504420 руб.; для земельного участка с кадастровым номером № в размере 8203725 руб.
Именно эта стоимость в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит определению в качестве кадастровой по результатам рассмотрения настоящего спора.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой внесения в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, является 25 октября 2015 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, является дата обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд – 28 декабря 2017 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: №, равная их рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2017 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Лазарева Владимира Викторовича об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2015 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости 26795912 (двадцать шесть миллионов семьсот девяносто пять тысяч девятьсот двенадцать) руб.
Установить по состоянию на 01 января 2015 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости 6504420 (шесть миллионов пятьсот четыре тысячи четыреста двадцать) руб.
Установить по состоянию на 01 января 2015 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости 8203725 (восемь миллионов двести три тысячи семьсот двадцать пять) руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, считать 28 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 12 февраля 2018 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова