Дело № 2а-3821/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2021г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Конюховой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Демиденковой Н.В. к администрации г.Смоленска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Смоленска о признании постановления незаконным, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
установил:
Демиденкова Н.В. обратилась в суд с административным иском к администрации г.Смоленска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Смоленска о признании постановления незаконным, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении указав, что является инвалидом 2 группы по заболеванию центральной нервной системы, приведшему к нарушению многих функций организма, в том числе опорно-двигательной системы, сопряженных с использованием вспомогательного средства – трости. На основании её заявления городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г.Смоленска было проведено обследование занимаемого жилого помещения – <адрес>, на предмет его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида. По результатам обследования жилое помещение признано непригодным для ее проживания. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г.Смоленска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как инвалиду 2 группы. Постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в принятии на учет. Считает вынесенное постановление незаконным, просит его отменить и обязать администрацию г.Смоленска принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как категорию граждан, указанную в ч.3 ст.49 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель административного истца Бодренкова Л.В. требования поддержала.
Представитель администрации г.Смоленска Трегубова М.Ю. требования не признала, полагая вынесенное постановление администрации г.Смоленска законным и обоснованным. Ссылается на то, что инвалиды подлежат обеспечению согласно действующему жилищному законодательству, а именно только малоимущие граждане, в связи с чем основным критерием обеспечения их жильем является не только их нуждаемость, но и имущественное положение.
Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Смоленска в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено в судебном заседании, Демиденкова Н.В. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, зарегистрирована и проживает в муниципальной квартире <адрес>.
Постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № указанное жилое помещение признано непригодным для проживания Демиденковой Н.В.
ДД.ММ.ГГГГ Демиденкова Н.В. обратилась в администрацию г.Смоленска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как инвалида 2 группы.
Постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в принятии на учет, как не относящейся к категории граждан, указанных в ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч.3,4 ст.17 Федерального закона).
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем документы, подтверждающие право Демиденковой Н.В. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации, в материалы дела истцом представлены не были, малоимущей Демиденкова Н.В. в установленном законом порядке не признана.
Сам по себе факт проживания Демиденковой Н.В. в жилом помещении, признанном непригодным именно для ее проживания, не является достаточным основанием для постановки на учет без соблюдения общих требований, а именно, без признания малоимущей.
Доводы административного иска о праве Демиденковой Н.В. состоять на учете, как категории граждан, указанных в ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в ходе рассмотрения спора своего подтверждения не нашли.
До 01 марта 2005 года инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в порядке, закрепленном жилищным законодательством, при этом Жилищный Кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 01 марта 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Действие Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" распространяется на инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года или после 1 января 2005 года. Заявитель до настоящего времени не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, на Демиденкову Н.В., как на лицо, претендующее на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и на предоставление жилого помещения по договору социального найма, распространяются положения ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, то есть она должна быть признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах отказ администрации г.Смоленска Демиденковой Н.В. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 177, 178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Демиденковой Н.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н. Иванов
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Д.Н. Иванов секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции А.Р.Конюхова (Инициалы, фамилия) 01.11.2021 |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-005046-41
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-3821/2021 ~ М-3216/2021