Решение по делу № 33-8668/2020 от 25.09.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД № 91RS0024-01-2020- 000693-66 Председательствующий в суде первой инстанции Алтунин А.В.

Дело № 33-8668/2020 Судья-докладчик в суде апелляционной инстанции Егорова Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 ноября 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Егоровой Е.С.,

судей Авериной Е.Г., Шестаковой Н.В.,

при секретаре Гамуровой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Департамента социальной политики администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 09 июня 2020 года по гражданскому делу по иску Гринякиной Н.И. и Тарно В.А. к Департаменту социальной политики администрации города Ялта Республики Крым и администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконными и отмене постановления и решения.

По делу установлено:

в феврале 2020 года Гринякина Н.И. и Тарно В.А. обратились в суд с иском к администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту социальной политики администрации города Ялты с требованиями:

- признать незаконным и отменить постановление администрации города Ялты -п от 25.12.2019 «О расторжении договора от 05.12.2017 года «О продлении срока <данные изъяты> Тарной В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты>»;

- обязать устранить допущенные нарушения;

- признать незаконным и отменить решение Департамента социальной политики администрации города Ялты о приостановлении выплаты по назначению МСП «Ежемесячная помощь на детей, которые <данные изъяты>»;

- обязании ответчика устранить допущенное нарушение путем восстановления выплаты.

Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 марта 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по делам несовершеннолетних и защит их прав администрации города Ялта Республики Крым (л.д. 42 том 1).

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 09 июня 2020 года иск Гринякиной Н.И. и Тарно В.А. удовлетворен.

Признано незаконным постановление администрации города Ялта Республики Крым от 25 декабря 2019 года -п «О расторжении договора от 05.122.2017 года «О продлении срока <данные изъяты> Тарно В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения» <данные изъяты>».

Судом признано незаконным решение Департамента социальной политики администрации города Ялта Республики Крым от 24 декабря 2019 года о приостановлении выплаты Гринякиной Н.И. меры социальной поддержки «Ежемесячная помощь на детей, <данные изъяты> <данные изъяты>».

На Департамент социальной политики администрации города Ялта Республики Крым возложена обязанность рассмотреть вопрос о возобновлении выплаты Гринякиной Н.И. меры социальной поддержки «Ежемесячная помощь на детей, <данные изъяты> <данные изъяты>».

С администрации города Ялты Республики Крым в пользу Тарно В.А. расходы по оплате государственной пошлины в суме 300 рублей.

На указанное решение суда представителем Департамента социальной политики администрации города Ялты Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований к департаменту, постановить новое, которым в удовлетворении иска, заявленного к Департаменту, отказать.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение суда подлежит отмене как незаконное. Полномочия Департамента администрации указаны в Законе Республики Крым № 34-ЗРК от 17.12.2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в Республике Крым». В соответствии с этим законом в отношении несовершеннолетних полномочиями по принятию решения в отношении несовершеннолетних наделен орган опеки и попечительства. В данном случае, орган опеки и попечительства администрации города Ялты Республики Крым. Свои полномочия в части приема документов, назначения (отказе в назначении), перерасчета ежемесячной помощи Департамент осуществляет согласно порядку, утвержденному в постановлении Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 № 683. Согласно п. 2.5 Порядка, ежемесячная помощь детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, которые находятся в приемных семьях, назначается на срок, указанный в договоре о передаче ребенка на воспитание в семью. 21.01.2020 Департамент получил копию постановления администрации города Ялты от 25.12.2019 -п о расторжении договора от 05.12.2017 и признании утратившим силу постановления администрации города Ялты от 21.11.2017 -п, <данные изъяты>. Департамент без действующего договора <данные изъяты>, либо решения органа опеки и попечительства не имеет полномочий принимать документы, назначить и выплачивать ежемесячную помощь на детей-<данные изъяты>).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22 сентября 2020 принято решение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (л.д. 29 – 34 том 2).

Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым Егоровой Е.С. апелляционная жалоба представителя Департамента социальной политики администрации города Ялты Республики Крым назначена к рассмотрению на 03 ноября 2020 года.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента социальной политики администрации города Ялты Республики Крым доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.

Третье лицо Гринякин Ю.В. против доводов апелляционной жалобы возражал.

Истцы, представитель ответчика администрации города Ялты Республики Крым, представители третьих лиц ГБУ РК «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Ялты Республики Крым в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены.

От представителя Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым поступили письменные пояснения, в которых указано, что полномочиями по приему документов, назначению (отказ в назначении), перерасчете и выплате единовременного пособия при передаче ребенка <данные изъяты>, <данные изъяты>, в соответствии с пп. 3 п. 1 ч. 2 статьи 1 Закона Республики Крым от 17.12.2014 № 34-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в Республике Крым» наделены органы местного самоуправления в городских округах и муниципальных районах (л.д. 56 - 57 том 2).

От представителя ГБУ РК «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие в связи с невозможностью направить представителя (л.д. 61 том 2).

От представителя Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Ялта Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 63 том 2).

30.10.2020 от Гринякиной Н.И. поступило заявление, в котором она указала, что не намерена далее участвовать в данном деле (л.д. 65 том 2).

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционнойжалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Тарно В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>.

Постановлением администрации города Ялты Республика Крым от 26.09.2017 года -п Тарно В.А. <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> (л.д. 10 том 1).

Истец Гринякина Н.И. и третье лицо Гринякин Ю.В. являются <данные изъяты> Тарно В.А. <данные изъяты>, <данные изъяты> Гринякиной Н.И. была назначена мера социальной поддержки «Ежемесячная помощь на детей, <данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ года рождения Тарно В.А. достигла совершеннолетия.

Из справки от 30.10.2017, выданной ГБПОУ Республики Крым «<данные изъяты> экономико-технологический колледж», установлено, что Тарно В.А. продолжает обучение в ГБПОУ РК «<данные изъяты> экономико-технологический колледж», форма обучения очная, срок обучения с <данные изъяты> 2017 года по 30 июня 2021 года, зачислена на обучение приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 143 том 1). Указанное также подтверждается справкой данного учебного учреждения от 10.01.2020 №04-129/06 (л.д. 18 том 1).

Постановлением администрации города Ялта Республики Крым от 21 ноября 2017 года -п продлен срока пребывания Тарно В.А. в <данные изъяты> обучения в ГБПОУ РК «<данные изъяты> экономико-технологический колледж» (л.д. 133 том 1).

На основании данного постановления между администрацией города Ялта Республики Крым, с одной стороны, и Гринякиным Ю.В. и Гринякиной Н.И., с другой стороны, заключен договор от 05.12.2017 <данные изъяты> (л.д. 13 – 17 том 1).

16.12.2019 Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым направило письмо исх.№2009/01-14 в администрацию города Ялта Республики Крым, в котором указало на недопустимость <данные изъяты>, и потребовало устранить выявленные нарушения (л.д. 28 – 29 том 1).

Оспариваемым постановлением от 25 декабря 2019 года -п администрация города Ялта Республики Крым, ссылаясь на указанное письмо, признала утратившим силу постановление от 21.11.2017 -п; расторгла договор от 05.12.2017 <данные изъяты> Тарно В.А. <данные изъяты> (л.д. 19 том 1).

Протокольным решением от 24.12.2019 Департамент социальной политики администрации города Ялта Республики Крым, ссылаясь на это же письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, приостановил выплату Гринякиной Н.И. меры социальной поддержки «Ежемесячная помощь на детей, <данные изъяты> <данные изъяты>».

Из протокола от 22 января 2020 года Департамента социальной политики Администрации города Ялта установлено, что с 26.12.2019 Гринякиной Н.И. прекращена ежемесячная помощь на Тарно В.А. на основании постановления администрации города Ялта от 25.12.2019 -п «О расторжении договора от 05.12.2017 «<данные изъяты> Тарно В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и <данные изъяты>» (л.д. 40 том 1).

11 сентября 2020 года ГБПОУ РК «<данные изъяты> экономико- технологический колледж» выдана справка, в которой указано, что Тарно В.А. обучается на <данные изъяты> курсе в колледже по профессии <данные изъяты>, срок обучения с <данные изъяты> 2017 года по 30 июня 2021 года, не находится на полном государственном обеспечении. Форма обучения очная (л.д. 22 том 2).

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 года №739-0-0, положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

В пункте 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Пунктом 6 данной статьи определено, что устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ установлено, что орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 152 СК РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

В пункте 3 указанной статьи установлено, что порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

Согласно пункту 2 Правил, договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Правил, основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 01.09.2014 № 62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым» подопечные, а также опекуны (попечители) имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым виды государственной поддержки.

Каждому приемному родителю за воспитание каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, принятого в приемную семью, выплачивается денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям, в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации на соответствующий период.

Порядок назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам детям, оставшимся без попечения родителей и принятым в приемную семью, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, определяется нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 683 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного содержания приемным родителям.

Пунктами 2.3, 2.4 Порядка предусмотрено, что для получения ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, опекуны, попечители, приемные родители обращаются в орган труда и социальной защиты населения по месту проживания с заявлением, к которому прилагаются, кроме прочего, копия договора об устройстве ребенка в приемную семью (передаче под возмездную форму опеки).

Ежемесячная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые находятся под опекой, попечительством, назначается до совершеннолетия ребенка или до момента возникновения обстоятельств, служащих основанием для прекращения выплаты ежемесячной помощи.

В случае если ребенок достиг 18-летнего возраста, продолжает обучение и находится в приемной семье, по решению органа опеки и попечительства ему назначается ежемесячная помощь (п.2.2 Порядка).

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрен перечень оснований для прекращения выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

2.7.1. освобождение лица от обязанностей опекуна, попечителя, приемного родителя;

2.7.2. вывод ребенка из приемной семьи;

2.7.3. достижение ребенком 18-летнего возраста, за исключением детей, воспитывающихся в приемной семье и продолжающих обучение;

2.7.4. признание несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2.7.5 перевод ребенка на обучение на полное государственное обеспечение;

2.7.6. окончание срока действия документов, подтверждающих постоянное проживание иностранного гражданина на территории Республики Крым.

Согласно пункту 2.9 Порядка выплата ежемесячной помощи детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может быть приостановлена в случае отсутствия ежегодного отчета опекуна, попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом, предоставленного в органы опеки и попечительства до 1 февраля года, следующего за отчетным.

Удовлетворяя иск Гринякиной Н.И. и Тарно В.А., суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. Однако отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления вынес постановление от 21.11.2017 -п о <данные изъяты> Тарно В.А. в <данные изъяты> до окончания ее обучения в ГБПОУ РК «<данные изъяты> экономико-технологический колледж». Данный индивидуальный правовой акт был реализован путем заключения с <данные изъяты> договора от 05.12.2017 года о <данные изъяты>, то есть он исчерпал свое действие фактом выполнения. С этого момента между сторонами возникли иные, обязательственные правоотношения, основанные на гражданско-правовой сделке. При таких обстоятельствах вопрос об отмене (признании утратившим силу) постановления от 21.11.2017 года -п и расторжении заключенного на его основании договора мог быть разрешен только в судебном порядке по иску лица, имеющего полномочия на предъявление соответствующего требования в суд. Соответствующие требования подлежат рассмотрению, исходя из аналогии закона (статья 5 СК РФ, статья 6 ГК РФ), на основании статьи 168 ГК РФ о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, и статьи 450 ГК РФ о расторжении договора. Разрешение административным органом спора, основанного на гражданско-правовом договоре, путем отмены ненормативного правового акта, послужившего основанием для заключения такого договора (в порядке самоконтроля), не допустимо. Оспариваемым постановлением от 25 декабря 2019 года -п администрация города Ялта Республики Крым отменила (признала утратившим силу) свое решение от 21.11.2017 -п и в одностороннем порядке расторгла договор от 05.12.2017 , чем фактически оспорила во внесудебном порядке право <данные изъяты> на получение денежного вознаграждения. Решение Департамента социальной политики администрации города Ялта Республики Крым от 24.12.2019 о приостановлении выплаты истцу Гринякиной Н.И. ежемесячной помощи на ребенка, <данные изъяты>, нельзя признать законным, поскольку оно принято в отсутствие оснований, предусмотренных пунктами 2.7, 2.9 вышеназванного Порядка. В письме Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.12.2019 №2009/01-14 такие основания не указаны.

Суд апелляционной инстанции с указанным соглашается.

То обстоятельство, что на дату принятия судом решения выплата ежемесячной помощи прекращена, не свидетельствует о неправильности принятого по делу решения.

В соответствии с ч. 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции указанных нарушений не допущено, поэтому решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без изменения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 09 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента социальной политики администрации города Ялта Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья

судьи:

33-8668/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Тарно Валерия Андреевна
Администрация г. Ялта
Гринякина Наталья Икаровна
Ответчики
Департамент социальной политики администрации г. Ялта РК
Другие
Гринякин Юрий Валентинович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Егорова Елена Станиславовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
28.09.2020Передача дела судье
03.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее