Дело № 2а-3139/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 июля 2018 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Гулевского Г.Н.,
при секретаре судебного заседания Полигас Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Первомайского районного суда города Мурманска (город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2) административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску к Землянскому Н.Н. о взыскании пени в размере 5094 рубля 62 копейки за неуплату НДФЛ за *** год,
У С Т А Н О В И Л:
*** Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску обратилась в суд с административным исковым заявлением к Землянскому Н.Н. о взыскании пени в размере 5094 рубля 62 копейки за неуплату НДФЛ за *** год, ходатайствовала о рассмотрении административного иска в отсутствие своего представителя.
В обоснование иска указано, что Землянский Н.Н. в соответствии со ст. 207 Налогового Кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ является плательщиком налога на доходы физических лиц. По результатам мероприятий налогового контроля установлена неуплата налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за *** год в размере 123500 рублей, и в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 5094 рубля 62 копейки.
Административному ответчику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №*** от *** со сроком уплаты пени до ***, которое не исполнено до настоящего времени.
На основании изложенного Инспекция просит суд взыскать в доход бюджета с административного ответчика пени в размере 5094 рубля 62 копейки.
Дело рассматривается по общим правилам административного судопроизводства.
Представитель административного истца о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении административного иска в свое отсутствие.
Административный ответчик Землянский Н.Н. о месте, дате и времени рассмотрения дела извещался судом по адресу, указанному в материалах дела, возражения по иску не представил.
Извещение административного ответчика произведено судом по правилам Главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Однако неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть дело в отсутствие как административного истца в лице представителя, так и административного ответчика по имеющимся в деле материалам по правила ч. 1 ст. 289 КАС РФ, поскольку судом явка сторон по делу обязательной не признавалась.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Часть 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность каждого гражданина Российской Федерации и налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в Российской Федерации.
Налоговым периодом в соответствии с положениями ст. 216 НК РФ признается календарный год.
Согласно ст. 228 НК РФ физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности. Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.
Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка установлена в размере 13 %.
В силу п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
В силу п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что административному ответчику за неуплату НДФЛ за *** год Инспекцией начислены пени в размере 5094 рубля 62 копейки.
Административному ответчику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №*** от *** со сроком уплаты пени и недоимки до ***, которое не исполнено до настоящего времени, доказательств обратного суду не представлено.
Факт направления требования об уплате пени административным ответчиком не оспорен, доказательств, свидетельствующих о невозможности их получения, суду не представлено.
Согласно статье 48 НК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании пени может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафных санкций.
Таким образом, с учётом установленного срока исполнения требования №*** от *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов до ***, иск должен быть предъявлен в суд не позднее ***.
Административное исковое заявление к Землянскому Н.Н. поступило в Первомайский районный суд города Мурманска ***, то есть с пропуском установленного законом срока.
ИФНС России по городу Мурманску ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на обращение с иском в суд и признании причин пропуска срока уважительными, в связи с большим количеством направленных в суды исковых заявлений о взыскании налогов, в установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок, увеличением количества неплательщиков налога на имущество и увеличением объема работы Инспекции, направленной на погашение образовавшейся перед бюджетом недоимки по местным налогам.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Кроме этого, высокая нагрузка и увеличение количества неплательщиков не являются основанием неисполнения налогового законодательства в части процессуальных сроков предъявления административных исковых заявлений к неплательщикам налогов. Какие-либо иные причины пропуска срока Инспекцией не приведены, доказательства, подтверждающие доводы об уважительности причин пропуска срока, не представлены.
Таким образом, каких-либо доказательств уважительности причин, объективно препятствовавших и не позволивших в течение 6-ти месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате пени подготовить и подать исковое заявление в суд, истцом не представлено.
Принимая во внимание, что срок обращения в суд с административным иском пропущен, исковые требования ИФНС России по городу Мурманску к Землянскому Н.Н. о взыскании пени в размере 5094 рубля 62 копейки за неуплату НДФЛ за *** год, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску к Землянскому Н.Н. о взыскании пени в размере 5094 рубля 62 копейки за неуплату НДФЛ за *** год, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Г.Н. Гулевский