Дело №2а-1800/2021 13 июля 2021 года
29RS0014-01-2021-001738-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Котовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску к Фролову В. Н. о взыскании штрафа по налогу на имущество,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее – ИФНС России по городу Архангельску) обратилась в суд с иском к административному ответчику Фролову В.Н. о взыскании штрафа в сумме 1 000 руб. за просрочку подачи налоговой декларации по налогу на доходы за 2017 год.
В обоснование заявленных требований указано, что статьями 23 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрена обязанность по предоставлению декларации о получении налогоплательщиком дохода от продажи квартиры, находившейся в собственности менее трех лет. Продав 14 июля 2017 года квартиру, приобретенную 09 марта 2017 года, Фролов В.Н. получил доход, однако не исполнил обязанность по подаче декларации о доходах в установленный законом срок – 03 мая 2018 года, такая декларация была подана в налоговый орган лишь 20 декабря 2018 года. Решением налогового органа от 01 апреля 2019 года <№> Фролов В.Н. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 000 руб. Налоговым органом в адрес Фролова В.Н. направлено требование об уплате заявленной к взысканию суммы штрафа, которое осталось неисполненным, что послужило причиной обращения с данным административным иском в суд.
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик не явились, извещены надлежащим образом.
По определению суда в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, поскольку их явка не является обязательной и не признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела, материалы дела №2а-2395/2020 мирового судьи судебного участка №2 Ломоносовского судебного района г.Архангельска, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу пункта 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения по налогу на доходы признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса, в том числе и доходы от продажи недвижимого имущества (статья 214.10).
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (пункт 2 статьи 210 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 НК РФ).
В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 217.1 НК РФ освобождение от налогообложения доходов, указанных в абзаце втором пункта 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, получаемых физическими лицами за соответствующий налоговый период, а также определение налоговой базы при продаже недвижимого имущества осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В силу пункта 3 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 229 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судом установлено, что по договору купли-продажи от 09 марта 2017 года Фроловым В.Н. приобретена в собственность квартира по адресу: ... области. По договору купли-продажи от 14 июля 2017 года данная квартира продана Фроловым В.Н.
Как следует из материалов дела, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме №3-НДФЛ за 2017 год представлена ответчиком в налоговый орган 20 декабря 2018 года, то есть с просрочкой.Тем самым налогоплательщиком совершено виновное противоправное деяние, за которое ст. 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа.
Решением налогового органа от 01 апреля 2019 года <№>, вынесенным по итогам камеральной налоговой проверки декларации ответчика за 2017 год, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за совершение налогового правонарушения в виде уплаты штрафа в размере 1 000 руб.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
В соответствии со статьей 69 НК РФ ответчику направлено требование <№> от 04 июня 2019 года об уплате штрафа в размере 1 000 рублей в срок до 18 июля 2019 года.
Однако требования налогового органа налогоплательщиком не были исполнены в установленные сроки, что никем не оспаривается. Доказательств обратного административным ответчиком в силу положений статьи 62 КАС РФ суду не представлено.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
На основании части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
27 августа 2020 года ИФНС России по г.Архангельску обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Ломоносовского судебного района города Архангельска с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Фролова В.Н. о взыскании с него штрафа в сумме 1 000 руб.
Такой судебный приказ был выдан 01 сентября 2020 года, а затем отменен определением мирового судьи от 09 сентября 2020 года по заявлению должника.
09 марта 2021 года ИФНС России по г.Архангельску обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Учитывая указанные обстоятельства и нормы права, суд приходит к выводу, что ИФНС России по г.Архангельску соблюден установленный порядок взыскания задолженности, шестимесячный срок предъявления требования о взыскании штрафа в порядке административного искового производства, предусмотренные статьей 48 НК РФ, инспекцией не пропущен.
На основании части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В данном случае административный ответчик не представил суду доказательств уплаты указанной денежной суммы штрафа либо подачи декларации о доходах в установленный законом срок.
Сам по себе факт превышения стоимости покупки над продажной стоимостью в силу положений действующего законодательства не освобождает Фролова В.Н. от обязанности по подаче налоговой декларации о доходах в установленный законом срок.
Таким образом, требования ИФНС России по городу Архангельску к Фролову В.Н. подлежат удовлетворению.
В силу статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
Учитывая изложенное, в соответствии со статьей 333.19 НК РФ с Фролова В.Н. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску к Фролову В. Н. о взыскании штрафа по налогу на имущество удовлетворить.
Взыскать с Фролова В. Н., зарегистрированного по адресу: г. Архангельск, ..., в доход бюджета штраф по налогу на доходы физических лиц в размере 1 000 (Одна тысяча) руб. с перечислением на счет <№> в БИК: <№>, отделение Архангельск, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН <№> (ИФНС России по г.Архангельску), КБК по штрафу по налогу на доходы физических лиц 18<№>, код ОКАТО (ОКТМО) <№>.
Взыскать с Фролова В. Н. в доход бюджета городского округа Архангельской области «Город Архангельск» государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
А.А. Жданова |