Дело №12-5/2020
68RS0017-01-2020-000015-39
РЕШЕНИЕ
21 мая 2020 года |
р/п Дмитриевка |
Судья Никифоровского районного суда Тамбовской области Карев О.В.
рассмотрев материалы дела по жалобе представителя ООО «Русагро-Тамбов»подоверенности Селезневой О.Л. на Постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления РосприроднадзораМихо Д.Н. от 09.12.2019 №04-234/2019, о привлечении к административной ответственности за правонарушение предусмотренное ч.10 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Центрально-Черноземным межрегиональным Управлением Росприроднадзора, в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Управления Сизовой Е.Н. от 29.10.2019 № 108 проведена плановая проверка с 05.11.2019 по 02.12.2019 с выездом на производственные площадки ООО «Русагро-Тамбов» (далее Общество), основным предметом деятельности которого, является производство и реализация сахара-песка.
В ходе проверки установлено, что юридическое лицо ООО «Русагро-Тамбов» - Филиал «Никифоровский» не относящееся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не ведет журнал учета образовавшихся отходов, утвержденный приказом Минприроды России от 01.03.2011 года №721. Отчетность 2 ТП (отходы) предоставлена только за 2016 и 2017 год, за 2018 год отсутствует. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов. По результатам проверки за допущенные нарушения в отношении ООО «Русагро-Тамбов» вынесено обжалуемое постановление о привлечении к административной ответственности по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ (неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления), с наложением административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением Общество обжалует его по следующим основаниям.Отчетность 2 ТП (отходы) за 2018 год, предоставлена в административный орган в установленные сроки, при проведении проверки должностные лица органа контроля не вправе требовать от юридического лица, …., представления документов или информации, имеющейся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственным им организаций, учреждений, включенные в определенный Правительством РФ перечень.
Кроме этого журнал первичного учёт отходов по форме №2-ТП (отходы), на ООО «Русагро-Тамбов имелся на момент проведения плановой проверки, но этот журнал согласно п.6 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 года №721, ведётся в электронном виде.
В связи с изложенным постановление о привлечении к административной ответственности просит отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Русагро-Тамбов» за совершенное правонарушение по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, прекратить.
Представитель ООО «Русагро-Тамбов», Селезнева О.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в полном объеме поддержала доводы жалобы, дополнительно пояснив, что инженер по ОТ и ООО - Тимофеев М.Е., своевременно подал отчёт за 2018 год в Управление Росприроднадзора по Тамбовской области, что подтверждается штампом о его принятии вх.№03/1011 от 01.02.2019, журнал учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, ведется в электронном виде.
Заместитель руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления РосприроднадзораЕ.Н.Сизова, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии представителя данного управления.
Государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Тамбовской области Михо Д.Н., подал в письменном виде возражения на жалобу и дополнительную жалобу. Полагает, что доказательства по делу являются допустимыми, постановление является законным и обоснованным, просит это постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. В пункте 13 Распоряжения о проведении плановой выездной проверки №108 от 29.10.2019, указан перечень документов, которые ООО «Русагро - Тамбов» обязано предоставить для достижения целей и задач проведения этой проверки, в том числе копии следующих документов: статистическая отчетность в области обращения с отходами производства и потребления по форме 2 ТП - «Отходы» за 2018 год; журнал фактического первичного учета образования и движения отходов за 2016-2019 года.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктов 1-4, 6, 7 Порядка учета в области обращения с отходами утверждённого Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, по каждому виду отходов учёт следует вести путём заполнения таблиц по мере образования отходов, сведения о данных этого учёта за квартал, должны быть обобщены по состоянию на 1 октября 2019 года. Однако в филиале «Никифоровский» ООО «Русагро-Тамбов», не представили статистическую отчётность по форме 2 ТП - «Отходы» за 2018 год, а также не ведется журнал учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов.
Отсутствие в филиале «Никифоровский» учета в области обращения с отходами, создало препятствия для совершения следующих действий: проведения инвентаризации; подготовки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведению федеральных статистических наблюдений; расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы настоящего дела, установлено наличие основания для частичного удовлетворения жалобы, по следующим основаниям.
Статьёй 19 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусмотрено, что: Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (пункт 1);Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2); Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 3).
Порядок учёта в области обращения с отходами, утверждён Приказом Минприроды России от 01.09.2011г. N721, которым предусмотрено, что: Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период (пункт 5); Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку). Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов (пункт 6);Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (пункт 7).
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 10.08.2017 года №529 «Об организации статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и наблюдения», утвержден порядок отчёта по форме №2-ТП (отходы). Этот отчёт может предоставляться в электронном виде, в территориальный орган Росприроднадзора в срок до 01 февраля после отчётного периода, он оформляется в соответствии с указаниями по заполнению этой формы федерального статистического наблюдения, им предусмотрено, что: Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных (пункт 4); Отчет по форме N2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета в области обращения с отходами, проводимого в порядке, установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 N721 (зарегистрирован Минюстом России от 14.10.2011 N22050), паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды (пункт 5);При заполнении формы N2-ТП (отходы) все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, формируемому и утвержденному Росприроднадзором в соответствии с приказом Минприроды России от 30.09.2011 N792 (зарегистрирован Минюстом России от 16.11.2011 N22313), в последовательности, начиная с I класса опасности по V класс опасности включительно (пункт 6).
Согласно ч.10 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 до 400 тысяч рублей.
Установлено, что в период с 05.11.2019 по 02.12.2019 проведена плановая проверка деятельности ООО «Русагро-Тамбов», с выездом на её производственные площадки, в том числе в Филиала «Никифоровский» расположенного в р.п.Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области. Проверка проведена в порядке Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании распоряжения заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Е.Н.Сизовой №108 от 29.10.2019 (далее Распоряжение №108 от 29.10.2019), последнее принято на основании плана контрольно - надзорных мероприятий на 2019 год утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Тамбовской области №279 от 29.10.2018, а так же следующих нормативных актов: Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №400; Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 24.08.2016 г. №517; Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; Федерального закона № 99- ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Закона РФ «О Недрах» №2395-1 от 21.02.1992г.; Земельного кодекса РФ №137-ФЗ от 25.10.2001; Водного кодекса РФ №74-ФЗ от 03.06.2006.
В пункте 13 Распоряжения № 108 от 29.10.2019, с которым лично ознакомлен генеральный директор ООО «Русагро-Тамбов», указан перечень документов, обязательных для предоставления ООО «Русагро-Тамбов» для достижения целей и задач проведения этой проверки, в том числе копии следующих документов: статистическая отчетность в области обращения с отходами производства и потребления по форме 2 ТП - «Отходы» за 2016-2018 года; журнал фактического первичного учета образования и движения отходов за 2016-2019 года.
Из пункта 9 Раздела «Выявленные нарушения» Акта проверки №108 от 02.12.2019, с которым ознакомлен представитель ООО «Русагро-Тамбов» по доверенности Селезнева О.Л. следует, что в нарушение требований ст.19 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Порядка учёта в области обращения с отходами утвержденного Приказом Минприроды России от 01.03.2011 №721, в филиале «Никифоровский»: не ведётся журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов; не представлена отчетность 2 ТП (отходы) за 2018 год.
Из обстоятельств дела следует, что законность вышеуказанных действий и решений должностных лиц Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, не обжаловались в порядке предусмотренные ч.12 ст.16 и ч.2 ст.23 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При обстоятельствах в рамках настоящего дела, отсутствуют основания для признания собранных доказательств недопустимыми (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ).
Доказано, что ООО «Русагро-Тамбов» является комплексным предприятием, не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, на производственной площадке которого в филиале «Никифоровский» в р.п.Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области, осуществляется деятельность по обращению с отходами с I - V классов опасности.
На него возложены обязанности, в том числе: вести учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов производства; составлять отчёты по этим отходам.
По факту выявления нарушений перечисленных в Акте проверки №108 от 02.12.2019, Государственный инспектор Д.Н.Михо, в отношении ООО «Русагро-Тамбов» составил протокол об административном правонарушении №04-234/2019 от 04.12.2019.
На основании протокола вынесено Постановление №04-234/2019 от 09.12.2019, о признании Общества виновным в совершении правонарушения по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ и назначил ему наказания в виде административного штрафа в размере 200 000руб.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Порядок учёта в области обращения с отходами, предусматривает возможность ведения этого учёта в электронном виде. Следовательно при наличии заполненных таблиц в электронном виде, возможно вывести эти сведения на печать и предоставить государственному инспектору, в целях выполнения требований пункта 13 Распоряжения № 108 от 29.10.2019.
Поскольку указанные сведения в печатном виде не были предоставлены, других доказательств ведения журнала в электронном виде также не представлено, имелись основания для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица и привлечении его к административной ответственности за правонарушение по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ.
При этом следует признать обоснованной жалобу Общества и доводы его представитель Селезневой О.Л. в части того, что Обществом отчёт 2ТП за 2018 год был своевременно сдан в Управление Росприроднадзора по Тамбовской области, что подтверждается штампом о его принятии вх.№03/1011 от 01.02.2019, и подтверждает его наличие у проверяющего органа на момент проверки. В связи с чем, данное нарушение необходимо исключить из акта проверки, протокола и постановления №04-234/2019 от 09.12.2019 года о привлечении Общества к административной ответственности по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь изложенным, суд полагает возможным применить при назначении наказания правила ч.3-3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку нарушения в области учёта обращения с отходами производства и потребления, сопряжены с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
Жалоба ООО «Русагро-Тамбов» и доводы его представителя, в остальной части, являются несостоятельными по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «Русагро-Тамбов», удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления РосприроднадзораД.Н.Михо от 09.12.2019 №04-234/2019, изменить путём исключения из него указания на вину Общества в отсутствии и не предоставленииотчетности по форме 2 ТП (отходы) за 2018 год.
Признать юридическое лицо ООО «Русагро-Тамбов» виновным в нарушении ч.10 ст.8.2 Ко АП РФ и наложить административный штраф в размере 100000 (ста тысяч) рублей, который должен быть оплачен по реквизитам указанным в постановлении.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ООО «Русагро-Тамбов», без удовлетворения.
Решение можно обжаловать в Судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда, черезНикифоровский районный суд Тамбовской области, в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения.
Судья Карев О.В.