дело № 2а-17/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2019 год с. Байкит
Байкитский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего – судьи Дозорцева Д.А.,
при секретаре Дуле Н.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю к Николаеву А.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС № 17 по Красноярскому краю обратилась с административным исковым заявлением к Николаеву А.Н., просит взыскать с административного ответчика в свою пользу сумму задолженности в размере <данные изъяты> рублей, в том числе: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, и пеню, начисленную за несвоевременную уплату страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
Требования мотивированы тем, что Николаев А.Н., осуществляя в 2015 году адвокатскую деятельность, являлся плательщиком страховых взносов. С 01.01.2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложено на ФНС России. ГУ УПФР в Эвенкийском районе Красноярского края передана карточка расчета с бюджетом Николаева А.Н. с указанием сумм задолженности по страховым взносам за 2015 год. В соответствии со ст. 14 федерального закона № 212-ФЗ ГУ-УПФР в Эвенкийском районе произведен расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год по сроку уплаты 01.04.2016: доход <данные изъяты> руб. х 1 % = <данные изъяты> руб. за нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов начислена пеня по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (согласно расчету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) В соответствии с ч. 2 ст. 22 федерального закона № 212-ФЗ административному ответчику направлено требование об уплате страховых взносов и пени № от ДД.ММ.ГГГГ в указанный в требовании срок – до 13.12.2016 года в добровольном порядке сумма задолженности не погашена. Определением от 24.10.2018 года мировым судьей судебного участка № 167 в Эвенкийском районе Красноярского края отменен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела судом уведомлён надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Перед рассмотрением дела представил также ходатайство о восстановлении пропущенного срока, согласно которому, требование к ответчику от ДД.ММ.ГГГГ должно было быть добровольно исполнено 13.12.2016 г., срок направления заявления о выдаче судебного приказа – 13.06.2017, заявление о выдаче судебного приказа направлено мировому судье 27.08.2018. Считает, что срок подачи заявления о выдаче судебного приказа был пропущен по уважительной причине, так как информация о сальдо расчетов по страховым взносам Николаева А.Н. передана письмом ГУ УПФР в Эвенкийском районе 01.02.2017 20.04.2017 межрайонной ИФНС № 17 направлен запрос о предоставлении документов для взыскания задолженности в судебном порядке по требованию №. Однако пакет документов был направлен лишь 26.11.2018, получен 04.12.2018.
Административный ответчик Николаев А.Н., надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в ходе рассмотрения дела представил отзыв, согласно которому требования МИФНС России № 17 в Красноярском крае не признал, указав, что в 2015 году являлся членом адвокатского бюро «Мальтов и Партнеры», которое в соответствии с законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» являлось его налоговым агентом, обязанным исчислять и уплачивать за него все налоги и сборы. В связи с изложенным просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Привлеченное в качестве заинтересованного лица Красноярское краевое Адвокатское бюро «Мальтов и Партнеры» в представленном суду отзыве указало, что в соответствии с налоговым законодательством исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется адвокатами самостоятельно. Суммы страховых взносов, уплаченные в виде фиксированного платежа, включаются в состав расходов адвоката для предоставления ему профессионального налогового вычета. С доходов, превышающих 300000 рублей, страховые взносы адвокаты исчисляют и уплачивают самостоятельно после получения справок о доходах формы 2-НДФЛ по итогам года. ДД.ММ.ГГГГ Николаевым А.Н. в адрес бюро направлено заявление о предоставлении профессионального налогового вычета в 2015 году, квитанции подтверждающие оплату предоставлены после ДД.ММ.ГГГГ. Представитель данного заинтересованного лица в судебном заседании не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела судом уведомлён надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился.
ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в пояснениях, представленных суду указало, что полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 года возложены на налоговые органы, в связи с чем с указанного времени работа по взысканию имеющейся задолженности не проводилась. Пакет документов для подачи в суд искового заявления о взыскании задолженности по запросу от 21.11.2018 года был направлен в налоговый орган 26 ноября 2018 года. В судебном заседании представитель данного заинтересованного лица не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела судом уведомлён надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился.
В силу положений, содержащихся в ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» адвокаты являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту Федеральный закон от 24.07.2009 года № 212-ФЗ), действовавшего до 01 января 2017 года, в 2015 году плательщиками страховых взносов являлись, в том числе, адвокаты.
По правилам ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 названного Федерального закона.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений об адвокате, являющимся членом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, № от ДД.ММ.ГГГГ Николаев А.Н. поставлен на учёт в Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю в качестве адвоката. Данных о прекращении Николаевым А.Н. деятельности в качестве адвоката в материалах деятельности не имеется.
Таким образом, Николаев А.Н. в 2015 году являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Из административного искового заявления следует, что за 2015 год Николаеву А.Н. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек со сроком уплаты 01 апреля 2016 года, а также пеня за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Начисленные платежи административным ответчиком не оплачены.
Согласно материалам административного дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Эвенкийском районе Красноярского края на основании ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ в адрес Николаева Н.А. направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ему предложено в срок до 13.12.2016 года погасить образовавшуюся задолженность.
Направленное требование получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией уведомления о вручении почтового отправления.
Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
По правилам ч.ч. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, исходя из приведенных положений права, с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Николаева А.Н. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год, в силу положений, содержащихся в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, следовало обратиться в срок по 13 июня 2017 года.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении № 2465-О от 26.10.2017 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Российской Федерации Ефимова Павла Павловича на нарушение его конституционных прав п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Определением мирового судьи судебного участка № 167 в Эвенкийском районе Красноярского края от 24.10.2018 года отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Николаева А.Н. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год и пени.
В Байкитский районный суд Межрайонная инспекция ФНС России № 17 по Красноярскому краю с настоящим иском обратилась 28 февраля 2019 года, то есть в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Вместе с тем, из материалов административного дела № по заявлению МИФНС России № 17 по Красноярскому краю о выдаче судебного приказа на взыскание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени в отношении Николаева А.Н. следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с административного ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год и пени налоговый орган обратился 28 августа 2018 года (согласно почтовому штемпелю на конверте), то есть по истечение срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 2465-О от 26.10.2017 года, суд полагает, что с административным исковым заявлением о взыскании с Николаева А.Н. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также пени в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки Межрайонная ИФНС России № 17 по Красноярскому краю обратилась в суд по истечение установленных законом сроков, поскольку пропущен срок для обращения в суд с требованием о выдаче судебного приказа по взысканию с Николаева А.Н. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год и пени.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущено срока для подачи заявления о взыскании задолженности, мотивируя его тем, что документы, необходимые для подачи административного искового заявления в суд поступили в налоговую инспекцию от ГУ УПФР РФ в Эвенкийском районе 04.12.2018 (письмом от 26.11.2018), то есть по истечение установленного срока, в связи с чем административное исковое заявление своевременно не могло быть подано по независящим от административного истца обстоятельствам.
Данное ходатайство удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование» установлена обязанность органов управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов сообщить до 01 февраля 2017 года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов адвокатов по состоянию на 01.01.2017 в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.
В соответствии с Порядком взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утверждённым руководителем Федеральной налоговой службы и Председателем Правления Пенсионного фонда Российской Федерации 22 июля 2016 года, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам и их частичное погашение с информацией о дате вручения плательщику отделения Пенсионного фонда Российской Федерации передают в Управления ФНС России в электронной форме по каналам связи с применением криптографических средств защиты информации с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверяется электронной подписью в срок до 01 февраля 2017 года.
Из материалов административного дела следует, что 20.04.2017 административным истцом направлен запрос о предоставлении в адрес Инспекции пакета документов для обеспечения своевременного принятия мер по судебному взысканию задолженности по страховым взносам в отношении списка страхователей, в число которых включен Николаев А.Н., что подтверждается копией письма № 2.11-35/07742 от 20.04.2017 года.
На данный запрос Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края письмом № от 02.05.2017 года сообщило, что в рамках указанного Порядка взаимодействия Отделением в УФНС по Красноярскому краю 01 февраля 2017 года передано сальдо расчетов по взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 года по плательщикам страховых взносов Красноярского края. В составе файлов присутствовала информация о документах, на основании которых территориальными органами ПФР осуществлялось взыскание недоимки по страховым взносам. Изложенное свидетельствует о своевременном поступлении данных из органов ПФР в налоговые органы.
Суд полагает, что с момента передачи информации отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (01.02.2017 года) до истечения, установленного ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд (13.06.2017 года) достаточно времени для проверки представленных ГУ УПФ РФ в Эвенкийском районе Красноярского края сведений по должникам и для составления административного искового заявления, а также подготовки документов для суда.
Отсутствие у административного истца пакета документов для своевременного обращения в суд, переданного в УФНС по Красноярскому краю, не может являться уважительной причиной, поскольку причины организационного и административного характера в ИФНС, вызвавшие пропуск срока обращения с административным иском в суд не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, что налоговым органом после получения письма Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края № от 02.05.2017 года предпринимались дополнительные меры для получения пакета документов, необходимого для формирования заявлений о выдаче судебного приказа административным истцом не представлено, а судом такие доказательства не установлены.
Утверждение административного истца об отсутствии у него до 04.12.2018 года пакета документов для взыскания задолженности по страховым взносам в отношении адвоката Николаева А.Н. опровергается материалами административного дела № по заявлению МИФНС России № 17 по Красноярскому краю о выдаче судебного приказа на взыскание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени в отношении Николаева А.Н., согласно которым необходимые документы были приложены к заявлению о выдаче судебного приказа, направленному мировому судье 28.08.2018. При этом суд обращает внимание, что заявление о выдаче судебного приказа было подписано 29.05.2018 г., а в суд направлено лишь через 3 месяца.
Таким образом, доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено. Истец не доказал наличие исключительных обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд за выдачей судебного приказа, либо по крайней мере в разумный срок, а не через 1 год 2 месяца после срока для направления заявления, предусмотренного ст. 48 НК РФ.
При изложенных обстоятельствах, учитывая длительный период времени, прошедший с момента передачи в УФНС по Красноярскому краю данных о недоимке по страховым взносам (01.02.2017 года) до направления заявления о вынесении судебного приказа (28.08.2018 года), суд полагает требование о взыскании с Николаева А.Н. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также пени в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки подлежащим отклонению.
В соответствии с п. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 292, 293 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю к Николаеву А.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, отказать.
Решение суда, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий – судья Д.А. Дозорцев
Резолютивная часть решения объявлена 29.05.2019 года
Решение в окончательной форме изготовлено 30.05.2019 года