Судья Болдырева Н.С. №
дело № 71-100/2022
Р Е Ш Е Н И Е
21 июня 2022 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу первого вице-мэра Анивского городского округа Сахалинской области Овчинникова Сергея Владимировича на постановление судьи Анивского городского суда Сахалинской области от 6 мая 2022 года по делу о привлечении его административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
2 марта 2022 года Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении первого вице-мэра Анивского городского округа Овчинникова С.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое с иными материалами направлено на рассмотрение в суд.
Постановлением судьи Анивского районного суда Сахалинской области от 6 мая 2022 года первый вице-мэр Анивского городского округа Овчинников С.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, Овчинников С.В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает на то, что представление прокурора рассмотрено им в установленный законом срок, по результатам его рассмотрения прокурору направлен мотивированный ответ. В этой связи возложенная на него, как первого вице-мэра обязанность по организации представлений прокурора, выполнена в полном объеме. Несогласие прокурора с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения представления, не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности. Указывает также на то, что он не является субъектом административного правонарушения, поскольку вопросы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства, отнесены к компетенции департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Анивского городского округа и находятся в ведении вице-мэра, курирующего работу департамента жилищно-коммунального хозяйства.
Овчинников С.В. о рассмотрении жалобы уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал.
Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие данного лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав старшего помощника Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Сахалинской области Ткаченко О.А., полагавшую судебное постановление не подлежащим отмене, прихожу к следующему.
Согласно статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению гражданина Ф.И.О.4 на неоказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес> А в связи с отсутствием мест накопления твердых коммунальных отходов.
Установлено, что в непосредственной близости от указанного дома по вышеуказанному адресу место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов не организовано.
Согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Анивский городской округ» территориальной схемы обращения с отходами Сахалинской области, утвержденной приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 8 ноября 2021 года № 3.10-35-П, сведения о площадке накопления ТКО в районе вышеуказанного адреса отсутствуют.
Ближайшая контейнерная площадка расположена по адресу: село Троицкое, улица Тепличная, 2, на расстоянии более 500 метров от указанного дома. Отдаленность контейнерной площадки от указанного жилого дома и соседних домов не позволяет населению ежедневно удалять образованные твердые коммунальные отходы.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее-Правила № 1039).
Пунктом 3 Правил № 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил № 1039).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 с 1 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые действуют с 1 марта 2021 года.
Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки).
Контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Поскольку организация мест накопления твердых коммунальных отходов на территории села Троицкое Анивского района не обеспечивает потребности населения и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21, что представляет угрозу для окружающей среды и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, по результатам проверки Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором 21 января 2022 года на имя мэра муниципального образования «Анивский городской округ» Ф.И.О.8. внесено представление №72ж-2021/Прдп-1-22 об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления.
В представлении прокурор требовал безотлагательно рассмотреть представление с участием сотрудника прокуратуры и в течение установленного законом месячного срока принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий. О дате и времени рассмотрения представления известить природоохранную прокуратуру. Решить вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении федерального законодательства, к установленной законом ответственности. О принятых мерах сообщить в природоохранную прокуратуру.
Указанное представление администрацией Анивского городского округа получено 26 января 2022 года и 17 февраля 2022 года оно рассмотрено вице-мэром Анивского городского округа Овчинниковым С.В. в присутствии представителя прокуратуры.
Согласно ответу вице-мэра Анивского городского округа Овчинникова С.В. от 17 февраля 2022 года № 03-741 представление признано необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В указанном ответе прокурору сообщено о том, что учитывая сложившуюся плотность застройки населенного пункта, расположения земельного участка с адресом: <адрес> А вблизи федеральной автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Холмск, а также отсутствие в границах указанного адреса земельных участков для размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием, отсутствие подъездных путей, обустройство места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации не представляется возможным.
При этом, доказательств принятия каких-либо мер по организации сбора и накопления твердых коммунальных отходов не представлено.
Содержание ответа от 17 февраля 2022 года № 03-741 с очевидностью свидетельствует о непринятии должностным лицом органа местного самоуправления Овчинниковым С.В. мер по устранению выявленных прокурором нарушений законодательства и организации мест накопления твердых коммунальных отходов на территории села Троицкое Анивского района, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, представлением об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления от 21 января 2022 года № 72ж-2021/Прдп-1-22, ответом первого вице-мэра Анивского городского округа Овчинникова С.В. от 17 февраля 2022 года № 03-741, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Распоряжением мэра Анивского городского округа от 22 декабря 2021 года № 754-лс Овчинников С.В. назначен на должность первого вице-мэра Анивского городского округа.
В соответствии с постановлением администрации Анивского городского округа от 19 июня 2020 года № 1100-па «О распределении обязанностей» первый вице-мэр возглавляет комиссию по рассмотрению протестов, представлений контрольно-надзорных органов.
В этой связи Овчинников С.В. несет административную ответственность как должностное лицо в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей по рассмотрению представления прокурора.
При таких обстоятельствах он обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Указание в жалобе на то, что вопросы, касающиеся организации мест накопления твердых коммунальных отходов и вывоза отходов потребления, отнесены к компетенции департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Анивского городского округа и находятся в ведении вице-мэра соответствующего департамента, ответственность Овчинникова С.В. не исключает, поскольку осуществляя полномочия по рассмотрению представления прокурора, он действовал в качестве должностного лица органа местного самоуправления в пределах возложенных на этот орган полномочий в целом.
Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
При рассмотрении дела нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Овчинникова С.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Несогласие с выводами, изложенными в судебном постановлении, не является правовым основанием к отмене принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Анивского городского суда Сахалинской области от 6 мая 2022 года оставить без изменения, жалобу Овчинникова С.В. - без удовлетворения.
Вступившие в законную силу решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова