Решение по делу № 2а-2632/2020 от 04.06.2020

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Дзержинск 31июля2020года

ДзержинскийгородскойсудНижегородской области в составе председательствующего судьи: Еланского Д.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания: МагомедрасуловойЭ.З.,

помощник судьи: Фадеева Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Нижегородской области о взыскании обязательных платежей и санкций с ФИО7 в лице его законного представителя – матери Федоренко Т.А.,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Межрайонная ИФНС России №2 по Нижегородской области обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице его законного представителя – матери Федоренко Т.А. обязательных платежей и санкций в размере 5130 руб. 67 коп., в том числе налога на имущество физических лиц в размере 216 руб. 00 коп., пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц в размере 25 руб. 45 коп., пени за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц в размере 4889 руб. 22 коп.

Административный ответчик ФИО1 и его законный представитель Федоренко Т.А. не выразили правовой позиции по заявленным требованиям.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились и не обеспечили явку своих представителей; от административного истца поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Учитывая, что участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения административного дела считаются надлежащим образом извещенными, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд, на основании ст.150-152, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора (страхового взноса) возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора (страхового взноса) возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора (плательщиков страховых взносов) с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (страхового взноса).

Согласно ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (страхового взноса), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (страхового взноса) должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Как установлено п.2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В частности, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

За исполнение обязанности по уплате налогов с нарушением установленных законом сроков предусмотрена ответственность в виде начисления пени.

В силу ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд сзаявлениемо взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Как установлено п.2-3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей (1500 рублей – для требований, выставленных до 05 апреля 2013 года), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (1500 рублей – для требований, выставленных до 05 апреля 2013 года).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей (1500 рублей – для требований, выставленных до 05 апреля 2013 года), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Основываясь на представленных доказательствах, оцененных по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом установлено, что административный ответчик признается плательщиком налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц соответственно, однако установленную законом обязанность по уплате обязательных платежей не исполнил, в связи с чем, руководствуясь ст.69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец направлял административному ответчику

-требование об уплате образовавшейся задолженности от ДД.ММ.ГГГГ : срок добровольного исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ; размер задолженности – 13 руб. 56 коп.;

-требование об уплате образовавшейся задолженности от ДД.ММ.ГГГГ : срок добровольного исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ; размер задолженности –205 руб. 20 коп.;

-требование об уплате образовавшейся задолженности от ДД.ММ.ГГГГ : срок добровольного исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ; размер задолженности –4911 руб. 91 коп.;

В связи с неисполнением требования от ДД.ММ.ГГГГ размер задолженности административного ответчика превысил 3000 рублей и составил 5130 руб. 67 коп., в том числе налог на имущество физических лиц в размере 216 руб. 00 коп., пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц в размере 25 руб. 45 коп., пени за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц в размере 4889 руб. 22 коп.

С учетом изложенного последним днем для обращения административного истца в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ являлось ДД.ММ.ГГГГ (с учетом установленных нерабочих дней в связи с распространением коронавирусной инфекиии).

Настоящее административное исковое заявление о взыскании с было сдано в почтовое отделение ДД.ММ.ГГГГ.

На этом основании суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом срока, установленного ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока налоговым органом не заявлено.

Между тем, по смыслу п.2-3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок на обращение в суд признается соблюденным только в случае, если до его истечения заявление о принудительном взыскании задолженности сдается налоговым органом в почтовое отделение или поступает в приемную суда (в отдел входящей корреспонденции) и впоследствии принимается к производству суда.

Налоговые инспекции, являясь органами контроля за полной и своевременной уплатой налогов, не только наделены правом на принудительное взыскание задолженности с обязанных лиц, но также в целях своевременного пополнения доходных статей бюджета должны обеспечивать соблюдение сроков на обращение в суд в случае, если налогоплательщики не исполняют своей конституционной обязанности.

Шестимесячный срок, установленный для обращения в суд ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, является достаточным для подготовки и направления административного искового заявления с соблюдением действующих на момент обращения норм процессуального закона.

В свою очередь, восстановление пропущенного процессуального срока допускается лишь по обстоятельствам, объективно исключающим возможность обращения в суд в установленный срок.

Судом установлено, что в связи с неисполнением требований об уплате налога налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка <данные изъяты> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам.

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в принятии указанного заявления было отказано, копия данного определения была получена налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ.

При этом доказательств, свидетельствующих о том, что налоговый орган принимал своевременные, достаточные и эффективные меры к получению информации о движении указанного заявления, не представлено, не имеется никаких сведений о письменных обращениях к мировому судье по указанному вопросу, в то время как налоговый орган был осведомлен о сокращенных сроках рассмотрения заявления о взыскании обязательных платежей.

Следовательно, налоговый орган не проявил должной добросовестности при выяснении вопроса о принятии заявления о вынесении судебного приказа к производству мирового судьи. Определение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом не обжаловалось.

В силу ст.123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о выдаче судебного приказа, в принятии которого отказано, считается неподанным, поэтому факт его поступления к мировому судье не имеет существенного правового значения и не может повлиять на порядок и условия проверки срока на обращение в суд.

На этом основании, учитывая, что административное исковое заявление было сдано в почтовое отделение после истечения установленного законом срока, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения правовых последствий пропуска срока на обращение в суд в отсутствие уважительных причин для его восстановления.

Убедительных доводов, подтверждающих уважительность причин пропуска процессуального срока административным истцом приведено не было.

Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности направления административного искового заявления, оформленного в соответствии с требованиями процессуального закона, ранее даты его фактической подачи с соблюдением срока на обращение в суд, которые могут быть отнесены к исключительным, неординарным, объективно исключающим возможность для заявителя обратиться в суд в установленный законом срок, из материалов административного дела и представленных заявителем документов не усматривается.

Напротив, его подача после истечения установленного законом срока расценивается судом как недобросовестное распоряжение процессуальными правами со стороны административного истца, который не принял своевременных и достаточных мер, направленных на принудительное взыскание образовавшейся у ФИО1 задолженности по уплате налогов.

Таким образом, суд приходит к итоговому выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований налогового органа в связи с пропуском срока на обращение в суд в отсутствие уважительных причин для его восстановления.

Поэтому административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций с ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №2 по Нижегородской области о взыскании обязательных платежей и санкций с ФИО1 в лице его законного представителя – матери Федоренко Т.А. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующийсудья Д.А.Еланский

2а-2632/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 2 по Нижегородской области
Ответчики
Федоренко Татьяна Александровна
Суд
Дзержинский городской суд Нижегородской области
Судья
Еланский Д.А.
Дело на странице суда
dzerginsky.nnov.sudrf.ru
05.06.2020Регистрация административного искового заявления
05.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2020Подготовка дела (собеседование)
13.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2020Судебное заседание
04.06.2020Регистрация административного искового заявления
08.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2020Подготовка дела (собеседование)
10.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2020Судебное заседание
05.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее