23RS0041-01-2022-004822-53 К делу № 2а-9665/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2022 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
Председательствующего Бубновой Ю.А.,
секретаря Цыганкова А.Ю.,
помощника судьи Смолярова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Петрова Д.В, к судебному приставу-исполнителю ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю Дёмочко О.В. о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Петров Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю Дёмочко О.В., в котором просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара Дёмочко О.В.; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара Дёмочко О.В. устранить допущенные нарушения путем снятия ареста со счетов Петрова Д.В,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и возврата взысканных денежных средств; взыскать с казны Российской Федерации в лице ФССП в пользу Петрова Д.В, денежные средства за оплаченные юридические услуги по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 000 рублей.
Свои требования административный истец основывает на том, что ДД.ММ.ГГГГ Петровым Д.В. получено уведомление от ПАО «Сбербанк», содержащее информацию о взыскании с его счетов сумм в размере 10 819,62 рублей и 31,09 рублей в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара.
Однако, у административного истца не имеется каких-либо задолженностей, в отношение него не были вынесены судебные акты, постановление о возбуждение в отношение него исполнительного производства отсутствует.
Административным истцом самостоятельно было установлено, с использованием сервиса «Банк данных исполнительных производств» с официального сайта ФCCП, что данное исполнительное производство возбуждено в отношении Петрова Д.В,, <данные изъяты>. Таким образом, произошло совпадение персональных данных должника по исполнительному производству (таких как Ф.И.О. и дата рождения) с персональными данными административного истца.
На основании вышеизложенного, административный истец считает действия судебного пристава-исполнителя OCП по Прикубанскому округу г. Краснодара Дёмочко О.В. незаконными, необоснованными, нарушающими права и законные интересы административного истца.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю Дёмочко О.В. также не обеспечила явку в судебное заседание, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала, приобщила материалы исполнительного производства.
Представитель заинтересованного лица – УФССП России по Краснодарскому краю также не явился в судебное заседание, о месте и времени которого извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Учитывая изложенное, суд посчитал возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в части по следующим основаниям.
В судебное заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Петровым Д,В, получено уведомление от ПАО «Сбербанк», содержащее информацию о взыскании с его счетов сумм в размере 10 819,62 рублей и 31,09 рублей в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара.
Однако, у административного истца не имеется каких-либо задолженностей, в отношение него не были вынесены судебные акты, постановление о возбуждение в отношение него исполнительного производства отсутствует.
Административным истцом самостоятельно было установлено, с использованием сервиса «Банк данных исполнительных производств» с официального сайта ФCCП, что данное исполнительное производство возбуждено в отношении Петрова Д.В,, <данные изъяты>. Таким образом, произошло совпадение персональных данных должника по исполнительному производству (таких как Ф.И.О. и дата рождения) с персональными данными административного истца.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
На основании ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с п. п. 2,16 ч.1 ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 12 Федерального закона № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом 06 исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в частности: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в частности, следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным Договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее – Оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника, принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8,части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что исполнительные действия и принудительные меры должны приниматься судебным приставом-исполнителем без волокиты и в полной мере в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Таким образом, суд считает, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара Дёмочко О.В. не были предприняты все необходимые и законные меры для совершения исполнительных действий в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, в частности судебный пристав-исполнитель не произвел проверку правильности персональных данных должника и допустил списание денежных средств с лица, не являющегося должником.
Согласно ст. 106 КА РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Как следует из ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Между тем, согласно ч. 1, 1.1, 2 ст. 70 КАС РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также с использованием систем видеоконференц-связи, системы веб-конференции (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа. К письменным доказательствам относятся также судебные акты, протоколы судебных заседаний, протоколы совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним (схемы, карты, планы, чертежи).
Документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов.
Письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Между тем, административным истцом в материалы дела представлена только лишь копия договора на оказание юридических услуг, а также плохо читаемый чек.
Указанные документы не могут являться доказательством несения административным истцом соответствующих расходов.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петрова Д.В, к судебному приставу-исполнителю ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю Дёмочко О.В. о признании действий незаконными – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара Дёмочко О.В.
Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара Дёмочко О.В. устранить допущенные нарушения путем снятия ареста со счетов Петрова Д.В,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и возврата взысканных денежных средств.
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение месяца.
Председательствующий: