гор. Звенигово 27 сентября 2017 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием административного ответчика Аниканова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Аниканову А. И. о взыскании пеней по земельному и транспортному налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> (далее административный истец, налоговый орган, МИФНС России № по <адрес>) обратился в суд с административным исковым заявлением к Аниканову А.И. о взыскании в доход бюджета пеней за несвоевременную уплату транспортного налога за период с <дата> в размере 3 716 руб. 69 коп., земельного налога с объектов, расположенных в границах сельских поселений, за период с <дата> в сумме 2 руб. 43 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Аниканов А.И. по данным, представленным государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в 2010-2011 годах являлся собственником транспортных средств: ЗИЛ 332400, №, ДНЕПР 11 КМЗ-8155, №, которые в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, Закона Республики Марий Эл «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» являются объектами налогообложения. В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2010-2015 годы по правилам ст. 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщику начислена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. Кроме того, Аниканов А.И. согласно данным, представленным в электронном виде органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, являлся собственником (владельцем) земельного участка с КН № по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 388 НК РФ он являлся плательщиком земельного налога. Ставка налога устанавливалась в соответствии со ст. 390 НК РФ от кадастровой стоимости земельного участка. Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Аникановым А.И. налог уплачен с нарушением установленного срока. Требование № от <дата> в части уплаты пеней за несвоевременную уплату транспортного и земельного налогов Аникановым А.И. не исполнено. Определением мирового судьи судебного участка № Звениговского судебного района от <дата> судебный приказ от <дата> отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа. В связи с несвоевременной уплатой транспортного и земельного налогов, со ссылкой на положения ст. ст. 19, 23, 31, 48, 70 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец просил о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Административный ответчик Аниканов А.И. в судебном заседании против удовлетворения требования возражал, ссылаясь на истечение срока исковой давности по требованию о взыскании пеней за период, превышающий три года.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) суд приходит к следующему.
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции Российской Федерации (статья 57).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком - физическим лицом, исчисляется налоговым органом.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом согласно п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.
Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Аналогичная норма предусмотрена в п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Административный ответчик не представил доказательств снятия автомобиля с регистрационного учета до <дата>. Транспортный налог за <дата> уплачен им <дата>.
Судом установлено, что в соответствии со ст.ст. 23, 357, 358 НК РФ, Законом Республики Марий Эл «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» Аниканов А.И. обязан уплачивать транспортный налог по месту нахождения транспортного средства в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления.
Из материалов дела усматривается, что Аниканов А.И. в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса является плательщиком транспортного налога, поскольку имел в собственности транспортные средства в период с <дата> ЗИЛ 332400, государственный регистрационный знак №, и с 1987 года ДНЕПР 11 КМЗ-8155, государственный регистрационный знак №
Аниканов А.И., согласно данным, представленным в электронном виде, государственными органами, осуществляющими ведение земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с <дата> являлся собственником земельного участка с КН № по адресу: <адрес>, площадью 5500 кв.м, который согласно ст. 38 Налогового кодекса РФ является объектом налогообложения.
Ставка налога устанавливается в соответствии со ст. 390 НК РФ от кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Обязанность по уплате транспортного налога и земельного налога Аникановым А.И. исполнялась несвоевременно.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Согласно налоговому требованию N 3207 от <дата> сумма транспортного налога за № годы составила по 4 544 рублей, пени, начисленные за неуплату (несвоевременную) налога за предыдущие периоды пени в размере 3 718 рублей; земельного налога за № по 124 руб.; пени 14 руб. 99 коп. В связи с чем при исчислении срока обращения в суд подлежат применению правила, установленные п. 2 ст. 48 НК РФ. Задолженность предложено погасить в срок до <дата>.
Материалами дела подтверждается, что <дата> мировым судьей судебного участка № Звениговского судебного района был вынесен судебный приказ о взыскании с Аниканова А.И. пеней в сумме 3 719 руб. 12 коп. <дата> судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений Аниканова А.И. относительно исполнения судебного приказа.
Материалами дела подтверждается обоснованность начисления пени на недоимку по транспортному налогу за <дата>, за период с <дата>.
Соответственно взысканию подлежат пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу за <дата> в размере 385 руб. 06 коп. за период с <дата>; начисленные на задолженность по транспортному налогу за <дата> в размере 45 руб. 22 коп. за период с <дата>. Расчет, представленный истцом, судом проверен, признается правильным.
Поскольку срок начисления пени на недоимку по транспортному налогу за <дата> подлежат исчислению с <дата>, <дата>, <дата> соответственно, пени, начисленные за периоды с <дата> явно относятся к иным, имеющимся у административного ответчика недоимкам по налогам за предыдущие налоговые периоды. В то же время, доказательств, с достоверностью подтверждающих взыскание задолженности по налоговым платежам за иные налоговые периоды в установленные законом сроки, соблюдение положений ст. 48 НК РФ административным истцом не представлено, требования в данной части не доказаны.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения требований налогового органа о взыскании пени по транспортному налогу в полном объеме.
Взыскание пеней по земельному налогу административным ответчиком признавалось. Расчет, представленный административным истцом, судом проверен, признается правильным.
В силу п. 8 ч. 2 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска освобожден административный истец.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> удовлетворить частично.
Взыскать с Аниканова А. И., ИНН 120302085990, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> в доход бюджета пени по транспортному налогу за <дата> за период с <дата> в сумме 430 руб. 28 коп. и по земельному налогу за <дата> за период с <дата> в размере 2 руб. 43 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Аниканова А. И. в доход бюджета муниципального образования «Звениговский муниципальный район» государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2017 года.