дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2018 года с. Туруханск, Красноярский край
Туруханский районный суд Красноярского края,
в составе председательствующего судьи Зверевой Л.Ю.,
при секретаре Зизенко Н.Г.,
с участием
истца – старшего помощника прокурора Туруханского района К
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, индивидуальному предпринимателю В о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ИП В о возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований федерального законодательства в части обращения с отходами производства и потребления, установлено, что в результате деятельности ИП В в сфере розничной торговли, осуществляемой самостоятельно, через магазин по адресу: <адрес> от эксплуатации нежилых помещений, уборки прилегающей территории и от товаров, утративших свои потребительские свойства образуются отходы, в том числе 4, 5 классов опасности: отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (5 класс опасности согласно ФККО - 7 35 100 01 72 5), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности согласно ФККО - 7 33 100 01 72 4), светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (4 класс опасности согласно ФККО - 4 82 415 01 52 4), лампы люминесцентные, утратившие потребительские свойства (1 класс опасности согласно ФККО - 4 71 101 01 52 1). Отходы, образующиеся в результате деятельности ИП, являются отходами производства и потребления, но к конкретному классу опасности ответчиком не отнесены, паспорта на опасные отходы не разработаны и не утверждены, инструкция по обращению с люминесцентными лампами отсутствует. В связи с этим просит возложить на ответчика обязанность осуществить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности; разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности; направить копии паспортов отходов I - IV классов опасности в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва способом, позволяющим определить факт и дату их получения, разработать инструкцию по обращению с люминесцентными лампами.
В судебном заседании старший помощник прокурора Туруханского района Красноярского края К заявленные исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.
ИП В в судебное заседание не явилась, извещалась своевременно, надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных прав.
Суд, с согласия истца, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав истца, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Отходами производства и потребления в соответствие со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.ч.1,2 ст.14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (ч. 2 ст. 14).
Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
Федеральным законодателем на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей после осуществления процедуры отнесения отходов к конкретному классу опасности (I - V) возложена обязанность по разработке паспортов отходов I - IV классов опасности.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Соответствующие Правила проведения паспортизации отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (далее - Правила).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Пунктом 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям.
В судебном заседании установлено, что В зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, ОГРНИП № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20). Согласно сведений о видах экономической деятельности ИП осуществляет розничную торговлю не продовольственными товарами (л.д.21). ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес> принято решение о проведении проверки ИП В на предмет соблюдения федерального законодательства в части обращения с отходами производства и потребления, в том числе наличие проведенной инвентаризации отходов производства и потребления, разработанных паспортов отходов I-V класса опасности, инструкций по обращению с люминесцентными лампами (л.д.24).
По результатам проверки, проведенной по месту осуществления ИП В розничной торговли – магазин «<данные изъяты>», по адресу <адрес> <адрес>, установлено, что перечень образуемых в результате деятельности ИП В отходов не определен, паспорта на опасные отходы не разработаны, в уведомительном порядке в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва не направлены и соответсвенно отнесение отходов к конкретным классам опасности не подтверждены, инструкция по обращению с отработанными люминисцентными лампами, используемыми для освещения в магазине, отсутствует.
Таким образом, требования прокурора Туруханского района действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ИП В об инвентаризации и паспортизации отходов, с последующим подтверждением их отнесения к конкретным классам опасности в органе исполнительной власти РФ, разработке инструкции по обращению с люминесцентными лампами, подлежат удовлетворению, поскольку осуществление деятельности без составления паспортов на опасные отходы нарушает требования природоохранного законодательства. Отсутствие инвентаризации и паспортизации отходов, определения класса их опасности отходов при осуществлении ИП В деятельности по размещению и передаче опасных отходов соответствующей организации (имеющей лицензию на утилизацию таких отходов) без паспортов на опасные отходы создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что двенадцатимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, об установлении которого ходатайствует прокурор, является разумным и достаточным для выполнения ответчиком требований, заявленных истцом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ I - IV ░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ I - IV ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░