Дело № 2а-107/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 09 февраля 2022 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Соболева А.А.,
с участием заместителя прокурора Южского района Ивановской области Волковой Н.А.,
представителя административного истца – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области по доверенности Семейкина К.А.,
административного ответчика Власова М.В.
при секретаре Бурдановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской области с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Власова М. В., освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
Власов М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин РФ, ранее судимый:
- приговором Вичугского городского суда Ивановской области от 28 апреля 2015 года по ч.2 ст.228 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Освободился по отбытию срока наказания 27 апреля 2018 года.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 13.02.2018 года в отношении Власова М.В. установлен административный надзор на срок 8 лет.
Власов М.В. осуждён приговором Вичугского городского суда Ивановской области от 15 сентября 2020 года по ст.264.1 УК РФ (2 преступления), на основании ч.2 ст.69 УК РФ, к 1 году 10 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на срок 3 года.
Начало срока наказания: 25 июня 2020 года.
Окончание срока наказания: 26 марта 2022 года.
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Власова М.В. административного надзора на срок погашения судимости за совершение тяжкого преступления, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленные указанным органом дни 2 раза в месяц; запрета посещения мест общественного питания (в том числе кафе, баров, ресторанов) и развлекательных организаций, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив; запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Власов М.В. ранее отбывал наказание по приговору Вичугского городского суда Ивановской области от 28 апреля 2015 года за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 13 февраля 2018 года в отношении него устанавливался административный надзор, который был прекращён в связи с осуждением к реальному лишению свободы.
В судебном заседании представитель административного истца - исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области Семейкин К.А. настаивая на требованиях, изложенных в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Административный ответчик Власов М.В. с установлением административного надзора согласился, указал, что не согласен с установлением такого административного ограничения, как запрет покидать место жительства в ночное время, поскольку это может негативно сказаться на его трудовой деятельности.
Прокурор Волкова Н.А. заявление об установлении административного надзора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы и материалы личного дела осуждённого, суд приходит к следующим выводам:
согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», (далее по тексту Федеральный закон от 06.04.2011 года №64-ФЗ), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу п. 2 ч. 2 ст.3, а также п. 4 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении:
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно материалам дела и личного дела осуждённого Власов М.В. был осуждён приговором Вичугского городского суда Ивановской области от 28 апреля 2015 года за совершение преступления предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ, отнесённого в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории тяжких, при этом, в его действиях, по данному приговору, имеет место опасный рецидив преступлений, который признан обстоятельством, отягчающим его наказание.
Вступившим в законную силу 27.02.2018 года решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 13.02.2018 года в отношении административного ответчика был установлен административный надзор.
В связи с совершением Власовым М.В. преступления после освобождения из мест изоляции от общества и установления в отношении него административного надзора, в настоящее время он отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Вичугского городского суда Ивановской области от 15.09.2020 года по ст.264.1 УК РФ (за совершение 2 преступлений).
При этом ранее установленный административный надзор прекращён в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ.
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона №64-ФЗ, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определённой категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращён.
При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости (позиция Верховного Суда РФ, п. 32 Пленума ВС РФ №15 от 16.05.2017 года).
Таким образом, с учётом наличия у Власова М.В. непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений по приговору Вичугского городского суда Ивановской области от 28 апреля 2015 года, основания для установления административного надзора, предусмотренные п.2 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ имеются.
В силу ст.3 и п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, административный надзор устанавливается:
в отношении лиц, осуждённых за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления при опасном либо особо опасном рецидиве и в отношении лиц, осуждённых за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ №64-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы:
- за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет (редакция ст.86 УК РФ на момент совершения преступления по приговору от 28.04.2015 года) после отбытия наказания.
В целях предупреждения совершения Власовым М.В. новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, суд, в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, считает необходимым установить Власову М.В. административный надзор после его освобождения из мест лишения свободы на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, указанные в данной статье.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из материалов личного дела осуждённого, из характеристики ИК-2 на осуждённого следует, что Власов М.В. с 25.06.2020 года содержался в СИЗО-1 г.Иваново, допустил 34 нарушения режима содержания. С 29 января 2021 года отбывает наказание в ИК-2 с.Талицы, взысканий и поощрений не имел. Состоит на обычных условиях содержания, на профилактическом учёте не состоит, с представителями администрации учреждения тактичен, на замечания в свой адрес реагирует удовлетворительно, ограничений по состоянию здоровья не имеет, согласно ст.103 УИК РФ в учреждении не трудоустроен, в ФКП ОУ и УКП не обучался, мероприятия воспитательного характера посещает, правильные выводы для себя делает не всегда, санитарно-гигиенические требования соблюдает, внешне опрятен, спальное место и прикроватную тумбочку содержит в удовлетворительном санитарном состоянии, занятия по социально-правовым вопросам посещает, реагирует на них удовлетворительно, в коллективе осуждённых уживчив, отношения поддерживает со всеми категориями осуждённых, в конфликтных ситуациях замечен не был, к выполнению разовых поручений относится удовлетворительно, в культурно-массовых и спортивных мероприятиях участия не принимает, в кружковой деятельности учреждения участия не принимает, к работам без оплаты труда по благоустройству исправительного учреждения согласно ст.106 УИК РФ относится удовлетворительно, порученную работу выполняет не всегда качественно, требует дополнительного контроля со стороны администрации, привлекается к данным видам работ согласно утверждённого начальником учреждения графика. В бухгалтерии ИК-2 исполнительных листов не имеется. Администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно.
Учитывая изложенное, принимая во внимание данные о личности Власова М.В., являющегося гражданином РФ, характер преступления по приговору от 28.04.2015 года, которое относится к категории тяжких, учитывая, что преступления по приговору от 15.09.2020 года совершенны в период ранее установленного административного надзора, что в свою очередь свидетельствует о том, что ранее применяемые к осуждённому административные ограничения не достигли своей цели (в части предупреждения совершения новых преступлений), учитывая поведение осуждённого в местах лишения свободы при отбывании наказания в настоящее время, характеристику осуждённого, для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, суд считает необходимым установить Власову М.В. административное ограничение в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора. Оснований для установления меньшего количества явок суд не усматривает.
Оценивая доводы административного истца об установлении осуждённому административного ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания (в том числе кафе, баров, ресторанов) и развлекательных организаций, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив; запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, суд учитывает, что установление подобных запретов должно соответствовать цели самого административного надзора, выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер. Перечень административных ограничений установлен Федеральным ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим. Их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
Согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 года № 15 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Суд с учётом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определённых местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Из приговора Вичугского городского суда Ивановской области от 15 сентября 2020 года следует, что Власов М.В. отбывает наказание за совершение двух притуплений связанных с управлением автомобилем, являясь лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, в связи с чем, суд усматривает основания для назначения Власову М.В. административного ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания (в том числе кафе, баров, ресторанов) и развлекательных организаций, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив.
Из материалов личного дела осуждённого, из приговора Вичугского городского суда Ивановской области от 15.09.2020 года следует, что Власов М.В. одно из двух преступлений по ст.264.1 УК РФ совершил в ночное время суток, связи с чем, суд усматривает основания для установления ему такого административного ограничения, как запрет на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства в ночное время суток. Поскольку ночным временем суток является период времени с 22 часов до 06 часов, суд устанавливает Власову М.В. запрет на пребывание вне места жительства с 22 часов до 6 часов утра следующего дня. Поскольку такое административное ограничение, как запрет покидать место жительства или пребывания в ночное время, может негативно повлиять на трудовую деятельность осуждённого после освобождения из мест лишения свободы, суд считает возможным установить данное ограничение за исключением случаев, если это связано с его трудовой деятельностью.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учётом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Власова М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, уроженца <адрес>, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, по приговору Вичугского городского суда Ивановской области от 28 апреля 2015 года, то есть на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
Установить Власову М. В. административные ограничения:
- обязательная явка на регистрацию 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, в дни, установленные данным органом;
- запрет посещения мест общественного питания (в том числе кафе, баров, ресторанов) и развлекательных организаций, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив;
- запрет на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства в ночное время суток, то есть в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, за исключением случаев, связанных с его трудовой деятельностью.
Разъяснить Власову М.В., что он должен явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к месту жительства или пребывания, после освобождения из мест лишения свободы.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий подпись Соболев А.А.
Решение вынесено в окончательной форме 09 февраля 2022 года.