Дело № 2а-1613/2021
(УИД 42RS0013-01-2021-003141-75)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего: Антиповой И.М.,
при секретаре Фроловой С.С.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в городе Междуреченске
06 декабря 2021года
дело по административному исковому заявлению Кацерубов Е.П. к Администрации Междуреченского городского округа, Правительству Кемеровской области-Кузбассу о признании бездействий органа наделенного публичными полномочиями незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Кацерубов Е.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Междуреченского городского округа, Правительству Кемеровской области-Кузбассу о признании бездействий органа наделенного публичными полномочиями незаконными и просит, с учетом уточнения иска, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Междуреченского городского округа, выразившееся в не организации обеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка, расположенному по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, принадлежащего Кацерубов Е.П., Кацерубова А.С. и их несовершеннолетним детям. Просит возложить на администрацию муниципального образования Междуреченского городского округа обязанность по обеспечению земельного участка расположенному по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, принадлежащего Кацерубов Е.П., Кацерубова А.С. и их несовершеннолетним детям на бесплатной основе объектами инженерной инфраструктуры, а именно: системами коммунального водоснабжения и водоотведения течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Возложить на администрацию муниципального образования Междуреченского городско округа обязанность по спилу лесных насаждений на земельном участке, расположенному по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, принадлежащего Кацерубов Е.П., Кацерубова А.С. и их несовершеннолетним детям на бесплатной основе объектами инженерной инфраструктуры, а именно системами коммунального водоснабжения и водоотведения в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Возложить на администрацию муниципального образования Междуреченского городско округа обязанность по спилу и корчеванию лесных насаждений на земельном участке, расположенному по адресу: <адрес> в с кадастровым номером №, принадлежащего Кацерубов Е.П., Кацерубова А.С. и их несовершеннолетним детям в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Требования административного истца мотивированы тем, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п многодетной семье истца был предоставлен земельный участок (кадастровый №), расположенный по адресу <адрес> в общую долевую собственность, под жилую застройку индивидуальную.
Право собственности на земельный участок было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект, содержащими сведения о регистрации права: Кацерубов Е.П. (доля вправе 1/5); Кацерубова А.С. (доля вправе 1/5); ФИО3 (доля вправе 1/5); ФИО4 (доля вправе 1/5); ФИО5 (доля вправе 1/5).
Однако указанный земельный участок не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры, в том числе системы водоотведения и водоснабжения.
Истец обратился с заявлением в администрацию Междуреченского городского округа об обеспечении предоставленного земельного участка инженерной инфраструктурой.
От административного ответчика администрации Междуреченского городского округа ответа до настоящего времени не последовало.
Бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по организации обеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером №, а именно в не организации водоснабжения, водоотведения считает незаконным.
Административным ответчиком, как уполномоченным органом местного самоуправления, не были осуществлены действия по организации обеспечения инженерной инфраструктурой, принадлежащего земельного участка в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем, чтобы истцу, осуществляющему строительство дома на предоставленном ему земельному участку, обеспечивалась возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимого жилого дома к инженерно - техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Предоставление земельных участков многодетным семьям является мерой социальной поддержки таких семей и направлено на защиту семьи, материнства, отцовства и детства. Предоставленный семье земельный участок не обеспечен инженерной инфраструктурой, в связи с чем осуществление жилищного строительства невозможно. К полномочиям административного ответчика относится организация в границах городского округа электро-. тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Однако административный ответчик, наделенный соответствующими полномочиями, уклоняясь от решения указанных вопросов местного значения, допускает бездействие, не принимая мер по организации обеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка по расположенный по адресу <адрес>.
Действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории поселения вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, при этом требования закона обязывают органы местного самоуправления при предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, обеспечивать данные земельные участки необходимой инфраструктурой. Земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Согласно подпунктов 4 и 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро- тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Также в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования Междуреченский городской округ к вопросам местного значения городского округа относится: «организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации».
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета," федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18 Закона № ФЗ).
Проведение работ по формированию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджета Междуреченского городского округа.
Под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.
Во исполнение данного Указа Президента России приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № З72 утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, пунктом 20 которого рекомендовано в законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, определить в том числе полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации обеспечения земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно - технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков (подпункт 10), по оказанию содействия в подключении (технологическом присоединении) жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного гражданам, имеющим трех и более детей, для жалеющего строительства, к сетям инженерно - технического обеспечения за границами указанного земельного участка (подпункт 11).
Из совокупности приведенных правовых истец считает, что действующим законодательством предусмотрены полномочия, как субъекта, так и органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального, жилищного строительства в рамках указанной программы.
Бездействие Администрации муниципального образования «Междуреченский городской округ» в неисполнении обязанности по организации обеспечения инженерной инфраструктурой существенно нарушает права истца как собственника земельного участка, предоставленного истцу в качестве меры социальной поддержки.
В судебное заседание административный истец, будучи извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, согласно заявления просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.54).
В судебное заседание представитель административного истца Болматенко Е.А., действующий на основании письменного заявления в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ, настаивал на заявленных требованиях в полном объеме.
В судебное заседание заинтересованное лицо Куцерубова А.С. будучи извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, согласно заявления просила о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.56).
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации МГО Греб Т.Ф., действующая на основании доверенности № 29.12.2020 года возражала против удовлетворения заявленных требований, предоставила письменные возражения (л.д.89-96).
В судебное заседание представитель административного ответчика Правительство Кемеровской области-Кузбасса, будучи извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд письменные объяснения (л.д.58,59).
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В порядке ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений», граждане, имеющие трех и более детей (родители, усыновители, приемные родители, опекуны), имеют право приобрести в собственность земельные участки бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, дачного строительства, личного подсобного хозяйства.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Куцерубов Е.П. и Бабина А.С. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства (л.д.103), после чего Бабиной присвоена фамилия Куцерубова.
В период брака у административного истца родились дети: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается копиями свидетельств о рождении (л.д. 104,105,106).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию МГО с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность бесплатно в равных долях каждому для индивидуального жилищного строительства земельный участок (л.д.109).
Постановлением администрации МГО №-п от ДД.ММ.ГГГГ предварительно было согласовано предоставление им земельного участка расположенного по адресу <адрес> (л.д.107-108, 111- 113).
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п многодетной семье истца Куцерубова Е.П. был предоставлен в общую долевую собственность бесплатно в равных долях каждому земельный участок площадью <данные изъяты>м. с кадастровым номером № расположенный по адресу <адрес>, категория земель :земли населенных пунктов, территориальная зона :зона индивидуальной и малоэтажной жилой застройки) для индивидуального жилищного строительства. Куцерубову Е.П., Куцерубовой А.С., ФИО3, ФИО4, ФИО5 зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок в Междуреченском отделе Управления Росреестра по Кемеровской области (л.д. 11).
Право собственности на земельный участок было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект, содержащими сведения о регистрации права:
Кацерубов Е.П. (доля вправе 1/5); Кацерубова А.С. (доля вправе 1/5); ФИО3 (доля вправе 1/5); ФИО4 (доля вправе 1/5); ФИО5 (доля вправе 1/5)(л.д.19-26).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в администрацию Междуреченского городского округа об обеспечении предоставленного земельного участка инженерной инфраструктурой (л.д.27).
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 165) произведен осмотр земельного участка по адресу: <адрес>, по итогам которого установлено, что ограждения земельного участка не имеется, капитальных строений, хозяйственных построек не имеется, водоснабжение: рекомендовано обратиться в МУП «Междуреченский водоканал» за получением технических условий, древесная растительность: 10 пихт, 3 березы, 1 кедр, кустарники малины, кедр не подлежит спилу, по закону-порода ценных деревьев, дорога, подъездные пути: имеется, примыкает к участку, энергоснабжение имеется.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В силу ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № l618-p «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
Законом Кемеровской области от 29.12.2015 № 135-03 «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений» определены случаи бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Распоряжением Кемеровской коллегии администрации Кемеровской области от 29 марта 2013 года № 275-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по инфраструктурному обустройству земельных участков,. подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» утвержден план мероприятий ("дорожную карту") по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей (далее - план).
Строительство инженерной инфраструктуры на земельных участках, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющих трех и более детей, необходимо обеспечить в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете.
В соответствии с указанным выше планом мероприятий проведение кадастровых работ 11 постановка на государственный учет земельных участков, планируемых для предоставления в собственность гражданам, имеющих трех и более детей, а также проектирование и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур к указанным земельным участкам отнесено к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, Указанная норма согласуется с положениями ст.11 ЗК РФ, ст.15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Постановление коллегии администрации Кемеровской Области от 25.10.2013 № 461 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса" на 2014- 2024 годы предусматривает финансирование мероприятий: "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" (пп.1.13 ст.3 указанного постановления) "Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для детей" (пп.1.14.ст.3 указанного постановления)
План мероприятий по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей предусматривает первоначальное проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-0 "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.
Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пп. 6 ч. 1 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу ч. 3 ст. 15 указанного закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Согласно п. 1 ст.3 Закона Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 135-03 "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений", граждане, имеющие трех и более детей (родители, усыновители, приемные родители, опекуны), имеют право приобрести в собственность земельные участки бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, дачного строительства, личного подсобного хозяйства.
Согласно п. 4 ст. 7 "Устава муниципального образования "Междуреченский городской округ" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 "Устава муниципального образования "Междуреченский городской округ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают следующими полномочиями, в том числе: полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из иска, и не оспаривается ответчиками, что земельный участок, был предоставлен семье без обеспеченной инфраструктурой по водоснабжению и водоотведению.
При этом, обеспечение питьевой водой жителей районов Камешек, Чульжан, Назасский производилось в соответствии с муниципальными контрактами №/К от ДД.ММ.ГГГГ, №\К от ДД.ММ.ГГГГ, №\К от ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «УРЖКК» и ИП ФИО13 (л.д. 155-164, л.д. 151-154, л.д.142-146).
Согласно ответа МУП «Междуреченский водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ было выполнено строительство водопровода по <адрес>, проходящего мимо выделенных многодетным семьям земельных участков Назасская, 13 а, Назасская 13б, Назасская 13 в, общей протяженностью 464 погонных метра, из полиэтиленовых труб ПЭ 100 диаметром 110 мм. Для заключения договора о подключении (техническом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, собственникам земельных участков необходимо обратиться в МУП «Междуреченский водоканал» с заявлением. После заключения договора и выполнения технических условий, данные земельные участки будут подключены к централизованной системе водоснабжения (л.д.133).
Согласно акта МУП «Междуреченский водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ о прокладке уличного водопровода в <адрес>: уличный водопровод соответствует заявленным техническим требованиям и условиям. Монтажные работы выполнены в соответствии с технической документацией и соблюдением Правил технической эксплуатации систем водоснабжения (л.д.135)
Таким образом, требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Междуреченского городского округа, выразившееся в не организации обеспечения инженерной инфраструктурой (водоснабжению) земельного участка, расположенному по адресу: <адрес> в, с кадастровым номером №, принадлежащего Кацерубов Е.П., Кацерубова А.С. и их несовершеннолетним детям в период с ДД.ММ.ГГГГ года являются обоснованы и законными.
При этом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности по водоснабжению, поскольку водоснабжение земельного участка на момент рассмотрения дела обеспечено, а оснований для возложения на ответчика обязанности по уборке лесонасаждений и водоотведению суд не усматривает.
Так, действующим законодательством не предусмотрена обязательная организация в частном секторе централизованного водоотведения, и при отсутствии системы канализации предусматривается оборудование выгребов на участках собственников.
Жилое помещение, жилой дом должны соответствовать требованиям действующих СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (пп.19-21). В силу п.21 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Объем выгребов и помойниц определяется их владельцами с учетом количества образующихся ЖБО.
Земельный участок по адресу: <адрес> предоставлен истцу в уже сложившейся застройке жилыми домами без централизованного водоотведения. В районе, где расположен участок истца, население использует септики, выполняет водонепроницаемый выгреб, при этом, автомобильная техника по откачиванию сточных вод из выгребных ям в муниципальном образовании «Междуреченский городской округ» имеется.
Собственники индивидуальных жилых домов самостоятельно имеют право заключить прямой договор на возмездное оказание услуг по сбору, вывозу и очистки сточных жидких бытовых отходов.
Таким образом, суд признает состоятельными возражения ответчика, что при отсутствии централизованного водоотведения в частном секторе поселка не является нарушением действующего законодательства.
Также, земельный участок был образован самим истцом, до момента образования земля относилась к неразграниченной территории (территория общего пользования) и администрации Междуреченского городского округа не принадлежала, соответственно и растительность на земельном участке администрации не принадлежала.
Древесно-кустарниковая растительность на земельном участке после передачи его в собственность гражданину является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст.129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В силу ст. 210 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
В Указе Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствуют предписания по уборке растительности на земельном участке, идет речь только об инженерной инфраструктуре,
Соответственно, суд признает также состоятельными доводы ответчика, что действия по спилу лесонасаждений на участке не относятся к обеспечению инженерной инфраструктурой земельного участка, и нормы действующего законодательства не возлагают на администрацию Междуреченского городского округа обязанности по выполнению работ по спиливанию лесных насаждений на земельном участке, принадлежащем частному лицу на праве собственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконными бездействий администрации Междуреченского городского округа, выразившихся в непринятии мер по обеспечению инженерной инфраструктурой земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в период с момента предоставления земельного участка до сентября 2021 года, и об отказе в удовлетворении требований в остальной части.
Согласно ч.1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым ГПК РФ относит, в том числе расходы на оплату услуг представителя.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 ГПК РФ. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как следует из материалов дела, истец обратился за оказанием юридической помощи, в связи с чем, понесены судебные расходы по оплате услуг представителя Болматенко Е.А. в размере 20 000 рублей, что подтверждается договором б/н от ДД.ММ.ГГГГ с Болматенко Е.А., актом от ДД.ММ.ГГГГ о выполненных работах к договору, квитанцией об оплате от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.62-65).
Как следует из данных документов договор на оказание юридических услуг заключен между истцом и Болматенко Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость услуг определена в размере 20 000 рублей, представителем в судах общей юрисдикции интересов заказчика указан Болматенко Е.А.. Денежные средства уплачены согласно квитанции в сумме 20 000 рублей.
Согласно акта выполненных работ к договору от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель оказал юридическую помощь в объеме: составление искового заявления стоимостью 4 000 рублей, участие в судебных заседаниях стоимостью 16 000 рублей.
Суд признает, что указанные расходы истцом связанны с рассмотрением дела, являются необходимыми.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Часть 1 ст. 100 ГПК РФ предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя.
Из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что при определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
С учетом изложенного, исходя из объема проделанной представителем работы, сложности дела и продолжительности его рассмотрения в суде, степени занятости представителя в судебном разбирательстве, а также его значимости для рассмотрения требований, принимая во внимание принцип разумности и справедливости, суд, на основании статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 7 000 рублей. Суд полагает, что определенный размер расходов на представителя соответствует установленным обстоятельствам по делу, указанным выше разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, разумному пределу, позволяет соблюсти необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Руководствуясь статьями 175 – 180,285 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 7 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░