Дело № 2-397/17
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
15 ноября 2017 года гражданское дело по иску Ладыгиной О.Д. к Антонец О.И. об установлении сервитута
установил:
Ладыгина О.Д. обратилась в суд к Антонец О.И. с иском об установлении сервитута. Заявленные требования мотивированы тем, что каждая из сторон имеет в собственности земельные участки, являющиеся смежными. Истец не имеет возможности пользоваться земельным участком в соответствии с его назначением, не используя земельный участок ответчика, поскольку проезд и проход возможен только через земельный участок, принадлежащий ответчику. Соглашения об установлении сервитута стороны не достигли, в связи с чем Ладыгина О.Д. вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец не присутствует, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просила дело рассмотреть без её участия. До начала судебного заседания предоставила суду расписку об отказе от иска в полном объеме.
Ответчик в суде не присутствует, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просила дело рассмотреть без её участия.
Суд считает возможным рассмотреть дело по представленным письменным доказательствам по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев дело по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Часть 1 статьи 131 ГК РФ предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В ходе судебного заседания установлено, что земельный участок с кадастровым №, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: РК, <адрес>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит на праве личной собственности Ладыгиной О.Д., о чем внесена соответствующая запись в ЕГРП № от 23.05.2017г.
В свою очередь, собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 690 кв.м., расположенного по адресу: РК, Прилузский район, с. Объячево, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, является Антонец О.И.
Как следует из материалов дела, участки сторон поставлены на кадастровый учет, однако границы земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Доказано также, что земельные участки истца и ответчика являются смежными.
Между тем, до начала судебного заседания от Ладыгиной О.Д. поступил отказ от исковых требований, заявленных к Антонец О.И., в полном объеме.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, а в случае нарушения прав самостоятельно избирают и способы защиты, обращаясь в суд в порядке процессуального законодательства.
Отсюда, реализация гарантированного Конституцией РФ права на судебную защиту зависит от волеизъявления гражданина, чьи гарантированные Конституцией права и охраняемые законом интересы нарушены.
Последствия отказа от заявленных требований к Антонец О.И., предусмотренные ст. ст. 173, 220, 221 ГПК РФ, а именно, что производство по делу будет прекращено и повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, истцу понятны, о чем имеется её подпись в расписке об отказе от иска, приобщенной к материалам дела.
Учитывая, что при рассмотрении дела, суд обязан следовать требованию статьи 55 (часть 2) Конституции РФ о недопустимости умаления гарантированных Конституцией основных прав и свобод человека и гражданина, принимая во внимание, что отказ Ладыгиной О.Д. от исковых требований, заявленных к Антонец О.И., не противоречит закону, не затрагивает и не ущемляет права и интересы других лиц, суд считает возможным принять отказ истца от исковых требований и прекратить производство по делу.
Руководствуясь ст.ст.39, 173, 220, 221 ГПК РФ, суд
определил:
Принять отказ Ладыгиной О.Д. от исковых требований, заявленных к Антонец О.И. об установлении сервитута
Производство по делу прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 15 дней.
Председательствующий