Решение по делу № 33-1992/2016 от 15.04.2016

Каспийский городской суд РД судья Г.Н. Магомедова

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 мая 2016 года, по делу , г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Джарулаева А-Н.К., судей Ибрагимовой А.М., Хаваева А.Г., при секретаре ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО7 к Управлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Каспийск о признании постановлений пенсионного фонда от <дата> и от <дата> о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, незаконными и недействительными по апелляционной жалобе представителя Управления Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Каспийск ФИО6 на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата>, которым исковые требования удовлетворены и постановлено о признании постановлений Управления Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Каспийск от <дата> и от <дата> о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов с ФИО7, незаконными и недействительными.

Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., объяснение истца ФИО7, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО7 обратился в суд к Управлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Каспийск о признании постановлений пенсионного фонда от <дата> и от <дата> о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, незаконными и недействительными.

Требования мотивированы тем, что указанными постановлениями ответчика от <дата> и от <дата> с истца взыскана недоимка по страховым взносам, пеня и штраф в размере 17140 рублей и в размере 43518 рублей 04 копейки, соответственно. О постановлениях ему стало известно в ноябре 2015 года от судебных приставов-исполнителей г. Каспийск. О необходимости обращения к судебным приставам истцу сказали в ноябре 2015 года в пенсионном фонде г. Каспийск, куда он обратился в связи с прекращением выплаты ему пенсии в ноябре 2015 года и получением <дата> CMC-сообщения из банка о наложении ограничения на получение пенсии. Постановления ответчика незаконны в связи с не указанием в них времени, с которого за ним образовалась недоимка в размере 17140 рублей и 43518 рублей 04 копейки.

<дата> он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоял на налоговом учете в ИФНС по г. Каспийск.

<дата> им был расторгнут договор аренды торгового места на рынке «Восточный базар» в г. Махачкале, который был перезаключен <дата> с его супругой, ставшей с <дата> индивидуальным предпринимателем.

В 2007 году он уведомил налоговый орган о прекращении им предпринимательской деятельности, но ответа не получил. После того, как он узнал от судебных приставов о том, что он не снят с учета, ФИО8 повторно обратился с заявлением в налоговый орган. Считает, что в несвоевременном извещении налоговым органом о прекращении предпринимательской деятельности пенсионного фонда, его вины нет и поэтому он не должен нести ответственность. Заявитель производил все соответствующие платежи по налогам до <дата>, а дальше их производила его супруга.

Обжалуемые им постановления получены им от судебных приставов, пенсионным фондом ему не направлялись, как не направлялись и уведомления с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам.

В постановлениях пенсионного фонда указан иной адрес его места жительства, не тот, который был указан при его регистрации в 2004 году в качестве индивидуального предпринимателя.

Также по месту его постоянной работы в ГУП «Ляхлинская ковровая фабрика» оплачивались взносы в пенсионный фонд.

Полагая, что указанными постановлениями пенсионного фонда нарушаются его права и законные интересы на получение пенсии, истец обратился с указанными требованиями в суд.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился представитель административного ответчика ФИО9

В поданной им апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В возражениях на доводы апелляционной жалобы истец полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.

Административный ответчик в судебном заседании апелляционной инстанции участия не принял, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав пояснения истца ФИО7, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели.

Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3, ч. 4.1 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом..

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным иском о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

Согласно положениям ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 2).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5).

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. 7).

Как следует из материалов дела, административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 19. августа 2014 года, являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.

20 ноября 2015 года ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с не исполнением административным истцом предусмотренных законодательством обязанности по уплате страховых взносов пенсионным органом в его адрес направлялись соответствующие требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени. Процедура направления требований административным ответчиком соблюдена.

С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о признании незаконными и недействительными указанных выше постановлений административного ответчика. Решение суда первой инстанции об этом не соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, и которые, по мнению судебной коллегии, основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.

Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Руководствуясь ст.ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> отменить, принять по административному делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО7 к административному ответчику Управлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Каспийск о признании постановлений пенсионного фонда от <дата> и от <дата> о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, незаконными и недействительными - отказать.

Председательствующий

Судьи

33-1992/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Гусеев Г.К.
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
10.05.2016Судебное заседание
18.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее