Решение по делу № 33-1847/2018 от 13.02.2018

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-1847

Строка № 083г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 марта 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего – Кузнецовой Л.В.,

судей - Авдеевой С.Н., Кожевниковой А.Б.,

при секретаре Курякиной Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.

гражданское дело по иску Топорковой Ангелины Васильевны к КУ ВО «Управление социальной защиты населения Репьевского района» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки по категории «педагогический работник», взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе КУ ВО «Управление социальной защиты населения Репьевского района»

на решение Острогожского районного суда Воронежской области

от 26 декабря 2017 года

(судья райсуда Критинина Н.А.),

У С Т А Н О В И Л А:

Топоркова А.В. обратилась в суд с иском к КУ ВО «Управление социальной защиты населения Репьевского района» с требованиями признать незаконным отказ ответчика в предоставлении ей мер социальной поддержки по категории «педагогический работник» в виде денежной компенсации, предусмотренной ч.2 ст.91 Закона Воронежской области № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», обязать ответчика предоставить ей указанные меры социальной поддержки и взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что она имеет право на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг как педагогический работник, проработавший в сельской местности свыше 10 лет и проживающий в сельской местности, в размере 100 %, а также имеет право на получение мер социальной поддержки как инвалид второй группы в размер 50% на оплату коммунальных услуг. Ею была выбрана льгота по оплате коммунальных услуг по категории «педагогический работник», однако в апреле 2017 года ее вынудили отказаться от указанной льготы и перейти на получение льготы по категории «инвалид второй группы», что для нее не выгодно. В августе 2017 года она вновь обратилась к ответчику с просьбой перевести ее на льготу по категории «педагогический работник», однако, ей было отказано в этом, вследствие чего у нее ухудшилось здоровье, повысилось артериальное давление, она вынуждена была обратиться в больницу.

Решением Острогожского районного суда Воронежской области от 26 декабря 2017 года исковые требования Топорковой А.В. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ КУ ВО «Управление социальной защиты населения Репьевского района» в предоставлении Топорковой А.В. мер социальной поддержки по категории педагогический работник в виде денежной компенсации, предусмотренной ч.2 ст.91 Закона Воронежской области № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»; на ответчика возложена обязанность предоставить Топорковой А.В. указанную меру социальной поддержки. В удовлетворении требований Топорковой А.В. о взыскании компенсации морального вреда отказано (л.д. 163,164-167).

В апелляционной жалобе КУ ВО «Управление социальной защиты населения Репьевского района» ставится вопрос об отмене решения суда в удовлетворенной части исковых требований, как постановленного с нарушением норм материального права. При этом заявитель указывает, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, в связи с чем ей была предоставлена одна ежемесячная выплата как инвалиду второй группы, поскольку на учете в органе социальной защиты истец состоит как инвалид (л.д.172-175).

В письменном возражении на апелляционную жалобу Топоркова А.В., выражая несогласие с доводами жалобы, указывает на то, что была вынуждена отказаться от ранее предоставляемой меры социальной поддержи по категории педагогический работник и согласиться на получение денежной компенсации на оплату коммунальных услуг по категории инвалид второй группы. Полагает, что она была лишена права выбора меры социальной поддержки и намерена воспользоваться правом на получение меры социальной поддержки по категории педагогический работник, а не по двум основаниям сразу, как утверждает ответчик (л.д.185-187).

Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, о причинах неявки суд не известили. Судебная коллегия в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав представителя КУВО «Управление социальной защиты населения Репьевского района» по доверенности Глущенко Т.О., поддержавшую жалобу, истца Топоркову А.В. и ее представителя по доверенности Топоркова В.М., возражавших против жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пунктами "е", "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсационных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области, регулируются Законом Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (далее - Закон Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ).

Главой 21 указанного Закона Воронежской области определены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности, в числе которых указаны педагогические и медицинские работники государственных образовательных организаций Воронежской области и муниципальных образовательных организаций, работающие и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (п.1 ч.1 ст. 89), а также данной категории граждан в случае их выхода на пенсию, если они проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там (ч.3 ст. 89).

Согласно ч.2 ст. 91 Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ гражданам, указанным в статье 89 этого Закона, предоставляется денежная компенсация расходов по внесению платы за:

1) пользование жилым помещением (наем) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением в пределах установленного областного стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

2) содержание жилого помещения в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения в пределах установленного областного стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, - проживающим в жилищном фонде всех форм собственности, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности, - в соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) тепловую энергию, рассчитанную исходя из объема потребляемой коммунальной услуги, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления указанной услуги, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за тепловую энергию рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) твердое топливо (при наличии в жилых домах печного отопления) либо поставку (приобретение и доставка) твердого топлива в размере годовой потребности в пределах нормативов, установленных действующим законодательством;

5) электрическую энергию, расходуемую на освещение жилого помещения. Денежная компенсация расходов по внесению платы за электрическую энергию, расходуемую на освещение жилого помещения определяется исходя из объема потребляемой коммунальной услуги, определенного по показаниям прибора учета, но не выше объема потребленной электрической энергии на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. При отсутствии указанного прибора учета плата за электрическую энергию, расходуемую на освещение жилого помещения, рассчитывается в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Согласно ч.6 ст. 91 указанного Закона гражданину, имеющему одновременно право на меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставляются меры социальной поддержки по одному основанию по выбору гражданина. Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплата стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Помимо мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 17) статья 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает ежемесячную денежную выплату инвалидам, которая устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом частью 3 данной статьи предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому Федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигона»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Топоркова А.В. проживает в сельской местности, имеет стаж педагогической работы в сельской местности более 10 лет, является пенсионером и инвалидом второй группы, в связи с чем относится к категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с вышеназванными законами.

В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Топоркова А.В. получает ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) по категории инвалиды.

С 28.12.2011 года Топоркова А.В. получала ежемесячную денежную компенсацию (ЕДК) расходов по оплате коммунальных услуг в соответствии со ст. 91 Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» по категории педагогические работники образовательных организаций, проживающие и осуществляющие профессиональную деятельность в сельской местности, а также в случае выхода их на пенсию, если они проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.

С апреля 2017 года Топоркова А.В. получала ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг по льготной категории «инвалид».

17.08.2017 года Топоркова А.В., воспользовавшись правом выбора мер социальной поддержки по одному основанию, обратилась в КУ ВО «УСЗН Репьевского района» с заявлением о предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории «педагогический работник».

18.08.2017 года истцу было отказано в назначении компенсации по указанному основанию в связи с тем, что она состоит на учете в КУ ВО «УСЗН Репьевского района» как инвалид и пользуется мерами социальной поддержки в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите и инвалидов».

Согласно ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Топоркова А.В. как инвалид имеет право на такую меру социальной защиты как денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения коммунальных услуг по Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и одновременно имеет право на ту же меру социальной защиты по другому правовому акту как педагогический работник – по Закону Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». В силу приведенной нормы права истец, независимо от основания установления меры социальной защиты, имеет право выбора на предоставление этой меры (в данном случае – денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) по одному из указанных законов.

Вопреки позиции стороны ответчика, из буквального содержания статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что инвалиду предоставляется право выбора не в отношении сразу всех мер социальной защиты (полного пакета) по одному из законов, а в отношении конкретной меры социальной защиты. И при этом указывается, что такой выбор производится независимо от основания установления меры социальной защиты.

Из системного толкования вышеуказанных нормативных актов не следует, что вышедший на пенсию педагог, одновременно являющийся инвалидом и получающий ежемесячную денежную выплату на основании ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не вправе выбрать меру социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогический работник, установленную Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации»" и Законом Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», и которая по сравнению со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечивает более высокий уровень социальной защиты.

Принимая во внимание изложенное, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства по делу, оценив предоставленные доказательства, с учетом закона, который подлежит применению, пришел к правильному выводу об удовлетворении иска, указав на то, что Топоркова А.В. имеет право на получение мер социальной поддержки и по своему выбору вправе определить получение денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг либо по категории педагогический работник, проработавший в сельской местности более 10 лет и проживающий в сельской местности, либо как инвалид второй группы.

В заявлении от 17.08.2017 г. Топоркова А.В. отказалась от мер социальной поддержки по категории «инвалид» и изъявила желание на получение меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по категории педагогический работник – пенсионер, проживающий в сельской местности, в связи с чем суд первой инстанции правильно сделал вывод о незаконности отказа органа социальной защиты в предоставлении истцу меры социальной поддержки как педагогическому работнику.

Указанные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат дополнительной аргументации, а основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, а потому не могут привести к отмене решения суда в обжалуемой части.

В части отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда решение суда участвующими в деле лицами не оспаривается, и проверке судебной коллегией не подлежит.

Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда по существу спора соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены принятого по делу судебного постановления, не имеется, в связи чем, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Острогожского районного суда Воронежской области от 26 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КУ ВО «Управление социальной защиты населения Репьевского района» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-1847/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Топоркова А.В.
Ответчики
УСЗН
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Авдеева Светлана Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
16.02.2018Передача дела судье
15.03.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее