УИД39RS0001-01-2021-000273-78
2-1861/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Мухиной Т.А..,
при секретаре Вольных А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макеева А. В. к Западному линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, 3-е лицо УМВД России по Калининградской области о включении в выслугу лет периода службы в органах внутренних дел в льготном исчислении,
УСТАНОВИЛ:
Макеев А.В. обратился в суд с названным выше иском, указав, что 27 марта 2000 года по 08 апреля 2002 года и с 08 мая 2002 года по 06 декабря 2018 проходил службу в органах внутренних дел РФ в разных должностях, в том числе: с 27 марта 2000 года по 08 апреля 2002 года в должности милиционера отдельной роты конвойной службы милиции при УВД Калининградской области; с 08 мая 2002 года по 06 марта 2006 года в должности милиционера взвода конвоирования линейного отдела милиции на станции Калининград Западного линейного управления внутренних дел на транспорте.
06 декабря 2018 года он ушел на пенсию. Однако, отдел кадров Западного линейного управления МВД России на транспорте рассчитал пенсию за периоды с 27 марта 2000 года по 08 апреля 2002 года и с 08 мая 2002 года по 06 марта 2006 года, из расчета один месяц службы за один месяц.
07 декабря 2020 года истец обратился в Западное линейное управление МВД России на транспорте с заявлением о перерасчете выслуги лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца, однако 29 декабря 2020 г. ответчик отказал в этом, указав, что в настоящее время оснований для перерасчета выслуги лет не имеется. Считает, что имеет право на льготный порядок назначения пенсии один месяц службы за полтора месяца службы. В связи с этим просит обязать ответчика зачесть в его выслугу лет период службы с 27 марта 2000 года по 08 апреля 2002 года и с 08 мая 2002 года по 06 марта 2006 года в льготном исчислении (один месяц за полтора месяца службы).
Судом к участию в деле по ходатайству представителя ответчика в качестве третьего лица был привлечен УМВД России по Калининградской области.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить. Дополнительно пояснил, что служба в должности полицейского в спорный период была связана с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Представитель Западного линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте – Сарапий И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Макеева А.В. не признала, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве аргументы, просила суд в удовлетворении предъявленных требований отказать, полагая их по существу неправомерными и необоснованными.
В судебном заседании представитель УМВД России по Калининградской области по доверенности Сосина Е.А. возражала против удовлетворения иска.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, материалы личного и пенсионного дел Макеева А.В., суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, Макеев А.В. проходил службу с 27 марта 2000 года по 08 апреля 2002 года в должности милиционера отдельной роты конвойной службы милиции при УВД Калининградской области; с 08 мая 2002 года по 06 марта 2006 года в должности милиционера взвода конвоирования линейного отдела милиции на станции Калининград Западного линейного управления внутренних дел на транспорте.
Приказом начальника Западного линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте от 06 декабря 2018 г. № л/с, Макеев А.В. уволен со службы в органах внутренних дел 06 декабря 2018 г. на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Из приказа, а также расчета выслуги лет для назначения пенсии Макеева А.В. следует, что его выслуга лет составляет: в календарном исчислении – 20 лет 06 месяца 05 дней, в льготном исчислении – 22 года 02 месяца 00 дней.
С 07 декабря 2018 года Макееву А.В. назначена пенсия за выслугу лет (22 года).
При этом, в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца зачтены периоды службы:
- с 06 марта 2006 года по 10 июля 2006 года в должности милиционера отдельного взвода конвоирования подозреваемых и обвиняемых линейного отдела внутренних дел в аэропорту Западного УВД на транспорте МВД России.
- 10 июля 2006 года по 25 июня 2009 года в должности милиционера отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых линейного отдела милиции на станции Калининград Западного линейного управления внутренних дел на транспорте.
Периоды с 27 марта 2000 года по 08 апреля 2002 года в должности милиционера отдельной роты конвойной службы милиции при УВД Калининградской области; с 08 мая 2002 года по 06 марта 2006 года в должности милиционера взвода конвоирования линейного отдела милиции на станции Калининград Западного линейного управления внутренних дел на транспорте засчитаны в выслугу лет в календарном исчислении.
