Судья Дядченко А.Х. Дело № 33-644/2024
УИД09RS0001-01-2022-002749-12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 24 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Адзиновой А.Э.,
судей Коркмазовой Л.А., Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания Хапаевой Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 декабря 2023 года по гражданскому делу № 2-3876/2023 по исковому заявлению Боташева А.А., Боташевой А.Х. действующие в своих интересах, а также в интересах своих несовершеннолетних детей Боташева К.А., Боташевой С.А. к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставить социальную выплату.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Адзиновой А.Э., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Боташев А.А., Боташева А.Х. действующие в своих интересах, а также в интересах своих несовершеннолетних детей Боташева К.А., Боташевой С.А., обратились в суд с иском к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР об обязании предоставить социальную выплату. В обоснование доводов сослались на то, что в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и достижения стратегической цели обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан в Российской Федерации была принята федеральная целевая программа «Жилище», реализация которой осуществлялась в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Данная программа включала в себя мероприятия, направленные на оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. В целях реализации данной программы Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту - Правила). Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 года №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01.04.2019 года были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей». Согласно данному постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. До 01.04.2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 года №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2015-2020 годы», которое содержало аналогичные положения и схожие показатели (индикаторы). В порядке, установленном вышеназванными нормативными правовыми актами, их семья в составе 4 человек стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и им было выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты (далее по тексту также Свидетельство) от 25.12.2018 года №710. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 981 849,6 рублей. Однако, до настоящего времени эта социальная выплата их семье не предоставлена. В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики было направлено заявление, на которое ответчик ответил отказом. Позиция Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР, считающего невозможным включение их семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения, является незаконной и нарушает их права. На момент выдачи Свидетельства ее семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретения жилья. Все документы, которые требовались в соответствии с вышеназванными нормативными актами, были предоставлены. Ответчик сослался на истечение срока действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты и на то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. В течение срока, на который им выдано Свидетельство, жилищные условия их семьи никак улучшены не были. Кроме того, их право на получение социальной выплаты в течение срока, указанного в Свидетельстве, осталось нереализованным не по их вине, а по причине неисполнения ответчиком обязанности произвести выплату. Уточнив заявленные требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просили суд: Обязать Министерство по дела молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить Боташева А.А., Боташеву А.Х. их несовершеннолетних детей Боташева К.А. и Боташеву С.А., как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты и приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год. Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики в течение 2023 года предоставить (выплатить) Боташеву А.А,, Боташевой А.Х. и их несовершеннолетним детям Боташеву К.А., Боташевой С.А., социальную выплату в размере 981 849,60 рублей предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25.12.2018 №710 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Истцы и их представитель в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явилась, через канцелярию суда поступили письменные возражения, в которых просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - КЧРКП «Дирекция капитального строительства в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 декабря 2023 года исковые требования Боташева А.А., Боташевой А.Х. действующие в своих интересах, а также в интересах своих несовершеннолетних детей Боташева К.А., Боташевой С.А. к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики об обязании включить в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год и предоставлении социальной выплаты - удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе на указанное решение ответчик - Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку считает, что судом неверно были применены нормы материального права, а именно постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятии государственной программы Российской Федерации" Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» и содержащихся в них Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2010 года № 1050 (далее-Правила), список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 26 и 27). В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей (п. 25 правил). В соответствии с пунктом 3 Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой. В соответствии с пунктом 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплате составляет не более 7 месяцев с даты указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока, действия Правилами не предусмотрено. Согласно пункту 35 Правил, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Семья Боташевых направила социальную выплату для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты, которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив) (п. 2 «в» Правил). В соответствии с пунктом 44 Правил в случае направления социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк необходимые документы. Однако кадастровый номер Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 2 ноября 2023 года присвоен 13 июля 2023 года, то есть за истечением срока действия свидетельства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от 25 декабря 2018 года № 710. Также, обратил внимание на то, что решение является не исполнимым. Просит решение Черкесского городского суда от 21 декабря 2023 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Истцы, представители ответчиков Министерства по делам молодежи КЧР, Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно иска КЧРКП «Дирекция капитального строительства» извещенные и уведомленные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседании суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, учитывая, что стороны извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся истца, представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 11 октября 2021 № 38 «Об исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» полномочия министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в сфере молодежной политики, в том числе реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей перешли к министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с п. 24 Правил, являющихся приложением № 1 к упомянутой выше программе (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.
В соответствии с п. 27 Правил только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 28 Правил).
Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2016 года № 338 «О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года», которое содержало аналогичные положения.
С 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», которое также содержит аналогичные положения.
В соответствии с п. 3 Правил право молодой семьи - участницы основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Согласно п. 4 Правил, выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).
Согласно п. 6 Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп. «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил (подп. «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подп. «в»).
В соответствии с п. 10 Правил, социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с п. 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (п. 13 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, семья истцов состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики».
19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики и КЧРКП «Дирекция капитального строительства» заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым КЧРКП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности, в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики для дальнейшего утверждения.
25 декабря 2018 года КЧРКП «Дирекция капитального строительства» семье истцов выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 710 серии АА 0003799 в размере 981 849, 6 рублей на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, со сроком действия до 25 июля 2019 года включительно.
В связи с тем, что выданное свидетельство подлежало предъявлению в банк до 25 января 2019 года, Боташевой А.Х. заключен договор банковского счета № 1632772 от 18 января 2019 года с ПАО АКБ «Связь-Банк».
Истцом в ПАО АКБ «Связь Банк» своевременно были переданы все необходимые документы для зачисления социальной выплаты, однако денежные средства так и не поступили на специальный счет, открытый в банке, что подтверждается выпиской по лицевому счету.
30 мая 2019 года между ЖСК «Семейный» в лице председателя правления Бытдаева М.М. с одной стороны и Боташевой А.Х. с другой стороны был заключен договор № 98, согласно которому пайщик вступил в кооператив с целью строительства жилого дома и получения в дальнейшем в собственность 3-комнатной квартиры на 4 этаже, общей проектной площадью 79,8 кв.м., с условным номером квартиры 20, расположенной по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 92в.
Размер пая по договору, подлежащий уплате пайщиком, составлял 2 915 500,00 рублей.
Часть суммы в размере 1 933 650, 40 рублей Боташева А.Х. внесла, что подтверждается справкой председателя правления ЖСК «Семейный» от 08 августа 2023 года.
Оставшаяся неоплаченная сумма паевого взноса составляет 981 849,60 рублей.
01 мая 2020 года ПАО АКБ «Связь Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк» и истец был вынужден вновь открыть счет для зачисления социальной выплаты в ином банке. Истцом заключен договор банковского (текущего) счета с АО «Тексбанк», несмотря на указанное обстоятельство, до настоящего времени денежные средства так и не были зачислены, что подтверждается выпиской по счету.
Таким образом, семье истцов денежные средства до настоящего времени не выплачены, а право на получение социальной выплаты, удостоверенное свидетельством № 710 серии АА 0003799, осталось нереализованным.
В соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы» семья истцов, состоящая из четырех человек, включена как молодая семья в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики».
Соответственно семья истца была признана участницей подпрограммы. Сведений об отказе в выплате семье истцов от банка или министерства не поступало, при условии что, исходя из системного толкования Правил, семья должна была получить социальную выплату в 2022 году.
Семья истца отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участниками подпрограммы, однако социальная выплата ею получена не была, что не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Свидетельство № 710 серии АА 0003799 было предоставлено сроком до 25 июля 2019 года, срок предъявления в банк до 25 января 2019 года. Истцом в ПАО АКБ «Связь-Банк» 18 января 2019 года был открыт банковский (текущий) счет для осуществления операций в рамках подпрограммы, о чем заключен договор.
Как указано выше, истцом и ЖСК «Семейный» был заключен договор паенакопления, с целью приобретения квартиры в собственность с использованием средств социальной выплаты.
С момента заключения вышеуказанного договора, истцы своевременно вносили ежемесячные платежи в установленном размере.
Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики от 16 января 2021 года № 852 следует, что продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья, а также использовать средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения в строящемся (не введенном в эксплуатацию) жилом доме, на которое право собственности кооператива не зарегистрировано, не представляется возможным. Таким образом, основные требования истца оставлены без ответа.
Указанный ответ неправомерен, поскольку семья истцов в течение 7 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2021 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной свидетельством от 25 декабря 2018 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами права и исходил из того, что участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в не перечислении денежных средств нет. Выдачей свидетельства государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в этом свидетельстве. Данное право никем не оспорено. Этому праву на получение социальной выплаты корреспондирует обязанность государства произвести выплату путем перечисления денежных средств на специальный счет в банке.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права.
Так, по данному делу юридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, были ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, нарушены порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Как установлено судом, семья истцов, реализовывая право на улучшение жилищных условий, в установленные в свидетельстве и в Правилах сроки вступила в кооператив с целью строительства жилого дома, заключив договор паенакопления.
Из представленных суду представителем истца документов следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: КЧР, г.Черкесск, ул.Кавказская, № 92 В/3, введен в эксплуатацию на основании разрешения, выданного Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска №09-04-35-2023 от 22.06.2023 года.
Из выписки из ЕГРН от 02.11.2023 года усматривается, что данному многоквартирному дому (год завершения строительства – 2022) присвоен кадастровый номер 09:04:0101145:448.
Согласно выписке из ЕГРН квартире №15, расположенной по адресу: КЧР, г.Черкесск, ул.Кавказская, д.92В/3, площадью 83,3 кв.м, 13.07.2023 года присвоен кадастровый номер 09:04:0101145:515.
Согласно справке ЖСК «Семейный» от 08 августа 2023 года пайщиком Боташевой А.Х. за квартиру № 15 внесена сумма взноса в размере 1 933 650,40 рублей.
Оставшаяся неоплаченная сумма паевого взноса составляет 981 849,60 рублей, которая будет погашена за счет субсидии, полученной по ФЦП «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Карачаево-Черкесской Республике.
В справке также указано, что после полной оплаты паевого взноса (стоимости квартиры), квартира № 15 в многоэтажном жилом доме со встроенно-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями (1 этап строительства) в г. Черкесске, ул. Кавказская, 92 В/3 переходит в собственность члену ЖСК Боташевой А.Х..
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что молодая семья истцов, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. ст. 195-198 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что свидетельство, выданное семье истцов, удостоверяющее право на получение социальной выплаты, является недействительным в связи с окончанием срока его действия, не обоснован, поскольку из содержания п. 36 Правил следует, что договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подп. «а» п. 49 Правил, следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена, то есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.
Таким образом, само по себе истечение этого срока не прекращает право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, подп. «а» п. 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные п.п. 41, 42, 44, подп. «а» и «б» п. 45 и п. 45 (1) настоящих Правил, но оплата не произведена.
Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
Применительно к настоящему спору, владельцы свидетельства не смогли в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты не по своей вине, семья в установленные в свидетельстве сроки предоставила все необходимые документы в банк, с которым у ответчика было заключено соглашение о сотрудничестве.
Таким образом, право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.
Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного по делу решения, которые могли бы повлечь его отмену или изменение, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст. 330 ГПК РФ повлечь отмену или изменение судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Министерства по делам молодёжи Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи: /подпись/ /подпись/
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Карачаево-Черкесской Республики А.Э. Адзинова