УИД 91RS0010-01-2021-000379-20
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-325/2021 председательствующий судья первой инстанции Савченко А.С.
№ 33-472/2022 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Панина П.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Паниной П.Е.,
судей Кузнецовой Е.А., Сыча М.Ю.,
при секретаре Никифорове О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым к Геря В.П., третьи лица – Краснова Т.А., Бушуева А.В., Агафонова О.И., Губанова Г.В., Хицкая Л.М., Хицкий Д.Н., Гайдук В.И., Гладких И.С., Горда М.В., администрация г. Симферополя Республики Крым, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Симферополю, председатель ликвидационной комиссии Службы государственного строительного надзора Республики Крым Добровольский С.А., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ГУП РК «Крым БТИ», об отмене регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации,
по апелляционной жалобе Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО13 обратилось в суд с иском к Геря В.П., в котором просило отменить регистрацию декларации Службы государственного строительного надзора Республики ФИО13 о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ № РК № в отношении объекта строительства «Реконструкция жилого дома с увеличением площади и этажности для проживания нескольких поколений семьи», расположенного по адресу: <адрес>, заказчиком которой является Геря В.П.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ под №РК 08217016677 Служба государственного строительного надзора Республики ФИО13, правопреемником которой является Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО13, зарегистрировала декларацию о начале выполнения строительных работ по объекту капитального строительства «Реконструкция жилого дома с увеличением площади и этажности для проживания нескольких поколений семьи», расположенного по адресу: <адрес>, заказчиком является Геря В.П.
ДД.ММ.ГГГГ Геря В.П. подал в Службу Госстройнадзора Республики ФИО13 заявление о внесении изменений в ранее зарегистрированную декларацию о начале выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ № РК № приложив к заявлению два экземпляра декларации о начале выполнения строительных работ, в которую заказчиком внесены соответствующие изменения. Из содержания данного заявления усматривается, что изменения вносились заказчиком в связи с корректировкой проектной документации.
В результате рассмотрения заявления Служба Госстройнадзора Республики ФИО13 зарегистрировала декларацию о начале выполнения строительных работ № РК № от ДД.ММ.ГГГГ заказчика по объекту капитального строительства «Реконструкция жилого дома с увеличением площади и этажности для проживания нескольких поколений семьи», расположенному по адресу: <адрес> со следующими технико-экономические показателями объекта: общая площадь здания после реконструкции – 581,9 кв. м; жилая – 176,94 кв.м; Строительный объем 6764,85 куб. м. в т.ч. ниже отм. +0,000 – 469,82, Этажность здания – 3 + подвал, Высота этажей – 3,3 м.; 2,63 м., Категория сложности объекта – 2 и т.д.
Характеристика жилого дома в соответствии с декларацией №РК №: количество этажей – 4 (3 надземных, 1 подвал), количество квартир – 1 восьмикомнатная, общей площадью 581,9 кв.м., жилой площадью 176,94 кв.м.
К декларации о начале выполнения строительных работ №РК № от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком были приложены заверенные им копии документов, сведения о которых вносились им в декларацию.
ДД.ММ.ГГГГ Геря В.П. направил в Службу Госстройнадзора Республики Крым декларацию о готовности объекта к эксплуатации по объекту: «Реконструкция жилого дома с увеличением площади и этажности для проживания нескольких поколений семьи» по адресу: <адрес>
Службой Госстройнадзора Республики ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ данная декларация о готовности объекта к эксплуатации была зарегистрирована под №РК №
Истец считает, что в декларацию о готовности объекта к эксплуатации № РК № от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком Геря В.П. внесены недостоверные сведения, при реконструкции спорного жилого дома были нарушены требования технических регламентов, проектной документации, допущено отклонение от проектных решений, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Решением Красноперекопского районного суда Республики ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО13 отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО13 подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств по делу, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым Сулейманова Ш.Ш. настаивала на доводах апелляционной жалобы, представитель Геря В.П. Адамов С.Ю. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии основания для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Службой Госстройнадзора РК зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ N № по объекту капитального строительства «Реконструкция жилого дома с увеличение площади застройки и этажности для проживания нескольких поколений семьи» по адресу: <адрес>, заказчиком которой являлся Геря В.П. <адрес> здания после реконструкции 416,4 кв.м, жилая – 176,94 кв.м, этажность здания-3.
ДД.ММ.ГГГГ Геря В.П. подал в Службу Госстройнадзора РК заявление о внесении изменений в ранее зарегистрированную декларацию о начале выполнения строительных работ ДД.ММ.ГГГГ № РК 08217016677, приложив к заявлению два экземпляра декларации о начале выполнения строительных работ, в которую заказчиком внесены соответствующие изменения. Из содержания данного заявления усматривается, что изменения вносились заказчиком в связи скорректировкой проектной документации.
По результатам рассмотрения указанного заявления, Службой Госстройнадзора РК ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ №№ по объекту «Реконструкция жилого дома с увеличение площади застройки и этажности для проживания нескольких поколений семьи» по адресу: <адрес> заказчиком которой являлся ФИО1
Согласно сведениям, внесенным в декларацию о начале выполнения строительных работ № от ДД.ММ.ГГГГ: проектная документация по объекту разработана ИП ФИО22, экспертиза проекта строительства согласно п.4 гл.1 постановления Государственного совета Республики ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № не требуется.
<адрес> в соответствии с проектной документацией после реконструкции 581,9 кв.м, жилая 176,94 кв.м, этажность здания -3+подвал.
К декларации о начале выполнения строительных работ № № ДД.ММ.ГГГГ заказчиком были приложены заверенные им копии документов, сведения о которых вносились им в декларацию.
На объекте проведены строительные работы.
ДД.ММ.ГГГГ Службой Госстройнадзора РК зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации за N РК №. в части технико – экономических показателей в декларацию о готовности заказчиком внесены сведения, аналогичные сведениям, внесенным в декларацию о начале выполнения строительных работ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО13 (далее - Минжилполитики и стройнадзора Республики ФИО13, Министерство) поступило обращение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Симферополю (далее - УМВД России по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором изложена информация относительно разрешительного документа - декларации о готовности объекта к эксплуатации №РК № от ДД.ММ.ГГГГ по объекту капитального строительства, расположенному по адресу: Республика ФИО13, <адрес>, заказчиком которой является Геря В.П.
В ходе проверки Управлением МВД России по <адрес> по факту внесения недостоверных сведений в официальные документы по ч. 1,3 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков), зарегистрированному в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях за № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Геря В.П. ДД.ММ.ГГГГ предоставил в Службу Госстройнадзора РК декларацию о готовности объекта к эксплуатации, впоследствии зарегистрированную Службой ДД.ММ.ГГГГ под №, в которой указал, что вводимый в эксплуатацию жилой дом состоит из 3-х этажей.
С целью установления фактической этажности построенного здания и соответствия данных, указанных в декларации о готовности объекта к эксплуатации, сотрудниками УМВД России по <адрес> совместно с главным консультантом отдела регионального государственного строительного надзора Минжилполитики и стройнадзора Республики ФИО13 № ФИО23, проведена проверка, которой установлено, что этажность объекта составляет 4 этажа, что не соответствует данным, указанным в декларации о готовности объекта к эксплуатации.
На основании приказа Службы Госстройнадзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. № была проведена внеплановая выездная проверка в отношении гр. ФИО1 по объекту, строительство которого осуществлялось по адресу: Республика ФИО13, <адрес>, проверка была организовано на основании поступившего ДД.ММ.ГГГГ в адрес Службы обращения Регионального центра общественного контроля в сфере жилищно- коммунального хозяйства АНО «ЖКХ Контроль Республики ФИО13» по жалобе гр. ФИО29 поступившей на сайт АНО «ЖКХ Контроль РК» от ДД.ММ.ГГГГ.
Актом проверки Службы от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при реконструкции жилого дома по указанному адресу нарушены требования технических регламентов, проектной документации, допущено отклонение от проектных решений, разработанных ИП ФИО22 в части устройства четвертого этажа, не предусмотренного проектом. Таким образом, допущенные отклонения свидетельствовали о превышении количества этажей, предусмотренных утвержденной проектной документацией.
В акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что на момент проверки были выполнены работы по заполнению стен из мелкоштучного камня (газобетон), остекление проемов и устройство кровли. На четвертом этаже в местах остекления по фасаду в осях А-Г и Г-А выполнялись работы по «фиктивной» заделке оконных проемов (натягивалась фасадная сетка, наносилась фасадная шпатлевка и выполнялась покраска по декоративной штукатурке), также во внутренних помещениях в тех же осях в местах остекления выполнялась заделка оконных проемов мелкоштучным канем (газобетоном) с применением монтажной пены, при этом остекление не демонтировалось.
По результатам проверки Геря В.П. выдано предписание об устранении нарушений, в котором указано, что при рассмотрении проектной документации, разработанной ИП ФИО22, установлено, что запроектированное здание имеет 3 надземных этажа + подземный этаж, что противоречит фактическому состоянию объекта строительства на момент проверки - 4 + подземный этаж. Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ гр. Геря В.П. предписано устранить выявленные нарушения и в установленный срок и уведомить об этом Службу.
В отношении Геря В.П. ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ по заявленным в ходе вышеуказанной проверки Службы нарушениям и _ постановлением Службы Госстройнадзора Республики ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № Геря В.П. признан виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения по ч. 1 ст. 9. 4 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 2000 руб.
Приказом Службы Госстройнадзора Республики ФИО13 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гери В.П. по объекту строительства, расположенному по адресу: Республика ФИО13, <адрес>/пер. Ялтинский, 8/9 назначена внеплановая выездная проверка на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предмет проверки исполнения ранее выданного предписания органа государственного строительного надзора от ДД.ММ.ГГГГ.
Актом проверки Службы от ДД.ММ.ГГГГ нарушений не выявлено. Однако, при проведении проверки Управлением МВД России по <адрес> с привлечением должностного лица Минжилполитики и Госстройнадзора Республики ФИО13 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, органом внутренних дел выявлено наличие четвертого надземного этажа на объекте капитального строительства по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к ранее направленному обращению от ДД.ММ.ГГГГ, УМВД России по <адрес> проинформировало Минжилполитики и стройнадзора Республики ФИО13 письмом от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в ходе ранее проведенной проверки, в том числе, выявлено, что фактически Геря В.П. осуществил по адресу: Республика ФИО13, <адрес> строительство многоквартирного дома на 9 квартир с передачей прав собственности на отдельные квартиры третьим лицам, что не соответствует сведениям, внесенным в декларацию. По результатам проведенной проверки органом внутренних дел установлено, что в указанном доме размещено 9 квартир по 3 квартиры на этаже. В каждой из квартир имеется кухня и санузел.
Также в обращении УМВД России по <адрес> предоставлены материалы проверки, в том числе и письмо администрации <адрес> Республики ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ с информацией о том, ФИО1 трижды обращался в Комиссию по подготовке правил использования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики ФИО13 (далее - Комиссия) с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: Республика ФИО13, <адрес>/пер. Ялтинский, 8/9, принадлежащего на праве собственности, с кадастровым номером № малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код – 2.1.1). При этом, протоколом от 20-21-09.2018 №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № соответственно, Комиссией принято решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид, в связи с несоблюдением требований технических регламентов, отсутствием возможности обеспечения машино-местами жилых объектов капитального строительства, предусмотренными Региональными нормативами градостроительного проектирования Республики ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указывая на наличие недостоверных данных Декларации о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ №№, Министерство обратилось в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, не усмотрев нарушение прав и законных интересов Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО13, основанием для отказа в иске указал на неверное избрание истцом способа защиты нарушенного права.
Судебная коллегия полагает такой вывод суда противоречивым и не основанным на фактических обстоятельствах дела, постановленным с нарушением норм материального права.
Из положений ст. 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только на право обращения в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными гарантиями.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса и не является исчерпывающим. Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако, избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Судебная коллегия полагает надлежащим способ защиты, используемый заявителем.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 31.12.2020 года на территории Республики Крым особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора (пункт 1 статьи 21 Закона 5 Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым").
Процедура принятия в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства на территории Республики Крым на момент регистрации поданной заказчиком строительства декларации определена Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ N 2039-6/14 (далее - Порядок N 2039-6/14).
Из содержания положений Порядка N 2039-6/14 следует, что декларация о готовности объекта к эксплуатации является разрешением на ввод в эксплуатацию объектов, относящихся к I - III категориям сложности, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, выдаваемым посредством регистрации Службой поданной заказчиком декларации.
В отличие от процедуры выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренной положениями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, процедура подачи декларации о готовности объекта к эксплуатации носила заявительный характер и для ее регистрации положения названного выше Порядка не предусматривают проведение Службой проверки с целью определения соответствия объекта, относящегося к I - III категориям сложности, утвержденной проектной документации и готовности его к эксплуатации. В этой связи пунктом 16 Порядка N 2039-6/14 было предусмотрено, что заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации, а пунктом 24 предусмотрено право Службы отменить регистрацию такой декларации в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации.
В соответствии с пунктом 24 Порядка N 2039-6/14 Служба могла отменить регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа, также по решению суда об отмене регистрации декларации, вступившему в законную силу. После устранения причин, явившихся основанием для отмены регистрации декларации, заказчик вправе повторно подать исправленную декларацию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком.
Из указанной нормы следует, что основанием для отмены регистрации декларации является выявление указанных заказчиком недостоверных данных.
На основании положений Постановления госсовета Республики Крым от 27.11.2019 года N 202-2/19 Декларативный порядок получения разрешения на строительство и ввод готовых строительством объектов в эксплуатацию действовал на территории Республики Крым до 15.01.2020 года.
На территории Республики Крым 15.01.2020 прекратили свое действие постановления Госсовета Республики Крым от 11.04.2014 года N 2040-6/14 "О порядке выполнения подготовительных и строительных работ" и N 2039-6/14 "Об утверждении порядка принятия в эксплуатацию законченных Строительством объектов", которыми устанавливался порядок получения разрешительных документов, отличный от порядка, определенного в Градостроительном кодексе РФ, прекращено ведение записей в Едином реестре зарегистрированных деклараций о начале выполнения строительных работ, выданных разрешений на выполнение строительных работ, зарегистрированных деклараций о готовности объекта к эксплуатации и выданных сертификатов, отказов в регистрации таких деклараций и в выдаче таких разрешений и сертификатов, в связи с чем административный орган не может самостоятельно отменять регистрацию деклараций, зарегистрированных ранее Службой.
В соответствии с частью 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 31.12.2020 года на территории Республики Крым особенности регулирования градостроительных отношений могли быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу предписаний части 3 статьи 7 ФКЗ N 6, Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым вправе осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Регистрация спорной декларации о готовности объекта к эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ № РК № по объекту Реконструкция жилого дома с увеличением площади и этажности для проживания нескольких поколений семьи», расположенного по адресу: <адрес>, категория сложности - II, заказчиками которой являлся ФИО1, была произведена Службой Госстройнадзора РК.
В период функционирования Службы, ее полномочия предусматривались в Положении о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденном постановлением Совета министров РК от 27.06.2014 года N 169, в соответствии с п. 1.1 которого, Служба являлась исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
Пунктом 2.5 Положения о Службе, предусматривались полномочия по принятию в эксплуатацию объектов, относящихся к I - III категориям сложности путем регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Принимая во внимание особенности правового регулирования градостроительных отношений на территории Республики Крым, регистрация декларации о готовности объекта к эксплуатации осуществлялась в соответствии с нормами Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 года N 2039-6/14 (далее - Порядок N 2039-6/14).
Пунктом 24 Порядка N 2039-6/14 предусматривался порядок отмены Службой регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, в случае выявления внесения в нее заказчиком недостоверных сведений.
Одновременно, в период действия Порядка N 2039-6/14 предоставление государственной услуги по принятию в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства предусматривалось Административным регламентом, утвержденным приказом Службы Госстройнадзора РК N 21-"П" от 17.02.2016 года "Об утверждении и введении в действие Административного регламента предоставления государственной услуги по принятию в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства" (далее - Административный регламент).
Декларативный порядок регистрации документа разрешительного характера в соответствии с нормами Порядка N 2039-6/14, нормами Административного регламента не предусматривал проверку фактической готовности к эксплуатации объекта категории сложности II (спорный объект в соответствии с проектной документацией отнесен ко II категории сложности), а относил достоверность сведений о выполнении декларантом (заказчиком) всех строительных работ на объекте капитального строительства на декларанта.
Действие Порядка N 2039-6/14 прекращено с 15.01.2020 г., в связи с изданием Постановления Государственного Совета Республики Крым от 27.11.2019 N 202-2/19.
Служба Госстройнадзора РК была образована в соответствии с п. 3.3 Указа Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым", начала свою деятельность с 01.01.2015 года и фактически прекратила функционирование 09.09.2020 года.
В соответствии с Указом Главы Республики Крым от 06.08.2020 N 256-У Служба Госстройнадзора РК упразднена (п. 2), образовано Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (п. 1), которому переданы функции и полномочия упраздненной Службы, предусмотренные Положением о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 169.
Согласно п. 4 Указа Главы Республики Крым от 06.08.2020 N 256-У Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым является правопреемником прав и обязанностей упраздненной Службы Госстройнадзора РК.
В статье 21.2 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" (далее - ЗРК N 67) отражены вопросы применения на территории Республики Крым документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, полученных до 21.03.2014 года, либо документов, полученных в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности.
В ч. 2 ст. 21.2 ЗРК N 67 отмечено, что, в целях настоящего Закона к документам, разрешающим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики ФИО13, относятся, в числе прочих, документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 7 ст. 21.6.1 ЗРК N 67, прекращение действия деклараций о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированных (выданных) в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Республики Крым, действующими в момент регистрации (выдачи) таковых (до 15 января 2020 года), возможно только в судебном порядке.
Таким образом, иной способ отмены регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной в соответствии с нормами Порядка N 2039-6/14, в которой впоследствии были выявлены внесенные заказчиком недостоверные сведения, не предусмотрен.
Исследованными материалами дела подтверждается внесение застройщиком Геря В.П. недостоверных сведений в спорную декларацию в целях ее регистрации.
В пункте 15 декларации заказчиком указано, что на объекте выполнены все предусмотренные проектной документацией в соответствии со строительными нормами, стандартами и правилами работы. Оборудование установлено согласно актам о его принятии после испытания в установленном порядке. Мероприятия по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасности, охране окружающей природной среды и антисейсмические мероприятия, предусмотренные проектом, проведены в полном объеме.
Кроме того, заказчиками подтверждено, что на объекте все работы по отделке фасадов и благоустройств территории выполнены в полном объеме.
Согласно сведениям, внесенным заказчиком в п. 13 декларации, «Характеристика жилых домов (с учетом результатов технической инвентаризации)»: количество этажей - подвал+3 надземных этажа, количество квартир в жилом доме и их площадь – 1 восьмикомнатная квартира общей площадью 581,9 кв.м, жилой 176,94 кв.м.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Спорная декларация о готовности объекта к эксплуатации является документом разрешительного характера конкретного декларанта - заказчика строительства. В данном случае заказчиком спорной декларации является Геря В.П.
В соответствии с ч. 1 Положения о Министерстве жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 13.08.2020 N 482 (далее - Положение о Министерстве), Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере государственной и региональной политики в области жилищного строительства, жилищной политики, реализации жилищных программ, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, в отношении объектов капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в отношении объектов капитального строительства, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, проведение государственной политики и осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере сейсмобезопасности, инженерной защите территории Республики Крым от оползневых и абразивных процессов, на организацию проведения экспертиз, обследований, измерений лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов (изделий).
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства возможен только после полного завершения строительства и при условии выполнения принятых проектом технических решений и работ в соответствии с государственными строительными нормами, стандартами и правилами, обратное, влечет угрозу безопасности здания, жизни и здоровью граждан.
Жилой дом общей площадью 40,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежал Геря В.П. на основании договора купли – продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ. После проведенной реконструкции указанного жилого дома и введении его в эксплуатацию в 2018 году площадью 581,9 кв.м, этажностью 4, подземной этажностью 1, он был разделен на 9 самостоятельных объектов (квартир), которые перешли в общую долевую собственность ФИО1 (11ДД.ММ.ГГГГ.), ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ.), ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ.), ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ), ФИО6 (ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ), ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ), ФИО9 (ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (ДД.ММ.ГГГГ).
Судебной коллегией с целью установления фактических параметров объекта капитального строительства с кадастровым номером 90:22:010221:433, расположенного по адресу: Республика ФИО13, <адрес>, их соответствия проектной документации по корректировке проекта «Реконструкция жилого дома с увеличением площади и этажности для проживания нескольких поколений семьи по адресу: Республика ФИО13, <адрес>», в том числе, в части архитектурно-планировочных показателей предоставленного проекта и фактически возведенного объекта капитального строительства, установление вида (типа) проведенных ответчиком работ в отношении объекта индивидуального жилого дома общей площадью 40,4 кв.м. с кадастровым номером № указанному адресу, завершение которых оформлено оспариваемой истцом декларацией, - новое строительство либо реконструкция, определением от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная строительно – техническая экспертиза, производство которой поручено судебному эксперту ФИО25
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ фактические параметры объекта капитального строительства, находящегося по адресу: <адрес> на момент проведения экспертизы, несоответствуют проектной документации - «Корректировка проекта «Реконструкция жилого дома с увеличением площади и этажности для проживания нескольких поколений семьи по адресу: <адрес>», шифр 17-06-АР.ТЧ (текстовая часть), шифр 17-06-АР.ГЧ (графическая часть), подготовленная ИП ФИО22, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, а именно:
- проектными решениями предусматривалось строительство (создание) четырехэтажного (в т.ч. подвал) здания, объект индивидуального жилищного строительства, «жилой дом» общей площадью 581,90 кв.м, в т.ч. жилой площадью 176,94 кв.м, состоящий из помещения подвала и жилых помещений (обособленные помещения, состоящие из одной и двух комнат, а также помещений вспомогательного использования, имеющие выход на лестничные клетки, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таких обособленных помещениях);
- фактически объект капитального строительства представляет собой - пятиэтажное здание, в т.ч. мансардный этаж, по своему объемнопланировочному решению, соответствует типу здания - общественно-жилой, многофункциональное здание общей площадью 831,90 кв.м, включаемое группу помещений: жилые помещения (квартиры, в т.ч. многоуровневые квартиры, условно обозначенные экспертом как <адрес> площадью 41,60 кв.м, <адрес> площадью 56,20 кв.м, <адрес> площадью 36,10 кв.м, <адрес> площадью 41,20 кв.м, <адрес> площадью 56,90 кв.м, <адрес> площадью 36,30 кв.м, <адрес> площадью 93,10 кв.м, <адрес> площадью 111,70 кв.м, <адрес> площадью 77,40 кв.м) и общественное помещение (парикмахерская и салон красоты).
Объект капитального строительства, многофункциональное здание общей площадью 831,90 кв.м, включаемое группу помещений: жилые помещения (квартиры, в т.ч. многоуровневые квартиры) и общественное помещение (парикмахерская и салон красоты), находящийся по адресу: Республика ФИО13, <адрес>/пер. Ялтинский, 8/9, не соответствует требованиям к объемно-планировочным решениям предъявляемым к объектам индивидуального жилищного строительства, не соответствует градостроительным регламентам, установленные Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики ФИО13», утвержденные решением 45-й сессией Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями в ред. решения Симферопольского горсовета РК от ДД.ММ.ГГГГ №), в части нарушений требований к параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), а также не соответствует виду разрешенного использования земельного участка площадью 428+/-7 кв.м, кадастровый №, в пределах которого расположен объект исследования.
Учитывая основные сведения о здании - жилой дом (лит. «А») с кадастровым номером №, площадью 581,90 кв.м, количество этажей - 4, в т.ч. подземных - 1, год завершения строительства - 2018 и пр., содержащиеся в Декларации о готовности объекта к эксплуатации (№ РК №) от ДД.ММ.ГГГГ и в проектной документации, подготовленная ИП ФИО22 по состоянию на 00.08.2017 года, а также учитывая техническое описание конструктивных элементов жилого дома (лит. «А, а, п/а»): фундамент - бут, стены - камень-ракушечник (Т=0,50), перегородки - камень-ракушечник (Т=0,25), перекрытие - деревянное, полы - дощатые, кровля - черепица), содержащиеся в инвентарном деле БТИ №, эксперт пришел к выводу, что выполненные строительные работы при создании (строительстве) пятиэтажного здания (в т.ч. мансардный этаж),многофункционального здания общей площадью 831,90 кв.м, не являютсяреконструкцией жилого дома (лит. «А, а, п/а») площадью 40,40 кв.м, жилойплощадью 25,10 кв.м., с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>
Объект капитального строительства, находящийся по адресу: <адрес> не является многоквартирным домом, а фактически представляет собой - пятиэтажное здание, в т.ч. мансардный этаж, по своему объемно-планировочному решению, соответствует типу здания - общественно-жилой, многофункциональное здание общей площадью 831,90 кв.м, включающее группу помещений: жилые помещения (квартиры, в т.ч. многоуровневые квартиры) и общественное помещение (парикмахерская и салон красоты).
Учитывая идентичные основные сведения о здании - жилой дом (лит. «А») площадью 581,90 кв.м, кадастровый №, количество этажей - 4, в т.ч. подземных - 1, находящийся по адресу: Республика ФИО13, <адрес>/пер. Ялтинский, 8/9, содержащиеся в документах, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года (проектная документация шифр 17-06-АР.ТЧ (текстовая часть), шифр 17-06-АР.ГЧ (графическая часть), ИП ФИО22), ДД.ММ.ГГГГ (Декларация о начале выполнения строительных работ № № ДД.ММ.ГГГГ (Декларация о готовности объекта к эксплуатации № РК №), ДД.ММ.ГГГГ (Технический план здания, подготовленный кадастровым инженером ФИО26), эксперт пришел к выводу, что корректировка проектной документации (в т.ч. проектное архитектурно-планировочное решение, а также проектное назначение частей помещений и их площадь, объекта строительства), подготовленная ИП ФИО22, по состоянию на 00.08.2017 года, предусматривала создание (строительство) структурно обособленных жилых помещений (девять квартир).
Допрошенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции эксперт ФИО25 выводу казанной экспертизы подтвердила.
Наличие установленных заключением эксперта нарушений Геря В.П. не опровергнуто и достоверных и допустимых доказательств иного не представлено.
Судебная коллегия отклоняет ссылки ответчика на заключение №СТ/2018 экспертного строительного-технического исследования. Заключение исследования составлено по инициативе и за счет ответчика и по существу является возражениями на заключение судебной экспертизы лица. Содержание исследования не свидетельствует о недостоверности выводов проведенной судом судебной строительно-технической экспертизы, подготовивший ее специалист об уголовной ответственности не предупреждался; выводы данного эксперта находятся в противоречии с иными имеющимися в деле доказательствами.
Таким образом, материалами дела достоверно установлено, что в спорную декларацию о готовности объекта к эксплуатации внесены недостоверные сведения.
В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться, помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные статьёй 51 данного кодекса документы.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) (часть 3 статьи 48). Частью 11 данной статьи предусмотрено, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка. Согласно части 12 этой же статьи в состав проектной документации объектов капитального строительства входит пояснительная записка в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.
В соответствии со статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
Как установлено судом, земельный участок площадью 428+/-7 кв.м, кадастровый №, на котором расположен спорный реконструированный объект недвижимости, находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) с видом разрешенного использования – для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, Геря В.П. произведено новое строительство, в результате чего на месте жилого дома площадью 40,4 кв.м возведен новый объект - общественно-жилой, многофункциональное здание общей площадью 831,90 кв.м, включаемое группу помещений: жилые помещения (квартиры, в т.ч. многоуровневые квартиры) и общественное помещение (парикмахерская и салон красоты), что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Из приведённых положений закона следует, что превышение разрешённого количества этажей здания, отсутствие проектной документации, результатов инженерных изысканий, а также их государственной экспертизы являются существенными нарушениями градостроительных правил, при которых Служба Госстройнадзора РК не вправе была регистрировать Декларацию, следствием чего явились незаконные государственная регистрация права Геря В.П. на спорный объект и введение его в гражданский оборот.
Принимая во внимание отсутствие собственных полномочий Министерства по отмене регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Службой Госстройнадзора РК, судебная коллегия полагает необходимым заявленные требования удовлетворить, отменить регистрацию декларации Службы государственного строительного надзора Республики ФИО13 о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ №№ в отношении объекта строительства «Реконструкция жилого дома с увеличением площади и этажности для проживания нескольких поколений семьи», расположенного по адресу: Республика ФИО13, <адрес>/ пер.Ялтинский,8/9, заказчиком которой являлся Геря В.П.
Вывод суда первой инстанции о том, что истец фактически избрал ненадлежащий способ защиты, свидетельствует о неправильном толковании судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление законности и защита нарушенных прав Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, в связи с чем судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьей 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноперекопского районного суда Республики ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
Иск Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым удовлетворить.
Отменить Декларацию Службы государственного строительного надзора Республики Крым о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ №№ в отношении объекта строительства «Реконструкция жилого дома с увеличением площади и этажности для проживания нескольких поколений семьи», расположенного по адресу: № заказчиком которой является Геря В.П..
Взыскать с Геря В.П. в пользу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым расходы, связанные с проведением судебной экспертизы в размере 88 731 руб.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
судья