24OS0000-01-2022-000270-71
Дело № 3А-475/2022
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,
с участием представителя Правительства Красноярского края Векшиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-475/2022 по административному иску акционерного общества «Красноярский завод синтетического каучука» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Красноярский завод синтетического каучука» (далее АО «КЗСК») обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя (с учетом уточнения) тем, что оно является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пер. Каучуковый.
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 11734 800 рублей 75 копеек, земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 34151 724 рубля 80 копеек, земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 107522062 рубля 49 копеек.
По итогам оценки, выполненной оценщиком Дробитько В.В. (ООО «АБН-Консалт») и представленной в уточненном отчете № СР.14283/5/7/1-1 от 30 мая 2022 года, по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 10801 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером № составляет 31689 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером № составляет 89806 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующих их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, размер которой зависит от размера кадастровой стоимости земельных участков.
Просит (с учетом уточнения) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости – 10801 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости – 31689 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости – 89806 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года.
Представитель административного истца АО «КЗСК» Рожкова Л.Д., действующая на основании доверенности, в уточненном административном исковом заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Представитель Правительства Красноярского края Векшина Е.Г., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков является незначительной, что подтверждает достоверность государственной кадастровой оценки.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Ляпина О.А., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация города Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей АО «КЗСМ», Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Судом установлено, что АО «КЗСК» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пер. Каучуковый, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных правах от 04 марта 2022 года.
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08 апреля 2022 года по состоянию на 01 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 11734 800 рублей 75 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 30 декабря 2020 года; по состоянию на 01 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 34151 724 рубля 80 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 30 декабря 2020 года; по состоянию на 01 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 107522 062 рубля 49 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 30 декабря 2020 года.
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 03 ноября 2020 года № 766-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края».
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд уточненный отчет об оценке № СР.14283/5/7/1-1 от 30 мая 2022 года, выполненный оценщиком Дробитько В.В. (ООО «АБН-Консалт»), согласно которому по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером № – 10801 000 рублей, с кадастровым номером № – 31689 000 рублей, с кадастровым номером № – 89806 000 рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов, а также затратный подход.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Оформление и содержание отчета об оценке № СР.14283/5/7/1-1 от 30 мая 2022 года соответствует требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов. Оценщиком проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не оспорена и не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено. По настоящему делу не имеется предусмотренных законом оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда и за счет средств федерального бюджета.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № должна быть определена равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке № СР.14283/5/7/1-1 от 30 мая 2022 года.
Датой обращения АО «КЗСК» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 13 апреля 2022 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление акционерного общества «Красноярский завод синтетического каучука» – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости – 10801 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости – 31689 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости – 89806 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года.
Датой обращения акционерного общества «Красноярский завод синтетического каучука» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № считать 13 апреля 2022 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 16 июня 2022 года.