Как следует из ответа Западного линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте от 25 декабря 2020 года периоды службы с 27 июня 2000 года по 08 апреля 2002 года и с 08 мая 2002 года по 06 марта 2006 года по согласованию с ЦПО УМВД России по Калининградской области включен в расчет выслуги лет для назначения пенсии в календарном исчислении, поскольку Перечнем должностей, утвержденным приказом МВД Росси от 20 декабря 2016 г. № 868 «Об утверждении перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнения обязанностей по которым представляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии» должность полицейского «группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» не поименована.
Однако, суд не может согласиться с указанной позицией ответчика.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 установлен Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации.
Согласно абз. 45 пп. «г» п. 3 указанного Порядка, один месяц службы за полтора месяца засчитывается в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
В разделе 2 (должности, введенные до 23 августа 2014 г.) указанного Перечня в подразделении «изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых» указаны должности «полицейский 3, (милиционер)» (п. 12), «старший полицейский (конвоя) 3, (старший конвоя)» (взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания) (п. 17). При этом, согласно примечанию, право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется лицам, замещавшим должности, отмеченные символом «3», введенные с 30 апреля 2011 г., непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Аналогичные положения содержались в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденном Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. № 640, действовавшем до издания Приказа МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868 (п.п. 17, 18 Перечня, примечание).
В разделе 1 (должности, введенные с 23 августа 2014 г.) Перечня, утвержденного приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868, должности «полицейский» «старший полицейский (конвоя)» (взвод (отделение, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС) указаны без символов (п. 11, 19).
Вместе с тем, редакция Постановления N 941, действовавшая до 12 ноября 2003 г., то есть в спорные периоды службы истца, не содержала указания на необходимость соответствия должности перечню, установленному Министерством внутренних дел Российской Федерации. Согласно действовавшей до 12 ноября 2003 г. редакции в льготном порядке включалась в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом, несмотря на внесение изменений в указанную норму Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г., соответствующий Перечень был утвержден лишь Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 9 октября 2004 г. N 640. Таким образом, в спорные периоды службы истца, отсутствовал утвержденный в установленном порядке Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Из перечисленных выше положений следует, что с 1 января 2001 г. и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с исполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Таким образом, по данному делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление непосредственного осуществление истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В Перечне № 640 указаны отделение (группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых и должность полицейский (милиционер).
Как следует из ответов ответчика и третьего лица должностных инструкций за указанные периоды не сохранилось.
Между тем, из личного дела Макеева А.В. следует на него прямо возлагались обязанности по осуществлению охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, а также осуществление функции по охране и конвоированию обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, что фактически им и выполнялось.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и свидетелями Щ. В.В., Я. А.З.
Из письменных возражений Западного ЛУ МВД России на транспорте следует, что спорный период службы включен в выслугу лет в календарном исчислении в связи с несоответствием наименования должности Приказу МВД России от 21 декабря 2016 г. № 868. Сведений о наличии иных оснований для отказа во включении спорных периодов в выслугу лет истца в льготном исчислении, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что должностные обязанности истца не менялись и в спорные периоды истец фактически исполнял служебные обязанности по должностям, предусмотренным Приказом МВД России от 21 декабря 2016 г. № 868, осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Следовательно, в соответствии с вышеуказанным Приказом МВД России, выполнение обязанностей по указанным должностям предоставляет истцу право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии.
При этом, суд учитывает правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, согласно которой принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Ошибочные формулировки кадровой службы Западного линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте не могут умалять права истца на назначение пенсии по выслуге с учетом льготного исчисления стажа, поскольку в противном случае будет нарушено право истца на пенсионное обеспечение, гарантированное государством и закрепленное в Конституции РФ, принимая во внимание то обстоятельство, что истец при поступлении на службу охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений полагал, что в дальнейшем он будет иметь право на пенсию в льготном исчислении.
Учитывая, что в спорный период службы истец осуществлял деятельность, связанную с непосредственным исполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 27 ░░░░░ 2020 ░. ░░ 08 ░░░░░░ 2002 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ 08 ░░░ 2002 ░░░░ ░░ 06 ░░░░░ 2006 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░