Решение по делу № 33-4356/2021 от 23.06.2021

Советский районный суд г. Махачкалы

судья ФИО3

дело

УИД-05RS0-40

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 июля 2021 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО9,

судей Зайнудиновой Ш.М. и Алиевой Э.З.

при секретаре судебного заседания ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МВД по РД о признании действия МВД по Республике Дагестан по принятию ФИО1 на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с <дата> незаконными, установлении очерёдности и права с составом семьи из трёх человек, один из которых является инвалидом с детства, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов, т.е. с <дата>, об обязании ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учёта очередников ОВД, принятых на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Дагестан, в том числе в части даты принятия на учёт, т.е. с <дата> путём изменения уникального номера в базе данных,

по апелляционной жалобе ответчика МВД по РД на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО9, доводы представителя ответчика ФИО7, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании действия ответчика - МВД по Республике Дагестан по принятию ФИО1 на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с 18.06. 2013 г. незаконными, установлении очерёдности и права с составом семьи из трёх человек, один из которых является инвалидом с детства, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов, т.е. с <дата>, об обязании ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учёта очередников ОВД, принятых на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Дагестан, в том числе в части даты принятия на учёт, т.е. с <дата> путём изменения уникального номера в базе данных, указав в обоснование иска, что он проработал в органах внутренних дел со <дата> по <дата> Состоял в должности следователя, старшего следователя по ОВД СУ МВД по РД. Стаж службы в МВД на 29.03. 2013 г. составлял 32 лет 11 месяцев 08 дней, в льготном исчислении 38 лет 00 месяцев 22 дня.

<дата> истец обратился к Министру внутренних дел по Республике Дагестан с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, приложив необходимые документы, о чём в сопроводительном письме от 09.01. 2013 г. /-20 на имя председателя ЦЖБК МВД по РД произведена запись о принятии материала. На момент подачи заявления стаж службы составлял более 30 лет.

Ранее единовременная социальная выплата или же жилье истцу и членам его семьи не предоставлялась. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, истец и члены его семьи не имеют.

Решением ЦЖБК МВД по Республике Дагестан от <дата>, протокол истец принят на учёт для получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с присвоением уникального номера 000582, о чём уведомлён письмом ЦЖБК МВД по Республике Дагестан за от <дата> за подписью председателя ЦЖБК, т.е. спустя более одного года после подачи документов. Однако в нём не приведены сведения о времени постановки истца на учёт.

Для выяснения вопроса о дате постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 16.12. 2020г. истец направил соответствующий запрос в МВД по РД.

Из ответа, полученной за подписью врио начальника Управления организации тылового обеспечения ФИО8 от <дата> следует, что истец с семьёй из 2-х человек принят на учёт для получения единовременной социальной выплаты с 18.06.2013г., с присвоением номера учётного дела .

По данным, размещённым на официальном интернет-сайте МВД России истец состоит в очереди с <дата> за идентификационным номером 176-457-268 08, с присвоением порядкового номера в очереди 27346. а также номера учётного дела 000571. На этом же сайте дата подачи истцом заявления значится <дата>, т.е. она соответствует дате указанной в сопроводительном письме на имя председателя ЦЖБК.

Полагает, что действия ответчика - МВД по Республике Дагестан, принявшего истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18.06.2013г. следует признать незаконными, нарушающим принцип равенства постановки на учёт и моё право на своевременное получение выплаты в соответствии с очерёдностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления и момента представления необходимых документов, а именно 09.01. 2013 года.

Имея необходимый стаж, с целью реализации вышеуказанных положений закона <дата> истец обратился в ЦЖБК МВД по РД с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив необходимые документы, указанные в п. 5 Правил. Решением ЦЖБК МВД по РД истец был принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты с 18.06. 2013 г.

РешениемСоветского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к МВД по РД о признании действия МВД по Республике Дагестан по принятию ФИО1 на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с <дата> незаконными, установлении очерёдности и права с составом семьи из трёх человек, один из которых является инвалидом с детства, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов, т.е. с <дата>, об обязании ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учёта очередников ОВД, принятых на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Дагестан, в том числе в части даты принятия на учёт, т.е. с <дата> путём изменения уникального номера в базе данных удовлетворить.

Признать действия МВД по Республике Дагестан по принятию ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с <дата> незаконными.

Установить очередность и право ФИО1 на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов – <дата>.

Обязать МВД по РД внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Дагестан, в том числе в части даты принятия ФИО1 на учет - с <дата> путем изменения уникального номера в базе данных».

На данное решение ответчиком МВД по РД подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Истец обратился в ЦЖБК МВД по РД с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения <дата> с приложением предусмотренных п. 5 Правил документов.

Согласно журнала учета сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО1 зарегистрирован <дата> - дата подачи истцом заявления о постановке на учет (копия журнала учета сотрудников прилагается).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии от <дата> по представлению ЕСВ сотрудникам МВД по РД заявление ФИО1 рассмотрено (выписка из протокола прилагается).

Решением указанной комиссии от <дата> истец поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты с учетом членов семьи, и данное решение утверждено Paспоряжением МВД по РД от <дата>.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" приказом МВД России от <дата> N 207 утвержден Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета.

Данный Порядок устанавливает правила формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета. В соответствии с пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом МВД России от <дата> N 207, внесение информации в базу данных осуществляется на основании правовых актов МВД России и органов о принятии или снятии с учета для получения единовременной выплаты, а также решений комиссий по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам об изменении сведений учетных дел в течение пяти рабочих дней с момента их принятия.

В соответствии с Пунктом 8 Порядка формирования и ведения базы данных, состоящих на учете для получения ЕСВ, утвержденного приказом МВД России , первичная информация вносится в базу данных с присвоением 18 (восемнадцати) значного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 - код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела.

Согласно ст. 12 Федерального закона от <дата> ФЗ-342 «О службе в органах внутренних дел» сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.

Толкование данных положений Правил свидетельствует о правильном их применении МВД по Республике Дагестан об определении даты постановки истца на учет для получения ЕСВ, которая не может быть определена как дата подачи им заявления о предоставлении выплаты, что также соотносится с положениями Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденного Приказом МВД России от <дата> N207.

Очередность предоставления единовременной выплаты, в том числе и преимущественное право на ее предоставление, определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления.

День регистрации заявления в жилищной комиссии не может быть днем заседания комиссии, одновременно днем утверждения решения комиссии, а также днем постановки на учет.

Таким образом, дата принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты должна быть установлена дата утверждения решения жилищной комиссии о принятии истца на учет.

В пункте 20 Правил указано, что сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Данные нормы предусматривают порядок приема заявления и документов сотрудника, а также порядок заполнения сведений о сотруднике, принятом на учет в книгу учета, а не порядок постановки на учет с даты подачи заявления и документов. День регистрации заявления в жилищной комиссии не может быть днем заседания комиссии, одновременно днем утверждения решения комиссии, а также днем постановки на учет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" приказом МВД России от <дата> N 207 утвержден Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета.

В соответствии с приложением к Порядку датой принятия сотрудника на учет считается дата и номер правового акта, утверждающего решение ЦЖБК о принятии на учет.

Согласно Порядку формирования и ведения базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Очередность предоставления единовременной выплаты определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления. Дату постановки истца на учет для получения ЕСВ, следует считать - <дата>, а не дату подачи истцом заявления в жилищную комиссию - <дата>.

Между тем, при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

Согласно материалам дела сведения о ФИО1 внесены в базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, формируемой в сервисе обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации, ему присвоен уникальный , где последние шесть цифр отражают порядковый номер принятия на учет.

Таким образом, дата принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты должна быть установлена дата утверждения решения жилищной комиссии о принятии истца на учет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

Частью 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Из текста искового заявления следует, что истец получил Уведомление ЦЖБК МВД по Республике Дагестан от <дата> о принятии его на учёт для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с присвоением уникального номера еще в 2014 году. Между тем, с настоящим исковым заявлением истец обратился в Советский районный суд г. Махачкалы РД с пропуском установленного законом трехлетнего срока со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, установленный пунктом 1 статьи 196 ГК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от <дата> № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <дата> № 247-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник органов внутренних дел, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).

Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от <дата> , которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Решение о принятии сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт «в» пункта 14, пункт 10, пункт 15 Правил) и утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись, к которому должны быть приложены документы, указанные в названном пункте Правил.

Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности (п.21 Правил).

Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.

Согласно п. 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, единовременная выплата предоставляется сотрудникам (пенсионерам) в порядке очередности принятия их на учет, в том числе и имеющим преимущественное право.

Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя.

Согласно п. п. 10 и 14 Правил комиссия создается для рассмотрения заявлений сотрудников, выполняет функции по проверке представленных сведений и принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения ЕСВ.

В соответствии с п. 20 Правил комиссия обязана заносить сведения о сотруднике, принятом на учет для получения ЕСВ, в порядке очерёдности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что реализация права на получение единовременной социальной выплаты носит заявительный характер и правовое значение для определения момента возникновения права имеет дата приема заявления, а потому дата рассмотрения ЦЖБК заявления ФИО1 правового значения для определения даты, с которой он подлежит принятию на учет, не имеет.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что в случае, если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии о постановке на учет.

Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречит положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставит в неравное положение сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм указанного выше Федерального закона на момент обращения в Комиссию с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, по сравнению с другими сотрудниками, обладающими таким же правом при аналогичном стаже службы, но обратившихся позднее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО1 проработал в органах внутренних дел со <дата> по <дата> Состоял в должности следователя, старшего следователя по ОВД СУ МВД по РД. Стаж службы в МВД на 29.03. 2013 г. составлял 32 лет 11 месяцев 08 дней, в льготном исчислении 38 лет 00 месяцев 22 дня.

<дата> истец обратился к Министру внутренних дел по Республике Дагестан с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, приложив необходимые документы, о чём в сопроводительном письме от 09.01. 2013 г. /-20 на имя председателя ЦЖБК МВД по РД произведена запись о принятии материала. На момент подачи заявления стаж службы составлял более 30 лет.

Ранее единовременная социальная выплата или же жилье истцу и членам его семьи не предоставлялась. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, истец и члены его семьи не имеют.

Решением ЦЖБК МВД по Республике Дагестан от <дата>, протокол истец принят на учёт для получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с присвоением уникального номера 000582, о чём уведомлён письмом ЦЖБК МВД по Республике Дагестан за от <дата> за подписью председателя ЦЖБК, т.е. спустя более одного года после подачи документов. Однако в нём не приведены сведения о времени постановки истца на учёт.

Указанные обстоятельства, а также право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья ответчиком не оспаривается.

Как правильно указал суд первой инстанции, у ответчика не имелось оснований для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с <дата> при том, что заявление о постановке на такой учет с пакетом необходимых документов было подано им <дата>, рассмотрены на заседании ЦЖБК МВД по РД, о чем истец был уведомлён письмом ЦЖБК МВД по Республике Дагестан за от <дата>.

Для выяснения вопроса о дате постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 16.12.2020г. истец направил соответствующий запрос в МВД по РД.

Из ответа, полученной за подписью врио начальника Управления организации тылового обеспечения ФИО8 от <дата> следует, что истец с семьёй из 2-х человек принят на учёт для получения единовременной социальной выплаты с 18.06.2013г., с присвоением номера учётного дела .

По данным размещённым на официальном интернет-сайте МВД России истец состоит в очереди с <дата> за идентификационным номером 176-457-268 08, с присвоением порядкового номера в очереди 27346. а также номера учётного дела 000571. На этом же сайте дата подачи истцом заявления значится <дата>, т.е. она соответствует дате указанной в сопроводительном письме на имя председателя ЦЖБК.

Судом первой инстанции обоснованно опровергнут довод представителя ответчика о том, что истец в суд обратился с пропуском сроков исковой давности.

Бремя доказывания пропуска истцом при обращении в суд установленного законом срока лежало на ответчике, однако отвечающих требованиям ст. ст. 59-60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, в подтверждение того, что истцу о дате, с которой он поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты было известно до подачи иска в суд, ответчиком в материалы дела не представлено. При этом ответчиком не доказано, что истцу кем-либо разъяснялось, что имеющиеся в присвоенном ему уникальном номере цифры «180613» означают дату постановки на учет, и соответственно, что истцу достоверно было известно о принятии его на учет с этой даты.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

33-4356/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шерипов Шерип Иманзагидович
Ответчики
МВД по РД
Другие
Магомедова С.М.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
24.06.2021Передача дела судье
23.07.2021Судебное заседание
10.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2021Передано в экспедицию
23.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее