Решение по делу № 2-588/2018 от 22.05.2018

Дело 2-588/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации


пгт. Каа-Хем      18 сентября 2018 года


Кызылский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Монгуша В.Б., при секретаре Кыргыс Б.В., с участием представителя истца М.М.Ч.., представителя ответчика Оножеева Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по уточненному исковому заявлению М.О.В. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о признании приобретшим статус лица, оставшегося без попечения родителей, для дальнейшего решения вопроса о постановке на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:


М.О.В. обратился в суд с уточненным иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о признании приобретшим статус лица, оставшегося без попечения родителей, для дальнейшего решения вопроса о постановке на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. При этом истец ссылается, что он относится к числу детей оставшихся без попечения родителей. Мать – ФИО3 решением Кызылского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, умерла в ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об отце в запись акта о рождении внесены со слов матери, отцом указан ФИО2. Он с детства находился на полном государственном обеспечении социальных учреждений: Кызылская школа-интернат, Дерзиг-Аксынская вспомогательная школа-интернат для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональное училище с. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна. В ДД.ММ.ГГГГ. М.О.В. закончил обучение КГБОУ НПО «Профессиональный лицей » г. Ачинска Красноярского края, зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> Между тем, защита семьи и детства, социальная защита отнесены п.п. «ж» и «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В соответствии с п.6.6. Положения об Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ , Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва формирует единый список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В ДД.ММ.ГГГГ., когда ему было <данные изъяты>, он узнав о том, что ему полагается предоставление от государства жилого помещения, обратился в Управление по опеке и попечительству Мэрии г. Кызыла с вопросом о закреплении за ним жилья, на что получил ответ, что на него в реестре, архиве и банке данных сведений не имеется. Также ДД.ММ.ГГГГ он обращался в Агентство по делам семьи и детей РТ о включении его в список детей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Кызылского кожууна, так как на момент обращения ему исполнилось <данные изъяты>. Между тем, органами опеки и попечительства, реализовывающими в силу ст.123 Семейного кодекса РФ, защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должен также осуществлять контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц. Однако до достижения совершеннолетнего возраста М.О.В. не был поставлен в установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальными учреждениями не приняты меры по постановке его на данный учет. Гарантированная социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью М.О.В. не реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия. Исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора о признании права М.О.В. на предоставление ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязании Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва поставить М.О.В. на учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кызылским городским судом отказано в удовлетворении ввиду того, что он не имеет статуса лица, оставшегося без попечения родителей. Кроме того, необходимо учесть то, что он по состоянию своего здоровья обучался во вспомогательных, коррекционных учреждениях, следовательно, своевременно не мог самостоятельно реализовать свое право обращения в суд о признании его статуса лица, оставшегося без попечения родителей. Признание приобретшим статуса лица, оставшегося без попечения родителей, необходимо ему для постановки на учет детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Просит признать приобретшим статус лица, оставшегося без попечения родителей, М.О.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, для дальнейшего решения вопроса о постановке его на учет детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Истец М.О.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, с участием его представителя.

В судебном заседании представитель истца по доверенности М.М.Ч. поддержала заявленные требования по изложенным в уточненном исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Оножеев Л.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании оставил вопрос о разрешении иска на усмотрение суда и пояснил, что истец в 2011 г. обращался в Мэрию г. Кызыла, а подтверждающих документов об обращении истца в отдел опеки и попечительства Кызылского района в ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании показала, что она работает социальным педагогом ГБОУ Кызылская-Арыгская школа-интернат и пояснила, что исковые требования предъявлены правомерно, просила воспитанника М.О.В. поставить на очередь для получения льготного жилья, как оставшегося без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ данный воспитанник был переведен из Дерзиг-Аксынской школы-интернат в Усть-Элегестинскую школу. В ДД.ММ.ГГГГ он закончил школу, а в ДД.ММ.ГГГГ его мать была лишена родительских прав. До этого проводились мероприятия по розыску матери. После решения суда все документы были направлены в Мэрию города Кызыла, но через 5 месяцев получили отказ. В отказе было указано, что с. Усть-Элегест находится на территории Кызылского кожууна, но в Кызылском кожууне и в селе Кызыл-Арыг очереди для детей не были сформированы, очередь началась с ДД.ММ.ГГГГ, когда вплотную начали работать с Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, до этого очередь на жилье была только в городе Кызыле. В ДД.ММ.ГГГГ. М.О.В. окончил школу, поступил в профтехучилище, затем он учился в городе Ачинске, поэтому он поздно начал собирать документы и обращаться в инстанции. Дети все состояли на учете отдела опеки и попечительства по Кызылскому кожууну с ДД.ММ.ГГГГ, то что М.О.В. в отделе опеки не состоял, это неверно. Личные дела были переданы в Кызыл-Арыгскую школу-интернат, остальные должны быть в министерстве образования. ДД.ММ.ГГГГ поступило распоряжение о постановке инвалидов на очередь, в отношении 71 ребенка были сданы документы в Администрацию кожууна, из них <данные изъяты> детей уже получили жилье, а в отношении <данные изъяты> детей ни в архиве, ни в администрации документов не оказалось. Документов, подтверждающих ее обращение в администрацию кожууна в отношении М.О.В. не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абз. 4 ст. 1 и п. 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и изменениями ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с ДД.ММ.ГГГГ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Частью 9 ст. 8 названного Закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, а с ДД.ММ.ГГГГ по договорам найма специализированных жилых помещений, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В силу статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Таким образом, разрешение вопросов, связанных с выявлением детей, оставшихся без попечения родителей, определением формы воспитания таких детей, в том числе и с установлением опеки – относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец М.О.В. родился ДД.ММ.ГГГГ.

В Свидетельстве о рождении истца серии указано, что родителями являются ФИО3 и ФИО2.

Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Республиканской специальной (коррекционной) школы-интернат 8 вида для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о лишении родительских прав ФИО3 в отношении несовершеннолетнего М.О.В..

ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки ГБОУ «Кызыл-Арыгская школа интернат» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М.О.В. находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и имел статус социальной сироты.

Из представленных свидетельств и диплома об образовании, М.О.В. в ДД.ММ.ГГГГ окончил Усть-Элегестинский специальный (коррекционный) школа-интернат вида, ДД.ММ.ГГГГ окончил ГОУ НПО Профессиональное училище с. Хову-Аксы, ДД.ММ.ГГГГ КГБОУ ППО «Профессиональный лицей » г. Ачинск.

Согласно сообщению Управления по опеке и попечительству мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, на М.О.В. сведений Управления по опеке о закреплении за ним жилья в реестре, в архиве и банке не имеется.

Из выписки ГУП РТ «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестровой книге о праве собственности за ФИО3 имеются сведения о зарегистрированных правах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>.

По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним М.О.В. не имеет зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ иск исполняющего обязанности Кызылского межрайонного прокурора в интересах М.О.В. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о признании права на предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании поставить на учет по месту его жительства, оставлен без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Истец достиг возраста 23 лет ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что М.О.В. до указанного возраста не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, впервые обратился по вопросу обеспечения жилым помещением после достижения возраста 23-х лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представил, за защитой своего права в судебном порядке обратился в возрасте полных 30 лет, следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Доводы истца о ненадлежащем исполнении органами опеки должностных обязанностей что, по его мнению, привело к нарушению прав истца, суд отклоняет, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», попечительство над истцом не было установлено, недееспособным истец не признан, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории он заявил в 2016 году. В данном случае несостоятельно исходить исключительно из ненадлежащего исполнения полномочий органом опеки и попечительства, учитывая, что на протяжении ряда лет, уже, будучи способным самостоятельно защитить свои интересы, истец никаких мер к их отстаиванию не предпринимал. При том, что никаких препятствий лично обратиться в соответствующие органы у него не было.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о признании приобретшим статус лица, оставшегося без попечения родителей, для дальнейшего решения вопроса о постановке на учет детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

уточненное исковое заявление М.О.В. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о признании приобретшим статус лица, оставшегося без попечения родителей, для дальнейшего решения вопроса о постановке на учет детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский районный суд Республики Тыва в течении месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2018 года (с учетом выходных дней -22-23 сентября 2018 года).


Судья         Монгуш В.Б.

2-588/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Суд
Кызылский районный суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-r.tva.sudrf.ru
18.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее