Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 03 декабря 2018 года по делу №
Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания Юдиной Ю.С., с участием административного истца Кузина В.В., от административного ответчика Администрации Рузского городского округа Московской области Елизаровой Ж.Б., доверенность от (дата) от заинтересованного лица ООО «Полигон 2004» Жулич Т.В. доверенность от (дата) рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузина В. В. к Администрации Рузского городского округа Московской области, Главе Рузского городского округа Московской области, первому заместителю главы Рузского городского округа Московской области Игнатькову А. В. о признании постановления Главы Рузского городского округа Московской области от (дата) № «О создании открытых площадок для накопления твердых коммунальных отходов» незаконным.
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просит признать постановление Главы Рузского городского округа Московской области от (дата) № «О создании открытых площадок для накопления твердых коммунальных отходов» незаконным, установить наличие или отсутствие законных оснований для создания открытой площадки для накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером № (адрес)
Требования мотивированы тем, что (дата) от имени Главы Рузского городского округа его первым заместителем – А.В.Игнатьковым, было вынесено и подписано постановление № о создании открытой площадки для накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером № (адрес)
Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ, главу 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, ст. 15 Закона Московской области «Об отходах производства и потребления в Московской области» от 08.11.2012 года №171/2001-ОЗ, п.1.5 «Временного порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области», истец считает, что собственные полномочия Главы муниципального образования (городского округа) по принятию решений о создании открытых площадок для накопления твердых коммунальных отходов не закреплены.
В силу закрепленного Уставом Рузского городского округа распределения полномочий между главой городского округа, местной администрацией и представительным органом, а также п.9 ст. 45 Устава «Распоряжением Главы Рузского городского округа право издавать постановления местной администрации может быть предоставлено отдельным должностным лицам местной администрации». Соответственно, по мнению истца, решение об открытии площадки может принимать уполномоченное должностное лицо администрации в форме муниципального правового акта (постановления или распоряжения) администрации, а не главы городского округа.
Кроме того, как указано в оспариваемом акте, он вынесен в соответствии с временным порядком накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области. Как указано в п. ..., ..., указанного порядка открытые площадки для накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», в том числе:
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность ОПН должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру ОПН должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
При этом согласно п.... порядка не допускается создание ОПН на территориях со сложными геологическими и гидрогеологическими условиями (на склонах, возвышенностях, холмах и т.п., а также в зоне высокого залегания подземных вод), в границах населенных пунктов.
Поскольку эксплуатируемая в соответствии с оспариваемым постановлением открытая площадка для накопления твердых коммунальных отходов (адрес) не соответствует перечисленным санитарным требованиям и очевидно находится на возвышенности в зоне высокого залегания подземных вод, что может принести непоправимый вред окружающей среде, а также жизни и здоровью неограниченного круга лиц, Таким образом, истец считает Постановление Главы Рузского городского округа № от (дата) «О создании открытой площадки для накопления твердых коммунальных отходов» вынесенным в нарушение предоставленных ему полномочий и без надлежащего обоснования, а потому незаконным с момента вынесения.
Административный истец в судебное заседание явился, пояснил, что требования поддерживает в части вынесения оспариваемого акта неуполномоченным на то лицом.
Представитель административного ответчика Администрации Рузского городского округа Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях, просил отказать в удовлетворении иска.
Административный ответчик Глава Рузского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах дела.
Административный ответчик первый заместитель Главы Рузского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах дела.
Представитель заинтересованного лица ООО «Полигон-2004» в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях, просил отказать в удовлетворении иска.
Прокурор о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Министерства экологии и природопользования Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Департамента Росприроднадзора по ЦФО в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В частности, названный Федеральный закон относит к числу вопросов местного значения городского округа участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 24 ч. 1 ст. 16).
Закрепление в п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.Невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязании принять меры необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичное положение содержит п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При этом организационные меры, характеризующие соответствующие полномочия органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами, заключаются в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.2 Соглашения между Росприроднадзором и правительством Московской области « О передаче Правительству Московской области осуществления в части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления» контроль за деятельностью организации, эксплуатирующих ОПН возложен на Министерство экологии и природопользования Московской области.
На основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закона Московской области от 08.11.2001 N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области", Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 Министерством экологии и природопользования Московской области утвержден Временный порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области.
Согласно п.1.4. Временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области. Организация деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего Порядка, осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области в пределах своей компетенции в соответствии с Государственной программой Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2017-2026 годы, подпрограммой V "Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 795/39, а также территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 19.03.2018 N 162/9, посредством координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области.
Согласно п.1.5. Временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и органов местного самоуправления городских округов по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих районов и городских округов включают в себя:
- полномочия по принятию решения о создании или об отказе в создании ОПН в пределах границ территории соответствующего муниципального образования;
- полномочия по созданию иных мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- полномочия по утверждению правил благоустройства соответствующих муниципальных образований.
Согласно п.1.6 Временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области. Органы местного самоуправления, указанные в пункте 1.5 настоящего Порядка, их должностные лица несут ответственность за нарушение требований настоящего Порядка в соответствии с законодательством Московской области, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.7 настоящего Порядка.
Согласно раздела 3 Временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области.
3.1. Размещение ОПН и их площадь определяются проектом обращения с отходами на ОПН, подготавливаемым организацией, эксплуатирующей ОПН.
3.2. ОПН должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03",
3.3. Создание ОПН не допускается на территориях со сложными геологическими и гидрогеологическими условиями (на склонах, возвышенностях, холмах и т.п., а также в зоне высокого залегания подземных вод), в границах населенных пунктов.
3.4. ОПН, на которой осуществляется накопление ТКО, обладающих пожароопасными свойствами, должна быть оборудована первичными средствами пожаротушения.
3.5. Количество первичных средств пожаротушения должно соответствовать предельной площади - максимальной площади, защищаемой одним или группой огнетушителей.
3.6. ОПН должна иметь удобные подъездные пути для грузоподъемных механизмов и транспортных средств. Размеры проходов и проездов определяются габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов.
3.7. В случае складирования ТКО в темное время суток ОПН должна иметь освещение. Минимальная освещенность - 5 лк.
3.8. ОПН должна быть оборудована весами, для контроля ТКО, поступающих на ОПН.
3.9. Санитарно-защитная зона ОПН в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, составляет 100 метров как для мусороперегрузочных станций.
Разделом 6.2. предусмотрен Порядок создания ОПН на земельных участках, находящихся в частной собственности, либо на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду
6.2.1. Накопление ТКО на ОПН, расположенных на земельных участках, находящихся в частной собственности, либо на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных в аренду, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных в аренду, осуществляется правообладателями земельных участков - юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, на основании решения о создании ОПН, принятого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территории которого планируется ОПН.
6.2.2. В случае, предусмотренном в пункте 6.2.1 настоящего Порядка, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, на территории которого планируется ОПН:
- разрабатывает проект обращения с отходами на ОПН;
- заключает предварительные договоры на вывоз ТКО с территории ОПН в места обработки, утилизации, обезвреживания или размещения ТКО.
6.2.3. В случае, предусмотренном в пункте 6.2.1 настоящего Порядка, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель) для получения решения о создании ОПН направляет в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территории которого планируется ОПН, ходатайство о создании ОПН, в котором указывает:
- наименование организации, ОГРН/ИНН;
- местоположение ОПН;
- объем, масса, класс опасности ТКО, планируемых к накоплению на ОПН с указанием источника их образования;
- срок начала накопления ТКО на ОПН и срок окончания накопления ТКО на ОПН, который не должен превышать 11 месяцев;
- места дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания или размещения накопленных на ОПН ТКО по истечении 11 месяцев с момента их складирования на ОПН;
- письменные обязательства вывезти ТКО, складированные на ОПН в полном объеме в места их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания или размещения, и полностью очистить ОПН от ТКО до истечения 11 месяцев с даты начала накопления ТКО на ОПН, указанной в уведомлении, предусмотренном пунктом 4.9 настоящего Порядка.
6.2.4. К ходатайству прилагаются:
- копия проекта обращения с отходами на ОПН, заверенная подписью руководителя и печатью организации, подающей ходатайство;
- копии предварительных договоров на вывоз ТКО с территории ОПН в места обработки, утилизации, обезвреживания или размещения ТКО.
6.2.5. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа рассматривает ходатайство о создании ОПН, указанное в пункте 6.2.1 настоящего Порядка, в срок не позднее 20 календарных дней со дня его регистрации и по результатам рассмотрения ходатайства принимает решение о создании ОПН или об отказе в создании ОПН.
6.2.6. Основаниями для принятия решения об отказе в создании ОПН являются:
- несоответствие ходатайства требованиям, указанным в пункте 6.2.3 настоящего Порядка;
- непредоставление, представление не в полном объеме, в нечитаемом виде или с недостоверными данными сведений и документов, указанных в пунктах 6.2.3 и 6.2.4 настоящего Порядка.
6.2.7. В случае принятия органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решения об отказе в создании ОПН данный орган в течение 5 рабочих дней с момента принятия данного решения уведомляет заявителя в срок, не позднее 5 рабочих дней с момента принятия данного решения.
6.2.8. В случае, предусмотренном в пункте 6.2.7 настоящего Порядка, заявитель вправе устранить недостатки и повторно обратится в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа с ходатайством о создании ОПН.
6.2.9. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа рассматривает повторное ходатайство в порядке, предусмотренном пунктами 6.2.5, 6.2.6 настоящего Порядка.
6.2.10. В случае соответствия ходатайства и документов, поданных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, требованиям, предусмотренным пунктами 6.2.3 и 6.2.4 настоящего Порядка, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территории которого планируется ОПН, в течение 5 рабочих дней принимает решение о создании ОПН, уведомляет заявителя в срок, не позднее 5 рабочих дней с момента принятия данного решения и размещает сканированный вид данного решения на своем официальном сайте в сети Интернет.
6.2.11. В случае принятия решения о создании ОПН орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа в течение 1 календарного дня с момента принятия данного решения уведомляет о данном решении Управление Роспотребнадзора Московской области и Министерство экологии и природопользования Московской области посредством направления в указанные органы копии принятого решения, заверенной надлежащим образом.
В соответствии со ст.62 КАС РФ Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Согласно части 5 статьи 42 КАС РФ в случае обращения в суд лица с административным исковым заявлением, содержащим требование, аналогичное требованию, указанному в коллективном административном исковом заявлении, находящемся в производстве суда, суд предлагает этому лицу присоединиться к указанному коллективному заявлению. Изложенное правило подлежит применению и в тех случаях, когда коллективное административное исковое заявление принято к производству позднее, чем данное административное исковое заявление.
Предложение о присоединении к коллективному административному исковому заявлению может содержаться в определении о принятии административного искового заявления к производству суда, ином определении. Согласие на присоединение к коллективному административному исковому заявлению должно быть выражено в письменном заявлении.
Если лицо, обратившееся в суд с административным иском, присоединилось к заявленному группой лиц требованию, суд соединяет предъявленные требования в одно производство. Если указанное лицо отказалось присоединиться к заявленному группой лиц требованию, суд приостанавливает производство по его административному исковому заявлению до принятия решения по административному делу о защите прав и законных интересов группы лиц.
После принятия соответствующего решения приостановленное производство подлежит возобновлению. Суд рассматривает и разрешает заявленное в рамках этого производства требование, учитывая обстоятельства, установленные в решении, принятом по коллективному административному исковому заявлению (часть 1 статьи 70, часть 2 статьи 190, статья 192 КАС РФ). Несогласие суда с обстоятельствами, установленными в решении суда по коллективному административному иску, должно быть мотивировано.
По делу установлено, что определением Рузского районного суда Московской области от (дата) производство по административному делу № по иску Кузина В. В. к Администрации Рузского городского округа Московской области, Главе Рузского городского округа Московской области Тарханову М. В., первому заместителю главы Рузского городского округа Московской области Игнатькову А. В. о признании постановления Главы Рузского городского округа Московской области от (дата) № «О создании открытых площадок для накопления твердых коммунальных отходов» незаконным было приостановлено до принятия решения по коллективному административному иску Голубева Н. В., Смирнова С. В., Степановой Т. А., Синева О. И., Мурашина Юрия Фёдоровича, Ширшова В. А., Кузнецовой М. Д., Широкова Р. С., Кудрявцева С. Н., Смеловой Г. Н., Чубенко А. Н., Нечаева В. Н., Мурашова А. Ю., Выходцева Б. Н., Статовой Е. И., Статовой Л. А., Тоцкой М. М., Смирновой Л. Н., Голубева А. Н., Миклина А. М., Голубевой В. С., Аникеева А. С. к Главе Рузского городского округа Московской области Тарханову М. В., Администрации Рузского городского округа Московской области о признании постановления Главы Рузского городского округа Московской области от (дата) № «О создании открытых площадок для накопления твердых коммунальных отходов» незаконным (административное дело №
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от (дата) определение суда от (дата) оставлено без изменения, частная жалоба Кузина В.В. без удовлетворения.
Решением Рузского районного суда Московской области от (дата) в удовлетворении коллективного административного иска (№) Голубеву Н. В., Смирнову С. В., Степановой Т. А., Синеву О. И., Мурашину Юрию Фёдоровичу, Ширшову В. А., Кузнецовой М. Д., Широкову Р. С., Кудрявцеву С. Н., Смеловой Г. Н., Чубенко А. Н., Нечаеву В. Н., Мурашову А. Ю., Выходцеву Б. Н., Статовой Е. И., Статовой Л. А., Тоцкой М. М., Смирновой Л. Н., Голубеву А. Н., Миклину А. М., Голубевой В. С., Аникееве А. С. к Главе Рузского городского округа Московской области Тарханову М. В., Администрации Рузского городского округа Московской области о признании постановления Главы Рузского городского округа Московской области от (дата) № «О создании открытых площадок для накопления твердых коммунальных отходов» незаконным, обязании отменить - было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от (дата) решение суда по административному делу № было оставлено без изменения, апелляционная жалоба коллективных истцов оставлена без удовлетворения.
Вышеуказанным судебным актом установлено.
Собственником земельного участка с № площадью ... расположенного по адресу (адрес), категория земель- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,телевидения,информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования- промышленные и коммунально-складские предприятия 111-У классов опасности, является ООО «Компания Зеленая луна», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости ( запись гос.регистрации права № от (дата).)
(дата) между ООО «Компания Зеленая луна» и ООО «Экотехнопарк» был заключен договор аренды в том числе земельного участка с № на срок с (дата) по (дата)
(дата) между ООО «Экотехнопарк» и ООО «Полигон 2004» был заключен договор субаренды части земельного участка с № площадью ... на срок с (дата) по (дата)
(дата) ООО «Полигон 2004» обратился с ходатайством (за исх. б\н от (дата) к Главе Рузского городского округа Московской области Тарханову М.В. о создании открытой площадки накопления твердых коммунальных отходов ... с местоположением (адрес), в пределах западной части земельного участка с №. Срок начала накопления ТКО на ОПН с (дата) по (дата) ООО «Полигон 2004» обязуется вывезти ТКО, складированные на ОПН в полном объеме в места их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания или размещения и полностью очистить ОПН от ОТКО до истечении 11 месяцев с даты начала накопления ТКО на ОПН, указанной в уведомлении, предусмотренного п.4.9 Временного порядка накопления твердых коммунальных отходов ( в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области.
К ходатайству ООО «Полигон-2004» от (дата) были приложены следующие документы: 1) проект обращения отходов на открытой площадке накопления ТКО ... 2) копия письма № от (дата) – обращение к генеральному директору ООО «Ядрово»; копия предварительного договора № от (дата), заключенного с МУП Можайского муниципального района МО на размещение твердых коммунальных отходов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что список приложений к ходатайству ООО «Полигон-2004» не противоречил и соответствовал п. 6.2.4 Временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области. Данный факт подтверждается материалами дела, в том числе представлением Рузского городского прокурора, ответом Администрации РГО в адрес прокурора.
Основания для принятия решения об отказе в создании ОПН установлены в п. 6.2.6 Временного порядка, в частности: 1) несоответствие ходатайства требованиям, указанным в п. 6.2.3 Временного порядка; 2) непредоставление, представление не в полном объеме, в нечитаемом виде или с недостоверными данными сведений и документов, указанных в п. 6.2.3, 6.2.4 Временного порядка.
Согласно п. 6.2.10 Временного порядка в случае соответствия ходатайства и документов, поданных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, требованиям, предусмотренным п. 6.2.3 и 6.2.4 Временного порядка, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территории которого планируется ОПН в течение 5 рабочих дней принимает решение о создании ОПН, уведомляет заявителя в срок, не позднее 5 рабочих дней с момента принятия данного решения и размещает сканированный вид данного решения на своем официальном сайте в сети Интернет.
Постановлением Главы Рузского городского округа Московской области от (дата) № в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от 08.11.2001г. №171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области», распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 19.04.2018г. №159-РМ «Об утверждении Временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, распоряжением Главы Рузского городского округа Московской области от 04.05.2018г. №370-РЛ, в связи со сложившейся критической ситуацией по вывозу и утилизации мусора на территории Рузского городского округа, было принято предложение ООО «Полигон 2004» об организации на земельном участке с №, местоположение: (адрес) открытой площадки для накопления твердых коммунальных отходов в строгом соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от (дата). № Установлено, что приведение земельного участка в нормативное состояние, пригодное для его дальнейшего использования по целевому назначению по истечении срока накопления ТКО, осуществляется по предложению ООО «Полигон 2004» за счет средств ООО «Полигон 2004». На Управление земельно-имущественных отношении администрации Рузского городского округа возложена обязанность в рамках муниципального контроля обеспечить контроль за приведением ООО «Полигон 2004» земельного участка (части ЗУ) в нормативное состояние, пригодное для его дальнейшего использования по целевому назначению по истечении 11 месяцев со дня получения уведомления ООО «Полигон 2004» о начале накопления ТКО.
Сканированная копия указанного решения была размещена на официальном сайте в сети Интернет в пределах 5 рабочих дней с момента принятия (в порядке п. 6.2.10 Временного порядка: сайт http://www.ruzaregion.ru/docs/postanovleniya, дата публикации – 07.05.2018 г.).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ходатайство и приложения к ходатайству ООО «Полигон-2004» от 03.05.2018г соответствовали п. 6.2.3 и 6.2.4 Временного порядка, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для отказа в принятии решения о создании ОПН на основании полученного ходатайства (п. 6.2.6, (дата) Временного порядка).
Глава Рузского городского округа наделен полномочиями по принятию правовых актов, регулирующих вопрос организации открытой площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Структура органов местного самоуправления определена гл. 6 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении).
Так, в силу взаимосвязанных положений п.1 и п. 2 ст. 37 Закона о местном самоуправлении местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, при этом главой местной администрации является либо глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на соответствующую должность по контракту.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
На основании ч. 4 рассматриваемой статьи глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в ч. 6 ст. 43 Закона N 131-ФЗ, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Следовательно, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации, в том числе по организации работы местной администрации.
Согласно п. 6 ст. 43 Закона о местном самоуправлении глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Таким образом, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации, он вправе издать постановление местной администрации.
В соответствии с п.... статьи ... Устава Рузского городского округа, утв. решением Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от (дата) №, глава городского округа возглавляет администрацию городского округа.
Распоряжением Главы Рузского городского округа Московской области от (дата) № «О наделении первого заместителя Главы администрации Рузского городского округа полномочиями» первый заместитель Главы администрации Рузского городского округа наделен полномочиями по подписанию постановлений главы Рузского городского округа Московской области в связи с чем, постановление Главы Рузского городского округа Московской области от (дата) № « О создании открытых площадок для накопления твердых коммунальных отходов» и было подписано первым заместителем Главы администрации Рузского городского округа на бланке Главы Рузского городского округа.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что Постановление Г. Р. городского округа М. (адрес) от (дата) № «О создании открытых площадок для накопления ТКО» принято в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства. Нарушений порядка принятия данного решения не установлено.
Доводы административного истца о том, что на ОПН нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы и правила, создание ОПН грозит экологической катастрофой, могут быть загрязнены колодцы с питьевой водой, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Исходя из сведений представленных Управлением Роспотребнадзора по Московской области:дно площадки имеет водонепроницаемое покрытие, для защиты от атмосферных осадков и ветров, складируемые ТКО укрываются водонепроницаемой полимерной пленкой черного цвета.Для исключения разброса мусора по прилегающей территории площадка ограждена забором из металлической сетки.
Расстояние до ближайшей жилой застройки (адрес) составляет более ... в ... более ..., до границ поселения (адрес) ... До реки ... более ... до реки ... более ... до реки ... более ...
Таким образом, место размещения открытой площадки для накопления ТКО не противоречит требованиям п.п.5 ч.12 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и санитарного законодательства.
Согласно заключению № ... по результатам инженерно-геологических изысканий можно сделать вывод о том, что площадка размещения ПВН не относится к территориям со сложными геологическими и гидрогеологическими условиями. На данном участке с учетом геологических и гидрологических условий возможно открывать площадку для временного хранения ТКО. В ходе проведения экспертного осмотра установлено, что отходы складированные на площадке, укрыты водонепроницаемым синтетическим материалом черного цвета (геомембрана), что соответствует проекту, требованиям СанПин «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и Временному порядку накопления ТКО на территории МО. В ходе проведения экспертного осмотра установлено, что для защиты грунта от возможного проникновения отходов, устроен противофильтрационный экран, который состоит из следующих слоев: снизу-выравнивающий слой из песка, геотекстиль белого цвета, геомембрана пленка ПНД черного цвета, геотекстиль белого цвета, 4, сверху устроен дренажный слой из песка толщиной 50-60см. В соответствии с проектом, используемая при строительстве ПВН геомембрана выполнена из полимерного листа полиеэтилена низкого давления и относится к водонепроницаемым и химически стойким покрытиям, используемым для герметизации полигонов и различных емкостных резервуаров для токсичных сред, что соответствует требованиям СанПин 2.1.7.1322-03. В рамках вертикальной планировки ПВН произведено устройство защитной дамбы (обваловки) высотой от 1,5 до 2,0м. В рамках строительства объекта было произведено устройство трубчатого дренажа для сбора фильтрата, который может образоваться в процессе складирования ТКО на площадке накопления. Также установлено устройство двух колодцев в пределах зоны складирования, для сбора возможного фильтрата, из которых он может быть откачан и вывезен специальным автотранспортом на очистные сооружения.
Данный довод также опровергается протоколами лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» проб воды в колодце в (адрес), протоколами результатов измерений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проб атмосферного воздуха.
Таким образом, учитывая обстоятельства, установленные в решении суда от (дата), принятому по коллективному административному исковому заявлению по делу № (часть 1 статьи 70, часть 2 статьи 190, статья 192 КАС РФ), суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований Кузина В.В., поскольку довод административного истца о том, что оспариваемое постановление вынесено не уполномоченным на то лицом был предметом проверки в ходе рассмотрения коллективного административного иска, судебным актом, вступившим в законную силу, установлено, что постановление Главы Рузского городского округа Московской области от (дата) № «О создании открытых площадок для накопления ТКО» принято в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства. Нарушений порядка принятия данного решения не установлено.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 1 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
Вместе с тем, в данном случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий суду не представлено.
Доказательств, что оспариваемым постановлением и действиями административных ответчиков по организации открытой площадки для накопления ТКО нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы административного истца, а также созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов суду не представлено и материалы дела не содержат.
Суд, оценив все представленные по делу доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, учитывая установленные обстоятельства по делу и вышеперечисленные нормы права, приходит к выводу, что действия Администрации Рузского городского округа Московской области, Главы Администрации Рузского городского округа Московской области Тарханова М.В. и ООО «Полигон-2004» по вынесению оспариваемого постановления и организации открытой площадки для накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером № по адресу (адрес) являются законными.
С учетом изложенного административный иск подлежит отклонению в полном объеме.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Заявленные требования в настоящем деле не влекут восстановления прав, которые административный истец считает нарушенными, поскольку нарушение прав оспариваемым постановлением административным истцом не доказано.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Кузину В. В. к Администрации Рузского городского округа Московской области, Главе Рузского городского округа Московской области, первому заместителю главы Рузского городского округа Московской области Игнатькову Алексею Владимировичу о признании постановления Г. Р. городского округа М. (адрес) от (дата). № «О создании открытых площадок для накопления твердых коммунальных отходов» незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Рузский районный суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 декабря 2018 года.
Судья Н.Ю.Ануфриева