Дело № 24 июня 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к администрации МО «Муринское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Истцы обратились в суд, указывая, что с 1988 года в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью № ФИО3 была вселена в общежитие по адресу: <адрес>, (ранее присвоенный адрес: <адрес> стан, <адрес>), проживает в нем по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ сын ФИО3 - ФИО4 постоянно прописан в качестве члена семьи и проживает в указанном помещении. Истцы исполняют обязанности нанимателя по оплате, текущему ремонту, содержат жилое помещение в надлежащем состоянии, по данному адресу состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в администрации МО "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района <адрес>. Указали, что здание общежития было передано в муниципальную собственность, затем неоднократно признавалось аварийным и подлежащим сносу. Ссылаясь на то, что ответчик отказывает им в предоставлении другого благоустроенного жилого помещения, полагая свои права нарушенными, истцы обратились в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании представитель истцов требования иска поддержал, подтвердил изложенные обстоятельства.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен должным образом, представил письменный отзыв, который приобщен к делу, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, оценив доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации", с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс РФ, Жилищный кодекс ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу
В соответствии со ст. 5 вышеназванного Федерального закона, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон возникли в период действия Жилищного Кодекса ФИО2, и продолжаются до настоящего времени.
В связи с указанным, по данному делу в части правоотношений по предоставлению жилья и отнесению его к специализированному жилищному фонду следует применять жилищное законодательство ФИО2.
В соответствии со ст. 43 Жилищного кодекса ФИО2, жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО8 народных депутатов, а в случаях, предусмотренных ФИО1, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего ФИО8 народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса ФИО2, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО8 народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается ФИО2. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Пунктом 31 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенного в действие Приказом ФИО5 обороны ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривалось, что заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома ФИО8 депутатов трудящихся. Указанный Приказ устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в Приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота. При этом предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны ФИО1.
В последующем, а именно с момента вступления в силу Приказа ФИО5 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации о том, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 20 Приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации" работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Судом установлено, что ФИО3 в период трудовых отношений с войсковой частью № было предоставлено койко-место в здании общежития, расположенном по адресу: <адрес>,, что подтверждается трудовой книжкой, справкой о регистрации.
Кроме того, как видно из справки о регистрации (формы 9), находящейся в материалах дела, ее вселение в здание бывшего общежития осуществлено на основании внутреннего ордера от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, как следует из материалов дела руководство деятельностью общежития, контроль за его состоянием, заселением осуществляется командиром войсковой части №, в ведении которого находится общежитие.
Иных жилых помещений в пользовании, либо собственности истцы не имеют.
Исходя из того, что в 1988 году истец ФИО3 вселилась в специализированное жилое помещение, находящееся в ведении войсковой части N 71403, с которой она состояла в трудовых отношениях в качестве гражданского персонала и, учитывая, что законодательство того периода позволяло предоставлять гражданскому персоналу служебные жилые помещений в найм, суд приходит к выводу о том, что помещение в здании бывшего общежития предоставлено ФИО3 на законных основаниях. Вселение ФИО4 в качестве члена семьи ФИО3 также осуществлено на законных основаниях.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции, в числе иного, по предоставлению военнослужащим жилых помещений, в том числе, служебных помещений и помещений в общежитиях (подпункт "о" пункта 2 названного Постановления).
Исходя из содержания статьи 92 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со статьями 93, 94 названного Кодекса служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 Жилищного кодекса РФ).
Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими осуществляется на основании договора специализированного найма.
Согласно части 3 статьи 104, части 2 статьи 105 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 42 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Из материалов дела видно, что приказом заместителя ФИО5 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района <адрес>" в редакции Приказа заместителя ФИО5 обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, из федеральной собственности Министерства обороны РФ в собственность МО "Муринское сельское поселение" переданы объекты недвижимого имущества военного городка №, согласно перечню, включая здание по адресу: <адрес>. Здание бывшего общежития исключено из специализированного жилищного фонда.
Из дела видно, что на указанное здание зарегистрировано право собственности МО "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района <адрес>, запись о регистрации в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеперечисленных положений законодательства и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что с момента передачи здания бывшего общежития в муниципальную собственность, истец приобрела право проживания в нем на условиях социального найма.
Также установлено, что в период нахождения здания бывшего общежития в муниципальной собственности заключением Межведомственной комиссии МО "<адрес>" <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ данное здание признано аварийным и подлежащим сносу.
Сведений о том, что с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу администрацией МО "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района <адрес> предпринимались меры по расселению проживающих в аварийном доме граждан, в материалах дела не имеется. Только ДД.ММ.ГГГГ, администрацией издано постановление № о расселении дома в соответствии с условиями программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2024 годах. Пунктом 4 постановления предписано письменно уведомить граждан о расселении, пунктом 5 установлен порядок обеспечения выселения незаконно проживающих в расселяемом доме граждан.
Между тем, по состоянию на дату рассмотрения дела в суде, администрацией вышеуказанные пункты постановления в отношении истцов не реализованы, вопрос о выселении истцов из занимаемого помещения не поставлен.
Из дела также видно, что истцы, как проживающие в спорном помещении, состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма на основании постановления главы администрации Муринской волости № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации указанного положения частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Однако для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В частности, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Из системного толкования приведенных нормативных предписаний следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
С учетом установленных обстоятельств, а также вышеуказанных положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что требования истцов подлежат удовлетворению.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Суд приходит к выводу о том, что с учетом длительного периода непринятия администрацией мер по расселению аварийного жилья расположенного по адресу: <адрес> существует опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан в связи с угрозой обрушения здания, которая требует незамедлительного решения вопроса о их переселении в другое жилое помещение.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Исковые требования ФИО3, ФИО4 удовлетворить.
Обязать администрацию МО "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района <адрес> во внеочередном порядке предоставить ФИО3, ФИО4 жилое помещение по договору социального найма.
Предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд <адрес>.
Судья Е.В. Гусева