Дело №2-1206/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
апреля 2018 года г.Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кудряшова М.В., при секретаре судебного заседания Жигмитовой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ...», Администрация г.Улан-Удэ о возложении обязанности по антитеррористической защищенности:
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит возложить на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» (далее – СОШ ...) обязанность по антитеррористической защищенности, а именно обеспечить охрану МАОУ «СОШ ...», расположенного по адресу: <адрес> силами сотрудников частного охранного предприятия; установить камеры видеонаблюдений охватывающие потенциально опасные участки сроком исполнения - до 30 августа 2018года.
Требования мотивированы тем, что выездной проверкой установлено, что указанное учреждение находится <адрес>, вместе с тем, сотрудниками охранной организации школа не охраняется. В здании образовательного учреждения установлены 2 видеокамеры, наружные камеры отсутствует, тем самым, не обеспечено непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков объекта.
В судебном заседании представитель истца Вершинина Е.М., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Суду пояснила, что прокурор, выступая с настоящим иском, осуществляет защиту интересов обучающихся в школе, персонала школы, а также лиц посещающих ее. Более того, в соответствии с Постановлением Правительства № 1235, при категорировании учреждения, определяются требования, которые должны быть соблюдены учебным учреждением. Учитывая, что данная школа относиться в 1 категории, наличие частной охраны и наличие видеокамер обязательно. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика СОШ ... Анисимова Е.С. осуществляя свои полномочия в силу занимаемой должности, в судебном заседании исковые требования признала частично. Суду пояснила, что для выполнения данных обязанностей необходимо финансирование.
Представитель ответчика – Администрации г. Улан-Удэ Бахаев О.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора не признал. Суду пояснил, что по настоящему делу прокурор не может выступать в защиту неопределенного круга лиц, поскольку количество учеников известно, их .... Более того, проведено обследование школы, имеется паспорт безопасности и потенциально опасных мест в школе не установлено, в настоящее время не имеется и террористической угрозы. Также для обеспечения школой указанным, необходимо финансирование, что в 2018 г. невозможно, поскольку бюджет городского округа уже сформирован. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьями 20, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (п.7 ст.2 Федерального закона № 35-ФЗ).
Пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании» (далее - ФЗ № 273) к компетенции образовательного учреждения относит материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.б ст.28 ФЗ № 273).
В силу ч. 7 настоящей статьи образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно подпункта «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 2 ч.б ст.28, п. 8 ч.1 ст.41 ФЗ № 273, образовательная организация должна создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания, что включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации. За несоблюдение или ненадлежащее выполнение данных условий, образовательная организация несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено обеспечение защиты от несанкционированного вторжения в здании и сооружения. В зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1235 от 07.10.2017г. утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ.
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Исходя из материалов дела, СОШ ... установлена 1 категория.
П. 22, 23, 24 указанного Постановления Правительства, предусмотрены мероприятия которые необходимо совершить в отношении объектов (территорий) первой категории опасности в том числе: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории.
Таким образом, суд полагает, что установление системы видеонаблюдения сигнализации, обеспечение охраны сотрудниками частными охранными организациями является обязательным, выполнение мероприятий по антитеррористической защищённости, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, а недостаточная укомплектованность системы видеонаблюдения в образовательном учреждении может отрицательно сказаться на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Из паспорта безопасности СОШ ... следует, что потенциально опасных участков не имеется. При этом учитывая, что для обеспечения безопасности обучающихся, их родителей и иных лиц, посещающих школу, суд полагает, что видеонаблюдение установить в школе необходимо. Наличие же имеющихся в школе 2 камер, для обеспечения безопасности не достаточно, поскольку данные меры не позволяют обеспечить надлежащий контроль за обстановкой, в достаточной мере предупредить террористические акты и иные противоправные посягательства на территории школы.
Более того, выездной прокурорской проверкой установлено и не отрицается ответчиками, что указанное учреждение находится <адрес>, вместе с тем, сотрудниками охранной организации школа не охраняется. В здании образовательного учреждения установлены 2 видеокамеры, наружные камеры отсутствует, тем самым, не обеспечено непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков объекта.
В связи с чем, в данной части требования прокурору в части установки видеокамер подлежат удовлетворению частично, обязывая СОШ ... установить видеокамеры с наружи и внутри школы и обеспечить школу сотрудниками частного охранного предприятия.
Суд считает необоснованными доводы представителя Администрации относительно отсутствия в настоящее время террористической угрозы. Вышеуказанные требования предписывают предусмотреть все меры по предупреждению, пресечению и исключению какого–либо посягательства на школу, поскольку непринятие мер по антитеррористической защищенности школы, являющегося объектом массового пребывания людей, влечет нарушение прав граждан, находящихся в здании и помещении учреждения, на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и чрезвычайных ситуациях.
Также отсутствие финансирования не исключает выполнение этих требований.
Частью 7.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Пункт 5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Принимая во внимание вышеизложенное, отсутствие в образовательном учреждении вышеуказанных требований, способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.
Гражданским законодательством установлено, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре (ст.12 ГК РФ).
Таким образом, суд исходя из установленных по делу обстоятельств, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Что касается срока исполнения возложенной обязанности – до ***, с-уд полагает данный срок разумный и достаточный, соответствующим срокам установленным Постановлением Правительства РФ № 1235 от 07.10.2017 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» обеспечить охрану МАОУ «Средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес> силами сотрудников частного охранного предприятия; установить наружные и внутренние камеры видеонаблюдения – в срок до 30 августа 2018 г.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 16 апреля 2018 г.
Судья: М.В. Кудряшова