Решение по делу № 12-41/2016 от 10.06.2016

Дело №12-41/2016

РЕШЕНИЕ

п. Чамзинка 29 июня 2016 г.

Судья Чамзинского районного суда Республики Мордовия Пыресева О.А.,

при секретаре судебного заседания Сомовой С.Н.,

с участием в деле:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ульянова А.А.,

должностного лица, составившего административный протокол, ведущего специалиста отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Годяевой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

Ульянова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Российской Федерации, уроженца <адрес> зарегистрированного по адресу: <адрес> являющегося главой администрации Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия,

по жалобе Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Шумкина В.Т. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Чамзинского района Республики Мордовия от 23 мая 2016 г.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №1 Чамзинского района Республики Мордовия от 23 мая 2016 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Ульянова А.А. по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе Министр лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Шумкин В.Т. просит отменить указанное постановление мирового судьи, как незаконное и необоснованное, и привлечь главу администрации Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Ульянова А.А. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. В жалобе указывает, что в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение, мировой судья неправильно применил нормы материального права, что выразилось в применении закона, не подлежащего применению. Прекращая производство по делу, суд исходил из того, что хозяйственная деятельность в области обращения с отходами, по их утилизации, по переработке бытовых и промышленных отходов, осуществление сбора, складирования, использования, сжигания, переработки, обезвреживания, транспортировки, захоронения и иных обращений с отходами производства или иными опасными веществами не относятся к уставной части деятельности администрации Комсомольского городского поселения. Указанные выводы суда заявитель считает ошибочными, поскольку в ходе проведения административного расследования было установлено, что вышеуказанный земельный участок, на котором размещено несанкционированное место складирования отходов, относится к неразграниченной государственной собственности, он не значится в реестре муниципальной собственности, регистрация права на земельный участок не проводилась, договоры аренды не заключались. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Вина Ульянова А.А. выражается в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для соблюдения установленных требований законодательства в сфере обращения с отходами. Доказательств того, что нарушение требований норм природоохранного законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля главы Администрации при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, в материалы дела не было представлено. Довод Ульянова А.А. о том, что он не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку не осуществляет специализированный вид деятельности в области обращения с отходами, является несостоятельным, поскольку состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Поскольку администрация осуществляет распоряжение земельным участком, на котором была образована свалка, глава администрации Ульянов А.А. обязан был обеспечить надлежащее содержание данной территории.

В настоящем судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Ульянов А.А. просил об оставлении постановления мирового судьи от 23 мая 2016 г. без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Должностное лицо, составившее административный протокол, ведущий специалист отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минлесхоза Республики Мордовия Годяева О.Г. в судебном заседании указала о законности и обоснованности составленного ею протокола, необходимости отмены постановления мирового судьи и удовлетворения жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Шумкина В.Т. №116 от 12 февраля 2016 г. о проведении плановых (рейдовых) осмотров проведен осмотр земельного участка, расположенного между участками с кадастровыми номерами вблизи территории, <адрес> (л.д.13).

Из акта осмотра, обследования территории от 15 февраля 2016 г. следует, что на вышеуказанном земельном участке несанкционированно складируются твердые отходы в виде использованных пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, стеклянных бутылок, бумаги, картона, отходы (мусор) от строительных работ, отходы строительного щебня незагрязненные, растительные отходы, отходы производства бетона и бетонных смесей и др. Отходы размещены без специально обусловленных мест временного хранения, складируются навалом, без специальных ограждений (л.д.15).

Согласно сообщению главы администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Цыбакова В.Г., земельный участок, занятый несанкционированной свалкой, расположенный между участками с кадастровыми номерами по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью Чамзинского муниципального района Республики Мордовия. Документов (сведений), подтверждающих право собственности (иное право) ОАО «Лато» либо иного юридического лица на данный земельный участок в администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не имеется. Вышеуказанный земельный участок администрацией района в собственность либо в аренду юридических (физических) лиц не предоставлялся (л.д.32).

Аналогичное сообщение в Минлесхоз направлено и главой администрации Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Ульяновым А.А. (л.д.34).

25 февраля 2016 г. государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, ведущим специалистом отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минлесхоза Республики Мордовия Годяевой О.Г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, и проведении административного расследования по факту несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

По результатам проведения административного расследования установлено, что земельный участок, на котором размещено несанкционированное место складирования отходов, не значится в реестре муниципальной собственности, регистрация права на него не проводилась, договоры аренды не заключались, земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности.

В связи с установленными фактами государственным инспектором Годяевой О.Г. составлен протокол №АР/1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении главы администрации Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Ульянова А.А., поскольку участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно данному протоколу в действиях главы администрации Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Ульянова А.А. содержится нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Чамзинского района Республики Мордовия от 23 мая 2016 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Ульянова А.А. по статье 8.2 КоАП РФ прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Суд соглашается с выводами мирового судьи и находит их обоснованными.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов; обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

В силу пункта 2 статьи 8 названного Федерального закона, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных выше положений Закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

Для осуществления деятельности по сбору, вывозу и захоронению (утилизации) отходов на территории Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия администрацией заключены муниципальные контракты с обществом с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство».

Полномочия администрации Комсомольского городского поселения по организации сбора и вывоза отходов на территории поселения являются властно-распорядительной функцией администрации, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.

Поскольку администрация Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, в действиях главы администрации Ульянова А.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ.

Таким образом, существенных процессуальных нарушений, которые могли бы привести к неправильному рассмотрению протокола об административном правонарушении и выяснению обстоятельств дела, не допущено; оснований для отмены постановления мирового судьи по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №1 Чамзинского района Республики Мордовия от 23 мая 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Ульянова А.А. оставить без изменения, жалобу Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Шумкина В.Т.- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Чамзинского районного суда

Республики Мордовия ...

... О.А. Пыресева

12-41/2016

Категория:
Административные
Другие
Ульянов А.А.
Суд
Чамзинский районный суд Республики Мордовия
Судья
Пыресева О.А.
Статьи

8.2

Дело на странице суда
chamzinsky.mor.sudrf.ru
13.06.2016Материалы переданы в производство судье
29.06.2016Судебное заседание
29.06.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее