Дело 12-819/2024
Р Е Ш Е Н И Е
08 ноября 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г. Улан-Удэ Норбоева Б.Ж., единолично, рассмотрев жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Хоборкова Б.С-Ж. на постановление Врио заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А. от 18.06.2024 года о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Врио заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А.от 18.06.2024 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель по доверенности Хоборков Б.С-Ж. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении №4205/24/98003-АП от 18.06.2024 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Жалоба мотивирована тем, что решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 31.05.2021 года удовлетворены исковые требования ФИО5 к Министерству об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма. 21.06.2021 года судебным приставом - исполнителем УФССП по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство №51352/23/98003-ИП. Министерство самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. Решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, вина Министерства в исполнительном производстве в неисполнении решения суда в пользу взыскателя Понарина А.С. отсутствует. Министерство не уклоняется от исполнения судебного решения в срок, поскольку требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполнены по независящим от Министерства обстоятельствам и с недостаточным финансированием формирования специализированного жилищного фонда для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в республике отсутствует сформированный специализированный жилищный фонд, также отсутствуют свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда, которые могли быть представлены детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в том числе ФИО5 Решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, вина Министерства как должника в исполнительном производстве, в неисполнении решения суд в пользу взыскателя ФИО5 отсутствует. Нельзя утверждать, что СОСП по Республике Бурятия доказан факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Представители Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Представители Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что в период с 21.12.2023 г. по 13.06.2024 г. должник Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия не исполнило требования исполнительного документа неимущественного характера, а именно, не обеспечило ФИО5 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в г. Улан-Удэ, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ – неисполнение должником, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом №4205/24/98003-АП об административном правонарушении от 13.06.2024 г., исполнительным листом ФС №022548210 от 15.06.2021 г., постановлением о возбуждении исполнительного производства от 21.06.2021 г., постановлением о взыскании исполнительского сбора от 03.08.2021 г., требованием от 20.12.2023 г. №03025/23/457594, постановлением по делу об административном правонарушении от 14.09.2023 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Собранные по делу доказательства должностным лицом были оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия от 21.06.2021 г. возбуждено исполнительное производство №17901/21/03030-ИП в отношении должника Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия с предметом исполнения: обеспечить ФИО5 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в г. Улан-Удэ.
Копия постановления от 21.06.2021 г. направлено должнику посредством ЛК ЕПГУ 21.06.2021 г., уведомление прочтено 06.07.2021 г.
Постановлением от 03.08.2021 г. с должника Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия взыскан исполнительский сбор в размере 50000,00 рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 03.09.2021 г.
Копия постановления от 03.08.2021 г. получена должником 04.08.2021 г.
Из материалов дела следует, что постановлением начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Цыбенова Б.Ц. от 14.09.2023 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000,00 рублей.
Постановление от 14.09.2023 г. вступило в законную силу 28.12.2023 г.
20.12.2023 г. в адрес должника судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Бурятия направлено требование №03025/23/457594, в котором должнику предписано исполнить решение суда в полном объеме в 30-дневный срок со дня поступления настоящего требования.
Требование получено должником 20.12.2023 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Событие административного правонарушения, предусмотренное ч. 2 статьи 17.15 КоАП РФ, наступает по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, если лицо ранее подвергалось наказанию по части 1 данной нормы.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, выражается в неисполнении должником (бездействие) содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения на должника административного штрафа на основании части 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации за неисполнение им названных требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора за предыдущий срок или после наложения на должника административного штрафа на основании самой части 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на момент составления протокола об административном правонарушении (13.06.2024 г.) срок, установленный для исполнения требования судебного пристава-исполнителя от 20.12.2023 г., истек, событие административного правонарушения наступило.
На момент возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ постановление от 14.09.2023 г. о привлечении Министерства к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ вступило в законную силу 28.12.2023 г.
Такое положение вещей согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 13.04.2023 N 17-П.
Таким образом, совокупность имеющихся фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ и доказаны на основании исследования собранных по делу документов, которым должностным лицом дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия 30.08.2022 г., 15.05.2023 г. направлены письма в адрес заместителя министра строительства РФ Стасишина Н.Е. об увеличении объема финансирования, 14.10.2022 г., 14.02.2023 г. направлены письма в адрес Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Мухина В.В. о выделении дополнительного финансирования из республиканского бюджета для исполнения судебных решений, 01.03.2023 г., 23.08.2023 г. направлены письма Заместителю Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. о закреплении в федеральном законодательстве нормы о приоритетности предоставления сертификатов на жилье, 21.02.2022 г., 06.03.2023 г. в адрес Заместителя Председателя Правительства РФ Хуснуллина М.Ш. о выделении дополнительного финансирования, 02.06.2023 г., 21.05.2024 г. направлены письма в адрес Председателя Правительства РФ Мишустина М.В. о выделении дополнительного финансирования из средств федерального бюджета, 01.02.2024 г. направлено письмо в адрес Заместителя Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Нургалиевой Э.Р. о предложении по разработке федерального проекта в рамках национального проекта «Демография», 03.04.2023 г., 28.03.2023 г., 07.03.2023 г., 01.03.2023 г., 22.02.2023 г., 13.02.2023 г., 27.01.2023 г., 24.11.2022 г. направлены письма по потребности в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, не свидетельствует о принятии должником исчерпывающих мер, направленных на исполнение судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, равно как и не исключают административную ответственность за совершение вмененного административного правонарушения.
Недостаточное финансирование, необходимость формирования специализированного жилищного фонда, не являются безусловными основаниями, исключающими в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ административную ответственность Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия за совершение вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности и законности принятого в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия постановления от 18.06.2024 г. так как материалами дела подтверждается вина Министерства в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения на должника административного штрафа на основании части 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации за неисполнение им названных требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора, привлечение Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ является справедливым, отвечает целям и задачам конкретного исполнительного производства и законодательства об административных правонарушениях в целом.
Порядок и срок давности привлечения Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Министерству в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Каких-либо обстоятельств, влекущих отмену постановления, вынесенного по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, судом не установлено.
Таким образом, жалоба представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Хоборкова Б.С-Ж. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Врио заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А. от 18.06.2024 года о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Хоборкова Б.С-Ж. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней со дня получения копии решения через Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья Б.Ж. Норбоева