Решение по делу № 33-7984/2021 от 09.06.2021

Судья Шаброва А.А. Дело № 33-7984/2021

№ 2-3201/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 06 июля 2021 года

    

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Кочетковой М.В.,

судей Корниловой О.В., Гришиной Н.А.,

при секретаре ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Борского городского суда Нижегородской области от 22 декабря 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области, Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании отсутствующим права Российской Федерации, признании недействительными сведений государственного лесного реестра, исключении из государственного лесного реестра сведений,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Кочетковой М.В., пояснения представителя истца ФИО12, представителя ответчика Департамента лесного хозяйства НО – ФИО8,

    

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском о признании отсутствующим права Российской Федерации, признании недействительными сведений государственного лесного реестра, исключении из государственного лесного реестра сведений.

В обоснование заявленных требований указав, что в результате межевания земельного участка, кадастровый [номер], по адресу: [адрес], участок [номер] категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадь: 57578 кв.м., [дата] зарегистрировано право собственности ФИО1 на 4 земельных участка:

кадастровый [номер], по адресу: [адрес], участок [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 1000 кв.м.,

кадастровый [номер], по адресу: [адрес], участок [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 2105 кв.м.;

кадастровый [номер], по адресу: [адрес], участок [номер], категория земель: земли особо
охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 54076 кв.м.;

кадастровый [номер], по адресу: [адрес], участок [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 396 кв.м.;

Также, ФИО1 принадлежат на праве собственности земельные участки:

- кадастровый [номер], по адресу: [адрес], участок [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадь: 2 743 кв.м., свидетельство о государственной регистрации права от [дата]

- кадастровый [номер], по адресу: [адрес], участок [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадь: 3 112 кв.м., свидетельство о государственной регистрации права от [дата].

История образования земельных участков кадастровые номера [номер], [номер], [номер] изложена в Письме от [дата] [номер] филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области и Схеме образования на ЗУ кадастровый [номер], [номер], [номер].

Земельный участок земель лесного фонда кадастровый [номер], категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: дня ведения лесного хозяйства, правообладатель: Российская федерация, имеет пересечение с земельными участками кадастровые номера [номер], [номер] [номер], [номер], [номер], принадлежащими истцу.

В письме Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от [дата] [номер] указано, что границы земельного участка с кадастровым номером [номер], пересекаются с границами земель лесного фонда в квартале [номер] (выдел 1) Борского участкового лесничества Борского районного лесничества Нижегородской области.

С учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд: признать отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок лесного фонда кадастровый [номер] в точках пересечения, определенных экспертным заключением [номер] с земельными участками, принадлежащими истцу на праве собственности, категория земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», разрешенное использование «для базы отдыха», расположенными по адресу: [адрес], участок [номер], кадастровые номера [номер], [номер], [номер];

признать недействительными и исключить сведения государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду земельных участков с кадастровыми номерами [номер]; [номер]; [номер], расположенных по адресу: ФИО2 [адрес], участок [номер], в точках пересечения с земельным участком [номер].

В судебном заседании представитель истца ФИО9, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Нижегородской области ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признала (л.д. 79-83, 180).

ФИО1, представитель ответчика Территориального Управления Росимущества в Нижегородской области, Федерального агентства лесного хозяйства, представители третьих лиц ГБУ НО «Государственный лесной реестр», Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области, администрации городского округа город Бор Нижегородской области в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением Борского городского суда Нижегородской области от 22 декабря 2020 года исковые требования ФИО1 к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области, Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании отсутствующим права Российской Федерации, признании недействительными сведений государственного лесного реестра, исключении из государственного лесного реестра сведений удовлетворены частично. Признано отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок лесного фонда кадастровый [номер] в точках пересечения, определенных экспертным заключением [номер] с земельными участками, категория земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», разрешенное использование «для базы отдыха», расположенными по адресу: [адрес], участок [номер], кадастровый [номер]; кадастровый [номер]; кадастровый [номер]. Признаны недействительными и исключены сведения государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], по адресу: [адрес], участок [номер], в точках пересечения с земельным участком [номер]. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, Федеральному агентству лесного хозяйства отказано.

В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции ФИО1, представитель ответчика Территориального Управления Росимущества в Нижегородской области, Федерального агентства лесного хозяйства, представители третьих лиц ГБУ НО «Государственный лесной реестр», Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области, администрации городского округа город Бор Нижегородской области не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления судебных извещений. Кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn-nnov.sudrf.ru и www.oblsudnn.ru.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение указанным требованиям не соответствует.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

    В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

    Статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

    В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.

    В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

     Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

    Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).

    Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

    Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

    При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.

    Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесным участком является лесной участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

    Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.

    В силу ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

    Доказательствами подтверждающими отнесение спорного земельного участка, к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничества, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

    Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок лесного фонда: кадастровый [номер]; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадью 33034264 кв.м, по адресу: [адрес], о чем [дата] сделана запись о государственной регистрации права [номер].

    Из выписки так же следует, что граница земельного участка с кадастровым номером [номер] не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Однако, кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с федеральным законом от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а так же документ содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действенным.

    Из материалов дела следует, что на основании договора купли – продажи земельных участков от [дата], дополнительного соглашения от [дата], договора купли – продажи земельного участка и объектов недвижимости от [дата], дополнительного соглашения от [дата] ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки:

    кадастровый [номер], по адресу: [адрес], участок [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 54076 кв.м.;

    кадастровый [номер], по адресу: [адрес], участок [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадь: 2 743 кв.м.;

кадастровый [номер], по адресу: [адрес], участок [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадь: 3 112 кв.м.

Право собственности на земельные участки зарегистрировано [дата] (том 1 л.д. 18, 24, 25).

    Земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] образованы из земельного участка с кадастровым номером [номер].

В ходе выполнения кадастровых работ было установлено, что земельные участки истца с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] частично пересекаются с земельным участком с кадастровым номером [номер] относящегося к землям лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации.

В силу ст. 4.3 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 4.2 приведенного закона лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Не смотря на то, что в ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером [номер] не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, кадастровый учет осуществлен до 1 января 2017 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ, согласно положениям части6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения зарегистрированы в соответствии с ФЗ признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а так же документ содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

Таким образом, на момент приобретения ФИО1 земельных участков, земельный участок с кадастровым номером [номер], категория земель: земли лесного фонда был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет [дата].

Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков (ч. 1). 2. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. 3. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Следовательно, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Факт того, что на момент приобретения истцом спорных земельных участков они относились к землям лесного фонда так же подтверждается их местоположением (адресом) в 104 квартале Борского лесничества Борского лесхоза, участок 3, указанным в ЕГРН и правоустанавливающих документов.

Вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от [дата] [номер] года установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером [номер] пересекала границы земель лесного фонда в квартале [номер] (выдел 1) Борского участкового лесничества Борского районного лесничества Нижегородской области с кадастровым номером [номер].

Решением суда установлено, что на карте 15.7 Правил землепользования и застройки городского округа [адрес] ([адрес]) указано, что часть земельного участка с кадастровым номером [номер] находится в границах земель лесного фонда (том 3 л.д. 26-29).

Факт нахождения земельных участков на территории лесничества так же подтверждается

Законность отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер] частично к землям лесного фонда проверена и подтверждена вступившим в законную силу решением суда, в силу ст. 61 ГПК РФ не подлежит оспариванию при рассмотрении другого дела, что не было учтено судом первой инстанции при рассмотрении данного спора (том 1 л.д. 94-109).

Дальнейшее деление земельного участка с кадастровым номером [номер] на участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и их нахождение в границах лесного фонда, не является основанием для исключения указанных земельных участков из земель лесного фонда, и признания права Российской Федерации отсутствующим.

    Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции так же не учел, что принадлежащие истцу земельные участки относятся к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем к правоотношениям сторон не применяются положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, повлекли незаконное лишение Российской Федерации государственной собственности, в связи с чем решение суда в части удовлетворения исковых требований подлежит отмене как незаконное.

Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Борского городского суда Нижегородской области от 22 декабря 2020 года в части удовлетворения исковых требований ФИО1 - отменить.

В удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим права Российской Федерации на земельный участок лесного фонда кадастровый [номер] в точках пересечения, определенных экспертным заключением [номер] с земельными участками, категория земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», разрешенное использование «для базы отдыха», расположенными по адресу: [адрес], участок [номер], кадастровый [номер], кадастровый [номер], кадастровый [номер]; признании недействительными и исключении сведений государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер] [номер], расположенных по адресу: [адрес], участок [номер], в точках пересечения с земельным участком [номер] - отказать.

В остальной части решение Борского городского суда Нижегородской области от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Нижегородской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-7984/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сокуренко Валерий Владимирович
Ответчики
Федеральное агентство лесного хозяйства
ГБУ НО Государственный лесной реестр
Другие
Лебедева А.В.
Администрация г о г Бор
УФС государственной регистрации кадастра и картографии по НО
ФГБУ Федеральная кадастровая палата
Департамент лесного хозяйства НО
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Кочеткова Марина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
13.06.2021Передача дела судье
06.07.2021Судебное заседание
21.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2021Передано в экспедицию
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее