Решение по делу № 2-1067/2022 от 18.02.2022

Производство № 2-1067/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Севастополь                                                   23 июня 2022 года

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Струковой П.С., при секретаре судебного заседания – Гринько Э.Э.,

с участием представителя истца – Ивановой Н.А., действующей на основании ордера,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусева Андрея Геннадьевича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, – Департамент капитального строительства города Севастополя, об обязании предоставить земельный участок в границах города Севастополя для индивидуального жилищного строительства или ведения подсобного хозяйства или садоводства в аренду без проведения торгов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит признать за ним право на получение земельного участка на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в аренду без проведения торгов, а также обязать ответчика предоставить истцу в аренду без проведения торгов земельный участок в границах города Севастополя для индивидуального жилищного строительства площадью до 1 500 кв.м.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвали<адрес> группы и нуждается в улучшении жилищных условий. С ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Департамента капитального строительства <адрес> -р/2018 истец поставлен на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в границах <адрес> для ведения подсобного хозяйства или садоводства в аренду без проведения торгов. Департаментом по земельным и имущественным отношениям <адрес> в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано с указанием на необходимость самостоятельно осуществить поиск земельного участка, за собственный счет провести работы по его межеванию, выделению границ и прочее. Истец полагает, что ответчик своими действиями нарушает его законное право на получение земельного участка, в связи с чем вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Истец в судебное заседание не явился о дне и времени слушания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил. Ранее представителем ответчика через приемную суда подано заявление, в котором указывает, что ФИО2 за предоставлением государственной услуги «Предварительное согласование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя» не обращался. Также считает исковые требования необоснованными и незаконными, поскольку суд не может подменять функции, возложенные на Департамент.

Третье лицо явку своего представителя не обеспечило, о дне и времени слушания дела извещено надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщило.

Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения истца, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 39.6 ЗК РФ).

Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В частности, пунктом 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (часть 14 статьи 17 вышеназванного Закона).

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства имеют лица, относящиеся к указанной категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими юридическое значение и подлежащими установлению, являются наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов с ДД.ММ.ГГГГ, о чем ГУ МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение .

Распоряжением Департамента капитального строительства <адрес> -р/2018 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе федерального значения Севастополя на основании пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ, по категории граждан в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» – «педагогические работники» с ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи 1 человек, номер учетного дела .

С целью реализации своего права на получение меры социальной поддержки в виде первоочередного обеспечения земельными участками инвалидов для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, истец обратился с соответствующим заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес>.

Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за исх. от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснен порядок обращения с заявлением о предоставлении государственной услуги: «предварительного согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь». Также указывается на отсутствие у Департамента полномочий по организации подбора земельных участков для дальнейшей передачи в пользование гражданам, имеющим статус «инвалид», и на необходимость самостоятельно осуществить поиск местоположения земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности.

Из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за исх. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что истец через МФЦ обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1216 кв.м. В предоставлении названной государственной услуги истцу отказано, поскольку испрашиваемый для ведения садоводства земельный участок расположен в зоне общественной застройки общегородского и районного значения.

Иного недвижимого имущества в собственности истца не имеется, что подтверждается уведомлением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ.

    Как установлено выше, истец ФИО2 состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе федерального значения Севастополь, данный факт стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

Таким образом, суд полагает установленным тот факт, что истец, являясь инвалидом второй группы, имеет право на первоочередное предоставление земельного участка в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ввиду того, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит на соответствующем учете.

Вместе с тем, истцом заявлено требование об обязании ответчика предоставить в аренду без проведения торгов земельного участка в границах города Севастополя для индивидуального жилищного строительства с указанием предельного размера такого земельного участка – до 1 500 кв.м.

Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 269-ЗС «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, гражданам в собственность бесплатно» установлено, что для земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, устанавливаются следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры - от 0,04 до 0,10 гектара (статья 8).

Таким образом, суд не находит оснований для установления величины предельного размера – до 1 500 кв.м для испрашиваемого в аренду без проведения торгов земельного участка.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя ДД.ММ.ГГГГ -ПП Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

Согласно пункту 2.3 Положения Департамент осуществляет управление и распоряжение имуществом и землями в пределах своей компетенции.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности по предоставлению истцу в аренду без проведения торгов земельного участка в границах города Севастополь для индивидуального жилищного строительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, – Департамент капитального строительства города Севастополя, об обязании предоставить земельный участок в границах города Севастополя для индивидуального жилищного строительства или ведения подсобного хозяйства или садоводства в аренду без проведения торгов, - удовлетворить частично.

Признать за ФИО2 как инвалидом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, первоочередное право на получение земельного участка в аренду без проведения торгов.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> предоставить ФИО2 в аренду без проведения торгов земельный участок в черте <адрес> для индивидуального жилищного строительства с учетом требований нормативно-правовых актов к размерам земельных участков, предоставляемых в аренду в городе Севастополе.

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд <адрес>.

Решением суда изготовлено в окончательной форме 28.06.2022.

Судья                                                           П.С. Струкова

2-1067/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУСЕВ АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Иванова Наталия Анатольевна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Струкова Полина Сейталиевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
18.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2022Передача материалов судье
19.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
16.05.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
28.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее