Решение по делу № 2а-1541/2021 от 23.07.2021

Дело № 2а-1541/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2021 года                                                                           г. Иваново

Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Гавриловой Е.В.

при секретаре Разумовой Т.А.,

с участием административного истца Лоткова А.П. и его представителя по доверенности Хворовой Н.В.,

представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» Сивяковой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лоткова А. П. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области», военному комиссариату города Иваново, призывной комиссии г. Иваново, призывной комиссии Ивановской области о признании решения призывной комиссии незаконным,

установил:

    Лотков А.П. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области» (далее – Военный комиссариат Ивановской области), в котором, с учетом изменения предмета административного иска в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Военного комиссариата по Ивановской области, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, которым призывник Лотков А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г.Иваново, был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями с категорией годности «<данные изъяты>» и призван на военную службу; обязать призывную комиссию Военного комиссариата по Ивановской области принять в отношении Лоткова А.П. новое решение о категории его годности к военной службе на основании ранее представленных им медицинских документов без учета содержащихся в них исправлений, в том числе на основании заключения рентгенолога от ДД.ММ.ГГГГ , 1078 с указанием наличия сколиоза позвоночника с углом 18°.

Требования мотивированы тем, что в весеннем призыве 2021 года призывной комиссией Военного комиссариата по Ивановской области Лотков А.П. был признан годным к военной службе и выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы. По мнению административного истца, призывной комиссией надлежащим образом не проведено обследование его состояния здоровья. Документы, характеризующие наличие у Лоткова А.П. заболеваний, в полном объеме не исследованы и не учтены, вследствие чего решение о призыве на военную службу принято без учета фактического состояния его здоровья.

    Результатами медицинских обследований подтверждается наличие у Лоткова А.П. заболевания «<данные изъяты>», которое подпадает под статью <данные изъяты> (в) Расписания болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» (далее – Положение ) и является основанием для признания лица не годным к военной службе (категория годности «<данные изъяты>») и освобождения от исполнения воинской обязанности на основании п.4 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В связи с изложенным, решение призывной комиссии Военного комиссариата по Ивановской области, по мнению Лоткова А.П. является необоснованным, не соответствует закону и нарушает его законные права и интересы.

    Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены военный комиссариат г.Иваново, призывная комиссия г. Иваново.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Призывная комиссия Ивановской области.

    Административный истец Лотков А.П. и его представитель Хворова Н.В., допущенная к участию в деле на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.172-174) в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске (Т.1 л.д.5-8), дополнениях к административному исковому заявлению (Т.2 л.д.15-20), из содержания которых следует, что решение от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом Военным комиссариатом Ивановской области принималось на основании официальных медицинских документов, однако с внесенными в указанные документы исправлениями, искажающими их действительное содержание, содержащими внесенные в них заведомо ложные сведения в отношении <данные изъяты> административного истца Лоткова А.П. По результатам медицинского освидетельствования вынесено медицинское заключение о категории годности <данные изъяты> на основании ст.66 «г» Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе». Никто иной, кроме как врача-рентгенолога не вправе самостоятельно измерять <данные изъяты>, анализировать, описывать рентгенологические снимки, вносить изменения в ранее данное заключение рентгенолога. Однако именно это и было сделано врачом-хирургом центра военного комиссариата Ивановской области Свидетель №2, что она подтвердила в судебном заседании. Таким образом, оспариваемое решение является незаконным, поскольку должностными лицами Военного комиссариата по Ивановской области были нарушены требования ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и изданных в его развитие нормативных правовых актов по вопросам организации призыва граждан на военную службу и проведения их медицинского освидетельствования, а также иные нормативно-правовые акты, включая УК РФ. Уточнение ранее постановленного Лоткову А.П. диагноза в ходе контрольного медицинского освидетельствования произведено без учета первоначальных имеющихся в материалах личного дела призывника заключений и актов о состоянии его здоровья, самостоятельное <данные изъяты> врачом-хирургом говорят о необоснованности медицинского заключения и принятого на его основании решения о признании Лоткова А.П. годным к военной службе.

    Представитель административного ответчика военного комиссариата Ивановской области Сивякова В.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.112,113) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что ей не известно, кем были внесены исправления в медицинские документы Лоткова А.П. относительно угла <данные изъяты>.

    Представители административных ответчиков военного комиссариата г.Иваново, призывной комиссии г. Иваново и призывной комиссии Ивановской области в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного разбирательства извещались своевременно и надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ, каких-либо возражений относительно заявленных Лотковым А.П. требований не представили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей Свидетель №4, Свидетель №3, Свидетель №1, Свидетель №2, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

              В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

    Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

    При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность гражданина РФ по защите Отечества и прохождению военной службы.

Правоотношения по призыву на военную службу регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно ч. 1 ст. 1 которого воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом (ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ).

Согласно ст. 22 названного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с данным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

    Положениями ст. 25 названного Федерального закона предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и 01 октября по 31 декабря.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

    Согласно ст. 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

    Деятельность военных комиссариатов и призывных комиссий по проведению мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу также регламентированы Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , принятым в его исполнение приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а также Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

              Судом установлено и из материалов личного дела призывника следует, что Лотков А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в военном комиссариате Октябрьского и Советского районов г. Иваново, после его реорганизации – в военном комиссариате г. Иваново. До июня 2021 года административному истцу предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу по подп. «а» п.2 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ (Т.1 л.д. 50).

Лотков А.П. в весенне-летнюю призывную компанию 2021 года участвовал в мероприятиях по призыву, по результатам медицинского освидетельствования по имеющимся в личном деле документам 2021 года ему определена категория годности к военной службе «<данные изъяты>» (ограниченно годен к военной службе), в связи с чем решением призывной комиссии г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ он освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас (л.д. 10).

          Решением областной призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) решение призывной комиссии военного комиссариата г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ протокол отменено, Лотков А.П. на основании ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» был призван на военную службу. Административному истцу установлена категория «<данные изъяты>» (<данные изъяты>) (Т.1 л.д.49, 59).

Административный истец считает, что принятое в отношении него призывной комиссией Ивановской области решение об отмене принятого в отношении него решения призывной комиссии г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене.

    Разрешая вопрос относительно законности оспариваемого административным истцом решения призывной комиссии Ивановской области, суд исходит из следующего.

    Сторонами по делу не оспаривалось, что указанное решение принято надлежащим органом, в пределах предоставленных ему полномочий.

              Для освобождения от призыва на военную службу гражданин должен быть признан не годным или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (пп. "а" пункта 1, пункт 4 статьи 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ).

В соответствии с абз. 2, 4 п. 2 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.

Пунктом 3 ст. 29 названного Федерального закона установлено право призывной комиссии субъекта Российской Федерации отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.

    Согласно п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.

         Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.

По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.

    Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.

В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

    В соответствии с п. 22 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция) обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.

Порядок организации и проведения контрольного медицинского освидетельствования призывников, получивших освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья определен, разделом 3 Инструкции.

       Контрольное медицинское освидетельствование призывника начинается с врача-специалиста, по профилю которого ему предоставлено освобождение, отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья, или он заявил о несогласии с заключением о категории его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, освобожденных от призыва, проводится по плану работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации (п.26, 29 Инструкции).

В случае несогласия врача - члена призывной комиссии субъекта Российской Федерации с заключением врача-специалиста, проводившего медицинское освидетельствование призывника, освобожденного от призыва, врач - член призывной комиссии субъекта Российской Федерации в листе медицинского освидетельствования делает отметку о необоснованности диагноза, заключения и необходимости направления этого призывника на контрольное медицинское освидетельствование. Врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации (председателем военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации), на которого возложено руководство работой по контрольному медицинскому освидетельствованию призывников, освобожденных от призыва, в списке делается отметка о необоснованности диагноза, заключения и указывается дата прибытия указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование (п. 24 Инструкции).

    При контрольном медицинском освидетельствовании проверяется установленный диагноз и вынесенное заключение о категории годности призывника, лишь после этого призывная комиссия субъекта Российской Федерации исходя из п.п. 30, 31 Инструкции либо утверждает решение призывной комиссии (если ранее установленный диагноз и вынесенное заключение подтверждаются), либо отменяет это решение (в случае не подтверждения диагноза и заключения).

          Из листа медицинского освидетельствования Лоткова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административный истец был направлен врачом-специалистом на рентгенологическое обследование в поликлинику для последующего определения диагноза и категории годности. ДД.ММ.ГГГГ прибыл с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. В грудном отделе <данные изъяты>. Поставлен диагноз <данные изъяты> и определена категория годности «<данные изъяты>» - ограниченно годен к военной службе. Лотков А.П. направлен оформить медицинское заключение. ДД.ММ.ГГГГ прибыл с медицинским заключением 17/3 от ДД.ММ.ГГГГ из ОБУЗ ГКБ им. Куваевых, в котором установлен диагноз <данные изъяты>. По статье <данные изъяты> расписания болезней определена категория годности «<данные изъяты>» - ограниченно годен к военной службе (Т.1 л.д.86-87, 88-89).

Таким образом, по результатам обследования в амбулаторных условиях в ОБУЗ ГКБ им.Куваевых ДД.ММ.ГГГГ составлено медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, в котором установлен диагноз: <данные изъяты> (Т.1 л.д.105-106).

          После определения категории годности Лоткова А.П. к военной службе «В» (ограниченно годен к военной службе) призывной комиссией г.Иваново принято решение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас.

      При контрольном медицинском освидетельствовании врачом-хирургом Свидетель №2 установлен диагноз «<данные изъяты>», что соответствует ст. <данные изъяты> Расписания болезней, категория годности «<данные изъяты>» – годен к военной службе с незначительными ограничениями (лист медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ) (Т.1 л.д.107-108).

      Как следует из листа медицинского освидетельствования вышеуказанное заключение было вынесено на основании рентгенограммы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , 1078 (<данные изъяты>), рентгенограммы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , 1076, а также медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.

      Указанные обстоятельства подтверждены в ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ свидетелем Свидетель №2, занимающей должность врача-хирурга ВВК военного комиссариата Ивановской области, согласно показаниям которой Лотков А.П. был вызван на контрольное медицинское освидетельствование летом 2021 года. Она заполняла лист медицинского освидетельствования, в котором ею поставлен диагноз «<данные изъяты>». Медицинское заключение было вынесено на основании медицинских документов – рентгеновских снимков, медицинского заключения из Поликлиники , в которых угол <данные изъяты>. На дополнительное обследование Лотков А.П. не был направлен, поскольку шел призыв и ей сообщили, что необходимы люди в армию.

          Судом установлено, что в материалах личного дела призывника Лоткова А.П., представленных по запросу суда Военным комиссариатом Ивановской области, содержатся медицинские документы, в частности рентгенограммы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.88), медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.106), в которые внесены исправления угла градуса сколиоза с 18 на 14 градусов.

      Из показаний свидетеля Свидетель №4, врача- рентгенолога ОБУЗ ИКБ им.Куваевых Поликлиники , следует, что именно ей было подписано и единолично составлено заключение рентгенографии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у Лоткова А.П. установлен двойной <данные изъяты>. Каких-либо исправлений угла градуса на 14, она не вносила в заключение от ДД.ММ.ГГГГ.

      Из пояснений свидетеля Свидетель №1, врача-хирурга, следует, что он как хирург входит в состав призывной комиссии по г.Иваново, им был подписан лист медицинского освидетельствования Лоткова А.П., в котором указано на определение последнему категории годности «<данные изъяты>» на основании заключения рентгенограммы от ДД.ММ.ГГГГ и медицинского заключения , в которых был указан <данные изъяты>, при этом сомнений в описании снимка у него не возникло. В заключении каких-либо исправлений он также не вносил, а указал <данные изъяты> на основании представленных медицинских документов.

          Согласно показаниям свидетеля Свидетель №3, заместителя главного врача ОБУЗ ИКБ им.Куваевых, данным в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, как руководителем медицинского учреждения ею было подписано медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина , при этом каких-либо исправлений в заключении не имелось. Оригинал медицинской документации был направлен в Военный комиссариат, копия медицинского заключения вклеена в медицинскую карту Лоткова А.П.

Оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей врачей – хирурга Свидетель №1, рентгенолога Свидетель №4 и заместителя главного врача Свидетель №3, у суда не имеется, они согласуются между собой, какой-либо заинтересованности в исходе дела данные свидетели не имеют.

      Более того суд учитывает, что с установленным в Медицинском заключении ОБУЗ ИКБ им.Куваевых Поликлиники диагнозом врачи военно-врачебной комиссии при проведении освидетельствования Лоткова А.П. согласились, указав его в итоговом заключении.

Кроме того, по запросу суда представленная из ОБУЗ ИКБ им. Куваевых Поликлиники амбулаторная медицинская карта Лоткова А.П. содержит вышеуказанные медицинские документы без внесения в них каких-либо исправлений (Т.1 л.д.182-194).

      В подтверждение наличия у административного истца указанного заболевания в материалы дела также представлены: рентгенография <данные изъяты> ОБУЗ «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн» от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано на <данные изъяты>, рентгеновские снимки, фотокопии рентгеновских снимков ОБУЗ «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн» от ДД.ММ.ГГГГ, копии медицинских карт Лоткова А.П. из ОБУЗ «Ивановский областной клинический центр медицинской реабилитации Детская поликлиника», медицинская карта Лоткова А.П. из ОБУЗ «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн» (Т.1 л.д.175-181, 195-197, 198, 200, 201-                                220, Т.2 л.д.1-14)).

          Согласно комментариям к статье <данные изъяты> Расписания болезней степень сколиоза определяется рентгенологом по рентгеннограммам на основании <данные изъяты>.

В личном деле призывника Лоткова А.П. на листе медицинского освидетельствования, оформленного ДД.ММ.ГГГГ содержится итоговое заключение врача-хирурга Свидетель №2 относительно категории годности к военной службе – <данные изъяты> на основании ст.<данные изъяты> Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» (<данные изъяты>).

Проанализировав представленные по делу доказательства, показания свидетелей, суд приходит к выводу, что имеющее у административного истца заболевание нельзя отнести к пункту «<данные изъяты> Расписания болезней, поскольку совокупностью представленных в материалы дела медицинских документов подтверждено наличие у Лоткова А.П. <данные изъяты>.

              В соответствии с положениями п.5 Правил заполнения медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, Правил заполнения листа медицинского освидетельствования, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном медицинском освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, и правил их заполнения» в медицинском заключении не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, лист освидетельствования оформляется без помарок, подчисток и иных исправлений, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписью врача-специалиста, оформившего лист освидетельствования.

          Вместе с тем, решение призывной комиссии Военного комиссариата по Ивановской области, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, которым призывник Лотков А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г.Иваново, был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями с категорией годности «<данные изъяты>» и призван на военную службу было принято на основании медицинских документов (<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , 1078, рентгенограммы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , 1076, а также медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина от ДД.ММ.ГГГГ), содержащих внесенные в них исправления в отношении <данные изъяты> Лоткова А.П. с <данные изъяты>.

              В соответствии с пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.

      По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.

      В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.

      Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663, также предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

      Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (далее - Инструкция).

      В силу абз. 1 п. 9 Инструкции врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, выносит заключение о категории годности призывника к военной службе после изучения его анамнеза, результатов клинико-инструментального исследования и оценки состояния здоровья.

В случае невозможности завершить обследование (лечение) призывника до окончания работы призывной комиссии заключение о категории его годности к военной службе не выносится (п. 12 Инструкции). Врач-специалист выдает призывнику направление, в котором указываются фамилия, имя, отчество, год рождения призывника, цель его направления, предварительный диагноз, срок его прибытия в медицинское учреждение и явки на призывной пункт с результатами обследования (лечения) для повторного медицинского освидетельствования. По возвращении с обследования (лечения) призывник подлежит повторному медицинскому освидетельствованию.

Учитывая, что итоговое заключение было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, а весенне-летняя призывная компания заканчивается ДД.ММ.ГГГГ, то при наличии объективных сомнений и необходимости дополнительного обследования, призывнику должно было быть выдано направление на проведение дополнительного обследования и сдачу анализов и определена явка на повторное освидетельствование.

              Кроме того, согласно п.10 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н

«Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований» рентгенологические исследования проводятся врачом-рентгенологом или рентгенолаборантом. Анализ результатов рентгенологических исследований проводится врачом-рентгенологом.

              Вместе с тем, уточнение ранее поставленного Лоткову А.П. диагноза в ходе контрольного медицинского освидетельствования было произведено врачом-хирургом ВВК военного комиссариата Ивановской области Свидетель №2 на основании медицинских документов, в которые были внесены исправления, без учета первоначальных заключений, содержащихся в материалах личного дела призывника, посредством самостоятельного измерения угла сколиоза.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о незаконности и необоснованности вынесенного в отношении Лоткова А.П. решения призывной комиссии Ивановской области о присвоении ему категории годности «Б» -годен к военной службе с незначительными ограничениями, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований в данной части.

При этом суд отмечает, что в силу ст. 227 КАС РФ отмена оспариваемого решения к полномочиям суда при рассмотрении административного дела не относится.

Исходя из смысла ст. ст. 23, 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» вопрос о правильности определенной заявителю категории годности влияет на решение вопроса о возможности его призыва на военную службу. При этом для истца заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о категории годности не имеет самостоятельного правового значения в отрыве от решения призывной комиссии.

      Между тем суд не вправе подменять собой призывную комиссию, тогда как только этот орган, в соответствии со своим назначением, может принять либо не принять подобное решение. В компетенцию суда не входит и суд не может предрешать существо решения призывной комиссии, которое должно быть принято в отношении призывника с учетом медицинского освидетельствования.

Принимая во внимание, что оспариваемое решение не соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу о незаконности решения призывной комиссии Военного комиссариата по Ивановской области, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ и необходимости возложения на административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области», призывную комиссию Ивановской области обязанности устранить допущенные нарушения, путем принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

      Принимая во внимание, что решение призывной комиссии г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом , административным истцом не оспаривается, оснований для удовлетворения исковых требований к военному комиссариату города Иваново, призывной комиссии г. Иваново, суд не усматривает.

      Проверяя соблюдение административным истцом сроков обращения с настоящим иском в суд, суд исходит из следующего.

      В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Учитывая характер требований административного истца, а также факт обращения с иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что административный иск был подан с соблюдением установленных законом сроков.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Лоткова А. П. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области», призывной комиссии Ивановской области о признании решения призывной комиссии незаконным, удовлетворить.

    Признать незаконным решение призывной комиссии Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом , которым Лотков А. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями с категорией годности «<данные изъяты>» и призван на военную службу.

              Обязать призывную комиссию Военного комиссариата по Ивановской области устранить допущенные нарушения, путем принятия в отношении Лоткова А. П. нового решения о категории его годности к военной службе в соответствии с требованиями действующего законодательства.

    В удовлетворении административного иска Лоткова А. П. к военному комиссариату города Иваново, призывной комиссии г. Иваново, о признании решения призывной комиссии незаконным, отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                       Е.В. Гаврилова

Мотивированное решение суда изготовлено 15 ноября 2021 года.

2а-1541/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лотков Артем Павлович
Ответчики
Военный комиссариат Ивановской области
Призывная комиссия Ивановской области
Военный комиссариат г. Иваново
Призывная комиссия г. Иваново
Другие
Хворова Наталья Владимировна
Суд
Октябрьский районный суд г. Иваново
Судья
Гаврилова Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
oktyabrsky.iwn.sudrf.ru
23.07.2021Регистрация административного искового заявления
26.07.2021Передача материалов судье
27.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Судебное заседание
15.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее