№
Дело № 2-2318/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2021 года Кировский районный суд города Перми в составе: председательствующего судьи Ершов С.А., при секретаре Карлышевой К.П., с участием представителя истца Костериной Е.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к Жилищно-строительному кооперативу № 12 о возложении обязанности устранить нарушения при содержании общего имущества собственников в многоквартирном доме,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края обратилась в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Жилищно-строительному кооперативу № 12 о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений, допущенных при содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № по <адрес>, а именно: восстановить штукатурный слой ступеней у входной группы подъезда №, устранить отверстие в ступени у входной группы подъезда №, заменить поврежденные части ограждения лестницы справа у входной группы подъезда №, восстановить заполнение межпанельных швов на фасаде в районе подъезда №, организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы.
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам внеплановой выездной проверки государственным жилищным инспектором в отношении Жилищно-строительного кооператива № выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491: у входной группы подъезда № наблюдается выкрашивание штукатурного слоя ступеней, наличие отверстия в ступени размером примерно 10 кв.м, слом перил справа. Наблюдается выкрашивание заполнения межпанельных швов на фасаде в районе подъезда № общей длиной примерно 2 м. Аварийно-диспетчерское обслуживание осуществляется только на личный телефон председателя правления, журнал регистрации учета заявок не ведется. Нарушения зафиксированы в акте проверки № от 24.07.2019, по указанным нарушениям выдано предписание № от 24.07.2019 об устранении нарушений в срок до 20.09.2019. В ходе проведенной 06.11.2019 проверки выданного предписания выявлено невыполнение ответчиком в установленный срок предписания от 24.07.2019 в полном объеме, что отражено в акте №. Требования Инспекции направлены на устранение выявленных нарушений, на обеспечение надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, безопасное и благоприятное проживание граждан, в том числе на устранение угрозы нарушения прав и законных интересов граждан, которые могут в дальнейшем приобрести помещения в указанном доме, то есть неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца Костерина Е.В. на удовлетворении иска настаивала по изложенным в исковом заявлении доводам.
Ответчик Жилищно-строительный кооператив № 12 в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
В силу норм статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч.1).
Частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Из материалов дела следует, что Жилищно-строительный кооператив № осуществляет управление многоквартирным домом № по <адрес>.
В соответствии с Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 01 сентября 2014 года № 913-п, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.
На основании распоряжения Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края № от 08.07.2019 была проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой государственным жилищным инспектором в отношении Жилищно-строительного кооператива № 12 выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491: у входной группы подъезда № наблюдается выкрашивание штукатурного слоя ступеней, наличие отверстия в ступени размером примерно 10 кв.м, слом перил справа. Наблюдается выкрашивание заполнения межпанельных швов на фасаде в районе подъезда № общей длиной примерно 2 м. Аварийно-диспетчерское обслуживание осуществляется только на личный телефон председателя правления, журнал регистрации учета заявок не ведется, которые были зафиксированы в акте проверки № от 24.07.2019 (л.д. 5), по указанным нарушениям выдано предписание 6426 от 24.07.2019 о устранении нарушений в срок до 20.09.2019 (л.д.30).
По распоряжению от 09.10.2019 № в результате внеплановой выездной проверки выявлено, что предписание № от 24.07.2019 не исполнено в полном объеме (л.д. 29).
Неисполнение ответчиком выданных контролирующим органом предписаний об устранении допущенных нарушений в сфере требований и порядка обслуживания жилищного фонда послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Обращение Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в суд осуществлено в пределах компетенции истца.
Согласно части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 01 сентября 2014 года № 913-п предусмотрено, что Инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 4.4); обращаться в суд по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции, в том числе в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (пункт 4.10).
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку круг собственников и нанимателей многоквартирного жилого дома в городе Перми, постоянно меняется, определить точный круг таких лиц и привлечь их в качестве заинтересованных лиц невозможно. Таким образом, Инспекцией выбран надлежащий способ защиты права и обоснованно предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц.
Поскольку законные предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края выполнены ответчиком в установленный срок не были, Инспекция в целях выполнения возложенных на нее задач и функций по осуществлению государственного жилищного надзора заявила требования о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения.
Исковые требования суд считает подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2.2. статьи 161 ЖК РФ, подпунктом «б» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 при управлении многоквартирным домом жилищно-строительным кооперативом указанный кооператив несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Техническим регламентом, устанавливающим правила по содержанию жилищного фонда, являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4.8.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 неисправное состояние лестниц (трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения. Заделку трещин, углублений, выбоин и околов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций (пункт 4.8.4 Правил и норм). Пришедшие в ветхое состояние покрытия лестничных площадок, ступени и поврежденные части ограждений необходимо заменять, а расшатавшиеся ограждения укреплять (пункт 4.8.7 Правил и норм).
Пунктом 8 Минимального перечня услуг и работ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 предусмотрено, что в перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов включаются: выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Пунктом 4.2.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 предусмотрено, что стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности, воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Правилами по осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением правительства РФ от 15.05.2013 № 416 установлены требования к осуществлению аварийнодиспетчерского обслуживания. Аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки, установленные пунктом 13 Правил № 416, заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств кооператива по управлению многоквартирным домом, и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения (пункт 10 Правил №416).
Согласно пункту 9 Правил по осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами кооператив обязан организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - аварийно-диспетчерская служба). Аварийно-диспетчерская служба осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Заявки принимаются при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую службу, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств связи. Регистрация заявок осуществляется в журнале учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии) и с использованием в соответствии с законодательством Российской Федерации записи телефонного разговора. При осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья людей и животных, окружающей среды, сохранность имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В ходе судебного разбирательства установлен факт допущенных Жилищно-строительный кооператив № 12 нарушений действующего законодательства по содержанию и ремонту жилого дома, расположенного по <адрес>, указанных в предписании от 24.07.2019.
Доказательств устранения указанных нарушений ответчик на день рассмотрения дела не представил.
Из материалов дела следует, что несмотря на предписание по устранению указанных выше нарушений со стороны Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, ответчик уклоняется от исполнения действующего законодательства надлежащим образом, на протяжении длительного времени не принимает мер по устранению указанных нарушений при содержании общего имущества многоквартирного дома, тем самым не обеспечивает надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, безопасное и благоприятное проживание граждан.
При таких обстоятельствах, поскольку Жилищно-строительный кооператив № 12 ненадлежащим образом исполняет обязанности по организации и обеспечению выполнения работ по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома по <адрес>, суд полагает возможным удовлетворить требования истца и возложить обязанность на Жилищно-строительный кооператив № принять меры, направленные на обеспечение безопасности людей, а именно восстановить штукатурный слой ступеней у входной группы подъезда №, устранить отверстие в ступени у входной группы подъезда №, заменить поврежденные части ограждения лестницы справа у входной группы подъезда №, восстановить заполнение межпанельных швов на фасаде в районе подъезда №, организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы.
В соответствии с частью 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются лица, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Российской Федерации.
Статьей 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Требования истца удовлетворены, ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден.
Поскольку по настоящему делу Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края обратилась в суд в интересах неопределенного круга (физических) лиц - потребителей с требованиями неимущественного характера, и размер государственной пошлины с учетом положений пункта 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в этом случае составляет 6000 рублей, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, в силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации составляет 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Жилищно-строительный кооператив № 12 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений, допущенных при содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № по <адрес>, а именно: восстановить штукатурный слой ступеней у входной группы подъезда №, устранить отверстие в ступени у входной группы подъезда №, заменить поврежденные части ограждения лестницы справа у входной группы подъезда №, восстановить заполнение межпанельных швов на фасаде в районе подъезда №, организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива № 12 в доход бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.А.Ершов