Дело №
55RS0№-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2022 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Тарского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования Тарское городское поселения <адрес>, неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности,
установил:
Исполняющий обязанности Тарского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах муниципального образования – Тарское городское поселение <адрес>, неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности. В обоснование иска указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Тарского муниципального района выпало большое количество осадков в виде дождя, произошло протекание крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>В, и затопление подъездов дома и квартир указанного дома. Также при сильном ветре с крыши указанного дома сдувает листы укрывного материала, которые могут угрожать жизни и здоровью граждан, причинить серьезный физический вред. Краткосрочным планом реализации региональной программы на 2020-2022 годы, утвержденной распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп, проведение работ по капитальному ремонту крыши в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>В определено на 2022 год, хотя изначально указанные работы запланированы на 2018-2020 годов. Запланированы к исполнению следующие виды работ: ремонт крыши, разработка проектной документации, строительный контроль. В результате длительного не проведения работ по капитальному ремонту техническое состояние многоквартирного дома ухудшается. Вместе с тем, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в нарушение требований пп. 3, 4 ч. 1 ст. 180, ч. 1 ст. 182 ЖК РФ выполнение работ, предусмотренных Региональной программой, как в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ так и после в рамках проведения капитального ремонта многоквартирного дома по указанному выше адресу, до настоящего времени не обеспечено, исчерпывающие меры для их проведения приняты, договоры о капитальном ремонте дома с подрядчиком не заключены, чем нарушены права лиц, проживающих в указанном доме и несущих расходы на оплату взносов на капитальный ремонт указанного МКД. Указанное бездействие НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ведет к ухудшению технического состояния названного МКД в части нарушения целостности несущих строительных конструкций дома, крыши. При таких обстоятельствах, механическая безопасность МКД должным образом не обеспечена, права лиц, проживающих в указанном МКД и несущих расходы по его капитальному ремонту, нарушены, их жизни и здоровью создана реальная угроза. Кроме того, доступ в указанный многоквартирный дом является свободным, территория дома не огорожена, в связи с чем при наличии угрозы обрушения крыши указанного МКД ввиду не удовлетворительного технического состояния несущих строительных конструкций дома может пострадать неопределенный круг лиц в том числе и несовершеннолетние. Просит суд признать бездействие НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» незаконным. Обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение следующих видов работ: ремонт крыши; разработка проектно-сметной документации; строительный контроль.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнил заявленные требования, просит признать бездействие НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» незаконным. Обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение следующих видов работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>В: ремонт крыши, строительный контроль.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала с учетом уточнений, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 действующая по доверенности) возражала против заявленных требований, ранее представлен письменный отзыв.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес>, Администрации Тарского городского поселения участия не принимал, извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с позиции относимости и допустимости, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
В целях реализации приведенных положений федерального законодательства принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», который регулирует порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, порядок деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества, устанавливает правовые основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества, требования к региональной программе капитального ремонта общего имущества, а также иные положения, необходимые для обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст. <адрес> №-ОЗ региональная программа капитального ремонта формируется органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики <адрес> в сфере жилищно-коммунального комплекса, совместно с региональным оператором в порядке, установленном настоящей статьей, и утверждается <адрес>.
Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется не реже чем один раз в год на основании:
1) данных о многоквартирных домах, расположенных на территории соответствующего муниципального образования <адрес>, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте www.dom.gosuslugi.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2) решения собственников помещений в многоквартирном доме о переносе установленного срока капитального ремонта общего имущества на более поздний период и (или) сокращении перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, принятого в соответствии с частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи <адрес> №-ОЗ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев:
1) износ конструктивных элементов, внутридомовых инженерных сетей, рассчитываемый с учетом плановых межремонтных сроков и минимального обязательного перечня работ и услуг по капитальному ремонту;
2) продолжительность эксплуатации многоквартирного дома (по году постройки) или год проведения последнего комплексного капитального ремонта;
3) истечение эксплуатационного срока отдельного конструктивного элемента на момент формирования региональной программы капитального ремонта;
4) наличие угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, а также сохранности общего имущества и имущества граждан.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории <адрес> на 2014-2043 года.
Одним из приоритетных направлений жилищной политики в <адрес> является обеспечение комфортных условий проживания граждан, в том числе путем создания условий для проведения своевременного капитального ремонта.
В соответствии с Региональной программой капитальному ремонту подлежит общее имущество во всех МКД, находящихся на территории <адрес>, за исключением МКД:
- признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
- в которых имеется менее чем три квартиры;
- физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов;
- в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в МКД, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную приложением N 2 к настоящему постановлению.
Постановлениями вносились изменения в региональную программу капитального ремонта в части перечня и сроков выполнения отдельных видов работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по <адрес> В в <адрес>.
Так, согласно приложению № «Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 146-п) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>В (1989 г. постройки), включен в перечень с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ в плановый период 2018 год (в том числе): ремонт крыши.
В редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 410-п
"О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 369-п" установлен срок и вид ремонтных работ многоквартирного дома по адресу: <адрес>В в плановый период 2018-2020 г.
Согласно приложению № «Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>В (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 451-п "О внесении изменения в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 369-п"), включен в перечень с установлением сроков и видов ремонтных работ в плановый период 2020-2022 годы (в том числе: ремонт крыши, строительный контроль).
Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ жители многоквартирного дома в <адрес> В обратились с жалобой в Тарскую межрайонную прокуратуру по факту не принятия мер региональным оператором мер по ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес>В.
Межрайонной прокуратурой проведена в июле 2022 года проверка, которой установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Тарского муниципального района выпало большое количество осадков в виде дождя, произошло протекание крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>В, и затопление подъездов дома и квартир указанного дома. Указанные протечки крыши носят частый характер. Также при сильном ветре с крыши указанного дома сдувает листы укрывного материала, которые могут угрожать жизни и здоровью граждан, причинить серьезный физический вред.
Указанные обстоятельства подтверждаются актами осмотров от ДД.ММ.ГГГГ, установлены протечки плиты перекрытия 1,2,3 подъездов.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» межрайонным прокурором вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик в адрес межрайонного прокурора направлен ответ, из которого следует, что в рамках реализации региональной программы в 2021 году подрядной организацией ООО «Стройкомп», отобранной по результатам электронного аукциона, разработана проектная документация для проведения капитального ремонта крыши МКД по адресу: <адрес>В. Региональным оператором ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте ЕИС проведены электронные аукционы по отбору подрядной организации для выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту МКД по адресу: <адрес>В. Электронные аукционы признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок от участников электронных аукционов. Таким образом, ни одна подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций <адрес>, не изъявила желание принять участие в электронных аукционах в целях проведения капитального ремонта многоквартирного дома. Региональным оператором ДД.ММ.ГГГГ объявлен очередной электронный аукцион, который признан не состоявшимся ввиду отсутствия заявок от участников электронных аукционов.
Как выше указывалось внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Как следует из материалов дела РФК МКД направило собственникам МКД предложение от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому собственникам предложено провести капитальный ремонт МКД, установив срок начала капитального ремонта: 2019 год.
ДД.ММ.ГГГГ решением общего собрания принято решение об утверждении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества (в том числе ремонт крыши), провести капитальный ремонт общего имущества.
Краткосрочным планом реализации региональной программы на 2020-2022 годы, утвержденной распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп, проведение работ по капитальному ремонту крыши в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>В определено на 2022 год, хотя изначально указанные работы запланированы на этап 2018, 2018-2020 годов.
Запланированы к исполнению следующие виды работ: ремонт крыши, разработка проектной документации, строительный контроль.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, работы по ремонту крыши, строительному контролю до настоящего времени не выполнены.
На основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора помимо прочего, относится:
- осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
- финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
- взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно ст.ст.16,18 Закона № функциями регионального оператора являются в том числе: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 1 распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп «О создании некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», в целях формирования на территории <адрес> долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов создана некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Суд соглашается с доводами стороны истца о бездействии ответчика, о возложении на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанности провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> В. (ремонт крыши, строительный контроль).
Одним из приоритетных направлений жилищной политики в <адрес> является обеспечение комфортных условий проживания граждан, в том числе путем создания условий для проведения своевременного капитального ремонта.
В материалы дела не представлено доказательств того, что имели место исключения, которые позволяют перенести срок проведения капитального ремонта фасада жилого дома в отсутствие решения общего собрания собственников помещений МКД.
Сторона ответчика в ходе судебного разбирательства не отрицала того, что вопрос об объеме работ по капитальному ремонту, сроках проведения такого ремонта после 2019 общим собранием собственников указанного многоквартирного дома не решался. Решение об отказе от проведения работ по капитальному ремонту собственниками спорного дома в период после 2019 не принималось.
Несмотря на дефекты, выявленные в конструктивных элементах МКД, а, следовательно, наличие угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, и сохранности общего имущества и имущества граждан, сроки капитального ремонта определены на 2022г., в отсутствие обоснования невозможности его проведения в 2018-2020 г.
Таким образом, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов в нарушение требований пунктов 3, 4 ч. 1 ст. 180, ч. 1 ст. 182 ЖК РФ работы, предусмотренные Региональной программой, как в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ (проведение работ в 2018-2020) так и после (проведение работ в 2020-2022) в рамках проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>В до настоящего времени не проведены, исчерпывающие меры по их проведению не приняты, не проведен ремонт крыши в соответствии с разработанной проектной документацией, и соответственно не осуществлен строительный контроль проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, чем нарушены права лиц, проживающих в указанном доме и несущих расходы на оплату взносов на капитальный ремонт указанного многоквартирного дома.
В результате бездействия РФКР МКД, выразившегося в необеспечении своевременного проведения работ по капитальному ремонту МКД, техническое состояние жилого дома не улучшается.
В данной связи иск межрайонного прокурора к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании бездействия ответчика, обязании провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме подлежит удовлетворению.
Согласно положениям статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч. 1).
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2).
С учетом объема действий, которые следует совершить, а также характера допущенных нарушений, суд полагает возможным определить срок исполнения обязанности - до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Возложить обязанность на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> «в», в части проведения работ:
ремонт крыши в соответствии с разработанной проектной документацией,
строительный контроль проведения капитального ремонта крыши.
Решение может быть обжаловано сторонами в <адрес> путем подачи в Центральный районный суд <адрес> апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Ретуева
Мотивированное решение изготовлено: 05.12.2022